Предложение денег в экономике осуществляет государство через Центральный банк, поэтому предложение денег– это количество денег, предлагаемое ЦБ страны на денежном рынке. Если ЦБ предпочитает сохранять определенное количество денег в обращении, не заботясь о ставке процента, то кривая предложения денег (Ms) будет иметь вид вертикальной прямой линии (рис. 4а). Если же он ставит целью сохранение определенной ставки процента на денежном рынке, не заботясь о количестве денег в обращении, то Ms, будет представлена горизонтальной прямой (рис. 4б).
Рис. 4. Предложение денег
Большинство экономистов считает необходимым управлять денежным предложением, т. е. обеспечивать количество денег в обращении, необходимое для деловой активности, чтобы способствовать полной занятости, стабилизации цен и нормальному темпу экономического роста.
Казалось бы, коммерческий банк только берет деньги у одних (тех, кому они временно не нужны) и передает другим. Но в действительности банки и сами могут производить деньги.
Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов для выдачи наличных денег, а остальные используют для выдачи ссуд. Этот процесс можно рассмотреть на следующем примере.
Предположим, банковские резервы R=10 %. Таблица 2
Банки | Вклады | R=10 % | Ссуды | Вновь созданные деньги | Всего денег |
№ 1 | 100 | 10,0 | 90,0 | 90,0 | 190 |
№ 2 | 90 | 9,0 | 81,0 | 81,0 | 271 |
№ 3 | 81 | 8,1 | 72,9 | 72,9 | 343,9 |
… | … | … | … | … | … |
Банк № 1, получив вклады, отдает кредиты на 90 ден. ед. Теперь вкладчики по-прежнему имеют на счетах 100 ден. ед. Но и заемщики имеют 90 ден. ед. Общее количество денег равно 190 ден. ед. Кредиты используют на покупку товаров, продавец которых размещает полученную выручку, к примеру, в банке № 2. Этот процесс продолжается.
Однако данный процесс является обратимым – деньги уничтожаются, когда ссуды выплачиваются. Но тот факт, что стремящиеся к прибыли банки имеют тенденцию менять денежное предложение, обусловливает необходимость контроля Центрального банка за денежным предложением.
Коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно-кредитную систему на одну единицу, называют денежным мультипликатором. Он является величиной, обратной изъятию денег в обязательные резервы R, которое происходит на каждой ступени процесса кредитования:
.
В приведенном примере m = 1\10*100 = 10. Первоначальный вклад в 100 ден. ед. поддерживает сумму в 1100 ден. ед.
M`1= M1+ m*M1 = 100 + 1000 = 1100
Равновесие на денежном рынке предполагает равенство количества предлагаемых денежных средств количеству денег, которое желают иметь у себя население и предприятия (см. рис. 5).
Рис. 5. Равновесие на денежном рынке
30. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА
Финансы выражают систему отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные доходы предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.
Выделяют финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.
Финансы хозяйствующих субъектов – это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Основным показателем состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйствующих субъектов.
Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную – все расходы и сбережения.
Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а их ведущим звеном является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВНП.
Денежные фонды образуются и используются под воздействием сложных распределительных отношений, требующих финансового контроля. Контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами. Руководство осуществляют Министерство финансов РФ, Государственная налоговая служба России, таможенные органы.
Развитие акционерных форм собственности привело к созданию института независимого внешнего финансового контроля – аудита.
Бюджетная система представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.
Структура бюджета зависит от государственного устройства страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ, Россия) имеется еще промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик (см. рис. 6).
Рис. 6. Структура бюджетной системы России
Структурно любой бюджет включает две части: доходы субъекта (государства, территории) и его расходы.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для выполнения своих функций. Это – годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики (штата) или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп – носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы; по поводу бюджетных расходов на социальные цели. Это также компромисс между государственными и местными интересами, промышленными и сельскохозяйственными районами в распределении налогов и бюджетных дотаций. Каждый такой компромисс сопровождается политической борьбой.
Расходы бюджета показывают направления и цели бюджетных ассигнований. Доходы складываются из налогов, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных и целевых фондов.
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств (профицита), который переводится в доходы бюджета следующего года или используется на покрытие непредвиденных расходов.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается внутренними и внешними государственными займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного) и в порядке получения кредитов у банков.
Бюджетный дефицит может быть покрыт путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войн, длительных кризисов. Однако следует иметь в виду, что результатом этого является неконтролируемая инфляция.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство – таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.