Между государством и населением (население – налоги, государство – социальные трансферты)

Функции финансов:

 1.Распределительная (связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения).

Стимулирующая.

Воспроизводственная.

Инвестиционная Функция.

36. Финансовая система и ее структура.

Финансовая система – государственные фонды по средствам, которых распределяются и перераспределяются финансы населения, предприятий, учреждений.

Финансовая система может быть построена по 2 принципам: 1.Демократический централизм (в данном случае большая часть финансов сосредоточена в центральном управлении и только часть децентрализована).

 2.Фискальный федерализм.

 Структура финансовой системы:

 1.Децентрализованное звено (финансовых учреждений, предприятий). 2.Централизованное звено (государственный бюджет, внебюджетные фонды, обязательное государственное страхование, государственный кредит).

Государственный бюджет

Государственный бюджет – годовой план государства по расходам и источникам их формирования.

Функции бюджета:

Распределительная.

 2.Контрольная.

Стимулирующая.

Принципы:

Полнлта, т.е. бюджетные статьи должны быть полностью выполнены.

Реальность, бюджетные статьи должны реально отображать возможности экономики.

 3.Исполнительность, обязательной к исполнению является часть бюджета.

 4.Гласность, бюджет печатается в прессе для контроля со стороны налогоплательщиков.

      Структура бюджета на примере стран с рыночной экономикой. Расходная часть:

 1.Расходы на социальную политику (60-70%).

 2.Административно-хозяйственные расходы включая содержание посольств (10-20%).

3.Расходы на реальный сектор экономики (субсидии и дотации приоритетным отраслям, 10-20%).

4.Расходы связанные с погашением внешнего долга (5-8%). Доходная часть:

1.Налоги, включая акцизы и таможенные пошлины, до 80%. 2.Платежи во внебюджетные фонды, до 10%.

Доходы от государственной торговли.

Бюджетная политика РБ

Бюджетная система РБ состоит из центрального бюджета (республиканского), бюджета города Минска, областных, районных, городских, сельских и поселковых бюджетов. Республиканский бюджет оборачивает более 50% всех финансовых ресурсов. Формируется республ. бюджет за счет крупных налогов, таких как НДС, налог на прибыль, акцизы, таможенные пошлины. Расходная часть направлена на обеспечение общегосударственных программ (соц. политика, централизованные субсидии и дотации). Местные бюджеты формируются за счет местных налогов и финансирования через республиканский бюджет. Расходная часть уходит на местные программы (здравоохранение, образование, содержание ЖКХ, местное субсидирование).

Основные проблемы:

1.Расходы на социальную политику превышают 75%.

Увеличить затраты на ВПК.

 3.Сократить расходы на реальный сектор экономики.

4.Налоги, платежи во внебюджетные фонды превысили 95-96%. 5.Местные бюджеты не являются самостоятельными по большей части ресурсов. 

38. Бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – превышение расходной части над доходной. Различают структурный и циклический дефицит. Структурный формируется правительством в начале финансового года. По результатам работ за год реальный дефицит может быть другим. Превышение реального над структурным называется циклическим. Бюджетный дефицит считается нормальным, если он не превышает 2-3% от ВВП (либо по расходной части бюджета).

Финанс. и регулир. бюдж. дефицита

Финансирование:

Дополнительная эмиссия денег.

Увеличение налогов.

Выпуск государственных облигаций.

Секвестр – сокращение всех статей расходной части бюджета за исключением соц. защищенных.

Привлечение внешних займов.

Регулирование бюджетного дефицита:

Бюджетный дефицит нужно регулировать в течении финансового года.

Бюджетный дефицит нужно регулировать во время экономического цикла, т.е. дефицит будет наблюдаться при спаде, но компенсация при подъеме.

Бюджетный дефицит не должен регулироваться вообще, главная задача – контроль макроэкономического равновесия.

Государственный долг.

Государственный долг - задолженность государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.Внешний долг начинает быть проблемным, если он превышает 25% всех доходов от внешней экономической деятельности.

  Варианты погашения внешнего долга: 1.Классический (золотовалютные резервы страны). 2.Консолидация (превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную). 3.Конверсия (превращение долгов в долгосрочные иностранные инвестиции). 4.Прочие (право пользования своим морским или континентальным шлейфом, строительство военных баз).

  Основные проблемы внутреннего долга: 1.Государственные ценные бумаги покупают граждане с высокими доходами, а налоги, за счет которых финансируется выплата % - платят все. 2.Большой внутренний долг отпугивает инвесторов. 3.Долгосрочность долга вызывает недоверие населения к государству.

Понятие и принципы налогообложения.

Налог – это взыскание в бюджет соотв. Уровня или во внебюджетные фонды, согласно текущего налогового законодательства.

Налоговая система – совокупность всех видов налогов, налогового законодательства и контролирующих органов.

В налог. с-ме должны соблюдаться след. принципы:

1.Всеобщность: налогами охвачены все субъекты хозяйствования;

2.Равнонапряженность, т.е. к субъектам хозяйствования применяются единые ставки налога;

3.Однократность, т.е. с одной хоз. операции налог не может взыматься дважды;

4.Стабильность, т.е.налог. закон-во не должно изменяться в течение ряда лет (5 лет);

5.Простота и доступность;

Гибкость, т.е. налог. с-ма должна стимулировать приоритетные отрасли.

Функции:

1.Фискальная, т.е. налоги обеспечивают поступления в гос. казну;

Регулирующая, т.е. посредством льгот или дифференциации налогов можно изменить эк. соотношение в нац. эк-ке.

Отдельные стороны выполняют элементы налогообложения: субъект налогооблож., объект налогооблож. (с чего платится налог), единица налогооблож. (рубль, процент и т.д.), налог. ставка (размер налога),налог. льготы, налоговое бремя – совокуп. всех налогов, лежащих на одном субъекте хоз-ния.

Виды налогов.

Виды налогов подразделяются по след. признакам:

1.По объекту обложения:

- прямые налоги (выплач. самим субъектом хоз-ния);

- косвенные налоги (уплач. Покупателями при совершении покупки, но перечисляют производителям);

2.По принципам построения:

- прогрессивные, т.е. чем выше доход, тем выше налог (подоходный налог в РБ)

- пропорциональные, т.е. остаются неизменными (подоход. налог в РФ (13%));

- регрессивные т.е. чем выше доход, тем ниже налог;

3.По х-ру использования:

- общие (они использ. для общегос-ных нужд);

- специальные или целевые (использ. по назначению, например, пенсионный налог);

4.По территориальному признаку:

- гос-ные (поступают в центральный бюджет);

-местные (муниципальные).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: