Функции финансов:
1.Распределительная (связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения).
Стимулирующая.
Воспроизводственная.
Инвестиционная Функция.
36. Финансовая система и ее структура.
Финансовая система – государственные фонды по средствам, которых распределяются и перераспределяются финансы населения, предприятий, учреждений.
Финансовая система может быть построена по 2 принципам: 1.Демократический централизм (в данном случае большая часть финансов сосредоточена в центральном управлении и только часть децентрализована).
2.Фискальный федерализм.
Структура финансовой системы:
1.Децентрализованное звено (финансовых учреждений, предприятий). 2.Централизованное звено (государственный бюджет, внебюджетные фонды, обязательное государственное страхование, государственный кредит).
|
|
Государственный бюджет
Государственный бюджет – годовой план государства по расходам и источникам их формирования.
Функции бюджета:
Распределительная.
2.Контрольная.
Стимулирующая.
Принципы:
Полнлта, т.е. бюджетные статьи должны быть полностью выполнены.
Реальность, бюджетные статьи должны реально отображать возможности экономики.
3.Исполнительность, обязательной к исполнению является часть бюджета.
4.Гласность, бюджет печатается в прессе для контроля со стороны налогоплательщиков.
Структура бюджета на примере стран с рыночной экономикой. Расходная часть:
1.Расходы на социальную политику (60-70%).
2.Административно-хозяйственные расходы включая содержание посольств (10-20%).
3.Расходы на реальный сектор экономики (субсидии и дотации приоритетным отраслям, 10-20%).
4.Расходы связанные с погашением внешнего долга (5-8%). Доходная часть:
1.Налоги, включая акцизы и таможенные пошлины, до 80%. 2.Платежи во внебюджетные фонды, до 10%.
Доходы от государственной торговли.
Бюджетная политика РБ
Бюджетная система РБ состоит из центрального бюджета (республиканского), бюджета города Минска, областных, районных, городских, сельских и поселковых бюджетов. Республиканский бюджет оборачивает более 50% всех финансовых ресурсов. Формируется республ. бюджет за счет крупных налогов, таких как НДС, налог на прибыль, акцизы, таможенные пошлины. Расходная часть направлена на обеспечение общегосударственных программ (соц. политика, централизованные субсидии и дотации). Местные бюджеты формируются за счет местных налогов и финансирования через республиканский бюджет. Расходная часть уходит на местные программы (здравоохранение, образование, содержание ЖКХ, местное субсидирование).
|
|
Основные проблемы:
1.Расходы на социальную политику превышают 75%.
Увеличить затраты на ВПК.
3.Сократить расходы на реальный сектор экономики.
4.Налоги, платежи во внебюджетные фонды превысили 95-96%. 5.Местные бюджеты не являются самостоятельными по большей части ресурсов.
38. Бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит – превышение расходной части над доходной. Различают структурный и циклический дефицит. Структурный формируется правительством в начале финансового года. По результатам работ за год реальный дефицит может быть другим. Превышение реального над структурным называется циклическим. Бюджетный дефицит считается нормальным, если он не превышает 2-3% от ВВП (либо по расходной части бюджета).
Финанс. и регулир. бюдж. дефицита
Финансирование:
Дополнительная эмиссия денег.
Увеличение налогов.
Выпуск государственных облигаций.
Секвестр – сокращение всех статей расходной части бюджета за исключением соц. защищенных.
Привлечение внешних займов.
Регулирование бюджетного дефицита:
Бюджетный дефицит нужно регулировать в течении финансового года.
Бюджетный дефицит нужно регулировать во время экономического цикла, т.е. дефицит будет наблюдаться при спаде, но компенсация при подъеме.
Бюджетный дефицит не должен регулироваться вообще, главная задача – контроль макроэкономического равновесия.
Государственный долг.
Государственный долг - задолженность государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.Внешний долг начинает быть проблемным, если он превышает 25% всех доходов от внешней экономической деятельности.
Варианты погашения внешнего долга: 1.Классический (золотовалютные резервы страны). 2.Консолидация (превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную). 3.Конверсия (превращение долгов в долгосрочные иностранные инвестиции). 4.Прочие (право пользования своим морским или континентальным шлейфом, строительство военных баз).
Основные проблемы внутреннего долга: 1.Государственные ценные бумаги покупают граждане с высокими доходами, а налоги, за счет которых финансируется выплата % - платят все. 2.Большой внутренний долг отпугивает инвесторов. 3.Долгосрочность долга вызывает недоверие населения к государству.
Понятие и принципы налогообложения.
Налог – это взыскание в бюджет соотв. Уровня или во внебюджетные фонды, согласно текущего налогового законодательства.
Налоговая система – совокупность всех видов налогов, налогового законодательства и контролирующих органов.
В налог. с-ме должны соблюдаться след. принципы:
1.Всеобщность: налогами охвачены все субъекты хозяйствования;
2.Равнонапряженность, т.е. к субъектам хозяйствования применяются единые ставки налога;
3.Однократность, т.е. с одной хоз. операции налог не может взыматься дважды;
4.Стабильность, т.е.налог. закон-во не должно изменяться в течение ряда лет (5 лет);
5.Простота и доступность;
Гибкость, т.е. налог. с-ма должна стимулировать приоритетные отрасли.
Функции:
1.Фискальная, т.е. налоги обеспечивают поступления в гос. казну;
Регулирующая, т.е. посредством льгот или дифференциации налогов можно изменить эк. соотношение в нац. эк-ке.
Отдельные стороны выполняют элементы налогообложения: субъект налогооблож., объект налогооблож. (с чего платится налог), единица налогооблож. (рубль, процент и т.д.), налог. ставка (размер налога),налог. льготы, налоговое бремя – совокуп. всех налогов, лежащих на одном субъекте хоз-ния.
|
|
Виды налогов.
Виды налогов подразделяются по след. признакам:
1.По объекту обложения:
- прямые налоги (выплач. самим субъектом хоз-ния);
- косвенные налоги (уплач. Покупателями при совершении покупки, но перечисляют производителям);
2.По принципам построения:
- прогрессивные, т.е. чем выше доход, тем выше налог (подоходный налог в РБ)
- пропорциональные, т.е. остаются неизменными (подоход. налог в РФ (13%));
- регрессивные т.е. чем выше доход, тем ниже налог;
3.По х-ру использования:
- общие (они использ. для общегос-ных нужд);
- специальные или целевые (использ. по назначению, например, пенсионный налог);
4.По территориальному признаку:
- гос-ные (поступают в центральный бюджет);
-местные (муниципальные).