Современные тенденции экономического роста

Возможности по расширению привлечения внутреннего капитала в ин­вестиции, хотя их мобилизация потребует больших усилий и издержек, рас­сматриваются по следующим каналам. Первый канал - собственные средства предприятий. В 1998 г. через предприятия в инвестиции направлено 9,2% ВВП, т. е. примерно третья часть общего объема накопления. Быстрое увеличение мощности инвести­ционного потока за счет собственных средств предприятий может быть до­стигнуто, в частности, за счет снижения доли средств, изымаемых у пред­приятий государством в виде налогов. Второй канал - бюджетное финансирование инвестиций, которое со­ставляет около 3% ВВП. Здесь целесообразно сосредоточиться на ведущих отраслях, которые формируют индустриальный профиль республики, а так­же приоритетных социальных направлениях - здоровье и экологическая безопасность. Третий канал - сбережения населения. Банковские сбережения еще невелики. На 01.01.1999 г. они составили 12,9 трлн. руб. или 166,4 млн. долл. США (01.01.2004 г. - 2339,8 млрд. бел. руб. или 1085 млн. долл. США). И хотя в самые последние годы они в Республике Беларусь стали расти, по оценке специалистов, на руках находится от 2,5 до 6 млрд. долл. США (то есть от 250 до 600 долл. США на душу населения), что сопоставимо с годо­вой инвестиционной программой. Способ вовлечения этих денег в банков­ский оборот один - завоевание банками доверия со стороны населения. За­дача эта представляется очень трудной, но достижимой. Четвертый канал - инвестиционные кредиты банков за счет собст­венных и привлеченных средств. В государствах, стоящих приблизительно на одном с Беларусью уровне развития, отношение банковских кредитов к ВВП составляет от 20 до 65%, в Республике Беларусь - примерно 12%. Таким образом, решение вопроса об увеличении инвестиций для обеспечения экономического роста требует такой государственной политики, при которой отечественный и иностранный инвесторы почувствуют благоприят­ный климат, а граждане отечества проникнутся доверием к собственным банкам. Тогда ресурсы для инвестиций найдутся.

Проблемы и перспективы экономич роста в РБ.

Первая проблема:загрязнение окр.среды.Многие экономисты подчеркивают,что такие законода­тельные мероприятия,как введение штрафов и налогов на загрязняющие природу предприятия привели к снижению выпуска соответствующей продукции и сдерживали эконо­мический рост.В связи с этой проблемой встает вопрос о качестве экономического роста.Он выражается в повыше­нии эффективности производства на основе достижений НТП,в применении ресурсосберегающих технологий,в качественном преобразовании структуры и в составе сово­купного работника и производства.В общем объеме про­изводства повышается вес наукоемких отраслей производ­ства,таких,как приборостроение,выпуск ЭВМ, электротехническое производство,атомная энергетика и др.Качество экономического роста проявляется и в том,что вещественное накопление прироста производства происходит главным образом за счет продукции тех отрас­лей, которые определяют технический прогресс и обслужи­вают потребности человека.Высокие темпы роста проме­жуточной продукции не могут в современных условиях служить адекватным показателем нового качества эконо­мического роста. Следовательно, качественный экономический рост в дальнейшем возможен только при условии,когда будет прослеживаться четкий динами­ческий процесс, выражающийся в изменении качественных показателей экономики,в использовании научно-технических достижений, позволяющих поставить природные силы и ресурсы на службу человеку.Быстрый или,наоборот,нулевой и даже отрицательный экономи­ческий рост не всегда говорят о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации. Структурные изменения в экономике страны могут привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов продукции из-за падающего или неизменного спроса на них сопровождается быстрым ростом других видов продук­ции.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: содержание, функции

Социальная политика – деятельность институтов гос-ва, направленная на управление соц. развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.Объекты:отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.Субъекты– те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу соц. политики и осуществляют действия по ее реализации(органы гос. управления на республиканском и местном уровнях; различные негос. объединения; коммерческие структуры,)Цель– формирование соц. стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов.

Функции – стимулирующую(стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте)и стабилизирующую (перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп). Социальная политика базируется на ряде принципов: принцип социальной справедливости (равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях и дифференциацию населения по заслугам)Принцип индивидуальной социальной ответствености (каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий,чтобы самостоятельно обеспечить удовлетвор своих потребностей) Принцип социальных гарантий (предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг)Принцип всеобщности (социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: