Ответ:
Задача №3
Фірма „Лісоруб” уклала контракт з однією із фірм Німеччини на 100 000 євро. Курс гривні до євро – 7,4 грн/дол.(евро). Якщо курс гривні знизиться до 7,6 грн. /дол.(евро), то що матиме фірма „Лісоруб” – валютну економію чи збиток?
Данную ситуацию необходимо рассматривать с двух сторон:
во-первых, если изменение курса произошло до подписания контракта, то фирма понесет убыток в размере 20 тыс. грн. (переплата вследствие падения курса гривны):
Стоимость контракта №1 = 7,4*100000=740000 грн
Стоимость 7,6*100000=760000 грн
760000-740000=20000 – УБЫТОК!!!
во-вторых, если сделка произошла до понижения курса гривны, то фирма имеет валютную экономию на те же 20 тыс. грн., так как гривна имела более стойкую позицию по отношению к евро.
Ответ: убыток в размере 20 тыс.грн
Задача№4
Номінальний ВВП складає 750 млрд. дол., природний рівень безробіття дорівнює 5%, фактичний рівень безробіття = 9%. Який об’єм продукції в грошовому вираженні недовиробляється в країні? (Коефіцієнт Оукена = 2,5).
Решение
По закону Оуєкена превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1% ведет к потерям ВВП в размере 2,5%.
В данном случае превышение составляет: 9-5= 4 %, то есть потери ВВП составляют 2,5*4= 10%
(Y-Y*)/Y*=-B(И-И*)
(Y-Y*)/Y*=-2,5(0,09-0,05)
(Y-Y*)/Y*=-0,1
(Y-Y*)=-0,1Y*
-Y*+0,1Y*=-Y
0,9Y*=750
Y*=833,33(млрд. $.)
Потери от циклического уровня безработицы составляют
дY=Y-Y*=750-833,33=83,33(млрд. $.)
Ответ: дY=83,33 млрд. $.
Задача №5 Перепустимо, в економіці країни зайнято 50 млн. Робочих, кожен з яких працює 3000 годин на рік. Продуктивність праці становить 8 дол. за годину. Розрахуйте загальний обсяг виробленого продукту.
Розв’язання
3000х8дол.= 24000дол. за год;
24000х50млн.= 1200000 млн. дол.
Билет№14
1. В умовах економічного спаду існує бюджетний дефіцит. Який спосіб фінансування бюджетного дефіциту буде більш стимулюючим створення нових грошей або позики у населення? Чому? Відповідь аргументуйте.
Решение
В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:
1) сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
2) внутреннее предложение относительно эластично;
3) внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
4) сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.
Задача№2
Міністерство економіки країни пропонує чотири інвестиційні проекти, які
різняться вартістю та нормою прибутку:
1) вартість 1000 млн.грн., норма прибутку 100%;
2) вартість 2000 млн.грн., норма прибутку 50%
3) вартість 3000 млн. грн., норма прибутку 30%;
4) вартість 4000 млн. грн. норма прибутку 10%
Розрахуйте сукупний попит на інвестиції для кожного проекту за таких умов:
номінальна відсоткова ставка дорівнює 14%, темп інфляції - 4 %, податок на прибуток - 30%.
Решение
1 | 2 | 3 | 4 |
Ожидаемая прибыль=Ст.проэкта*Норму прибыли | |||
ОП=1000*1= 1000(млн.грн.) | =2000*0,5=1000 | =3000*0,3= 900 | =4000*0,1= 400 |
Налог на прибыль=ОП*налог на прибыль | |||
НП=1000*0,3= 300 | =1000*0,3= 300 | =900*0,3=270 | =400*0,3=120 |
Прибыль после уплати налога=ОП-налог | |||
П=1000-300=700 | =1000-300=700 | =900-270=630 | =400-120=280 |
Ст.кредита=стоимость проэкта *реальную ставку(r) R=i-p, r=14-4=10 | |||
Ск=1000*0,1=100 | =2000*0,1=200 | =3000*0,1=300 | =4000*0,1=400 |
Ожид.чиста прибыль=П-СК | |||
ОЧП=700-100=600 | =700-200=500 | =630-300=330 | =280-400=-120 |
Для определения совокупного спроса на инвестиции определяем какие проекты являються эффективными:
1,2,3 т.к они получаю прибыль, а 4 – неэффективный, т.к несет убутки.
Совокупный спрос на инвестиции составит сумму данных проектов:
1000+2000+3000=6000 млн. грн.
Ответ:
Задача№3
Припустимо, національне виробництво включає два товари: X, У. X - споживчий товар, У - інвестиційний товар. Цього року було вироблене 200 од. товару X за ціною 2 у. о. за одиницю й 10 одиниць товару У за ціною 4 у. о. за од. До кінця поточного року 6 використовуваних одиниць інвестиційного товару повинні бути замінені новими.
Розрахуйте:
1) ВВП;
2) ЧВП;
3) Обсяг споживання й обсяг валових інвестицій,
4) Обсяг чистих інвестицій.
Дано: | Найти: |
X=200 ед. | ВВП |
РХ=2 у. Е. | ЧВП |
Y=10 ед. | Объём потребления |
РY=4 у.е. | Объём валовых инвестиций |
Y’=6 ед. | Объём чистых инвестиций |
Решение
ВВП= X* РХ+ Y* РY = 200*2+10*4=440 у. е.
Амортизация – это стоимость замененных инвестиционных товаров.
Aмортизация = Y’* РY =6*4= 24 у. е., тогда
ЧВП= ВВП-А = 440-24=416 у. е.
Объём потребления = Х* РХ =200*2= 400 у. е.
Объём валовых инвестиций = Y* РY = 10*4=40 у. е.
Объём чистых инвестиций = Об. вал. инвест. – Ам =
40-24=16 у. е.
Ответ: ВВП=440дол., ЧВП=416дол., С=400дол.,
Iв=40дол., Iч=16дол.
Задача №4 решаем