Гос. бюджет: расходы и доходы гос-ва

Гос бюджет –баланс доходов и расходов гос-ва за опред. период времени представляющий собой основной финансовый план страны, кот. после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.По целям расходы государства могут быть разделены на расходы: 1)полит. цели: а) расходы на обесп. нац. обороны и безопасности б) расходы на содержание аппарата упр-я 2) экон. цели: а)расходы на содержание и обеспечение функционирования гос. сектора эк-ки; б) расходы на помощь частному сектору эк-ки 3) соц. цели:а) расходы на соц. обеспечение б) расходы на образование, медицину, охрану окруж. среды.С макроэкономической точки зрения все гос. расходы дел. на: государственные закупки товаров и услуг, трансферты, выплаты процентов по гос облигациям. Осн. источниками доходов гос-ва явл.:налоги (включая взносы на соц. страхование), прибыль гос. предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег),доходы от приватизации.

 

 

Виды состояний гос. бюджета

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) гос. бюджета. Гос. бюджет может находиться в трех различных состояниях.1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета полож., что соот. излишку 2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован 3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отриц., т.е. имеет место дефицит гос. бюджета.

 

 

Дефицит гос. бюджета и его виды.

Различают: структурный, циклический, фактический. Структурный- разница между гос. расходами и доходами бюджета, кот. поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей си-ме налогообложения: δs = G – tY*,где δs – структурный дефицит бюджета, G – гос/ закупки, t – налоговая ставка, Y* - потенциальный ВВП. Циклический – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:δc = δ - δs = (G – tY) – (G – tY*) = t (Y*- Y),где δc – циклический бюджетный дефицит, δ - фактический бюджетный дефицит, δs – структурный бюджетный дефицит, G – гос. закупки, t – налоговая ставка, Y –фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП.Выдел также: текущ -общий деф гос бюджета; первич -разн между общ деф и сум выплат по обслуж гос долга.

 

 

Концепции гос. бюджета

3 концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам эк. цикла 3) идея сбалансированности не бюджета, а эк-ки; 1)))независимо от фазы эк. цикла каждый год расходы бюджета должны быть = доходам. Это означает, например, в период спада, когда доходы минимальны, гос-во для обесп. сбалансированности бюджета должно снижать гос. расходы. А поскольку снижение и гос. закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совок. спроса и объема про-ва, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду и наоборот при буме 2)))иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно.Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение эк. цикла: бюджетный излишек, кот увел. в период бума, должен исп. для финансирования дефицита в период спада 3)))Эта идея была выдвинута Кейнсом. Согласно ей, инструменты гос. бюджета должны исп. в качестве антицикл. регуляторов, стабилизирующих эк-ку на разных фазах цикла.

 

Способы финансирования дефицита гос. бюджета

Может быть финансирован 3 способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у др. стран или международных финн. организаций (внешний долг) 1)))эмиссия - выпускает в обращ. дополнительные деньги.. Достоинства 1. Рост ден. массы явл. фактором увел. совок. спроса и объема про-ва. 2. быстрота Недостатки: 1. инфляц. способ финансирования. 2. в период бума этот метод может оказатьдестабилизирующее воздействие 2))) гос-во выпускает ценные бумаги продает их населению и полученные ср-ва исп. для финансирования дефицита. Достоинства 1. неинфляц. способ финансирования 2. Быстрота. Недостатки: 1. По долгам надо платить. Выплата % по гос. облигациям наз. «обслуживанием гос. долга» и явл. частью расходов гос. бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит. Получается порочный круг: гос-во выпускает облигации для финансирования дефицита, выплата % по кот. провоцирует еще больший дефицит. 2.в долгосрочном периоде – инфляц. Способ. Дело в том, что гос-во, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа строит фин. пирамиду, т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, кот. нужно будет возвращать в будущем с %. 3. «эффект вытеснения» частных инвестиций- увел. кол-ва гос. облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений дом-в расходуется на покупку. Это сокращ. фин. ресурсы частных фирм и, след-но, инвестиции. В результате объем про-ва сокращ. 4.Долговой способ финансирования дефицита может привести к дефициту платежного баланса. 3))) финансируется за счет займов у др. стран Достоинства:1. Возможность получения крупных сумм 2. Неинфляц. хар-р. Недостатки: 1.Необх-ть возвращения долга и обслуживания долга и % по нему2. Невоз-ть построения финн. пирамиды для выплаты внешнего долга. 3. Необходимость отвлечения ср-в из эк-ки страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращ. внутреннего объема производства и спаду в эк-ке.4. При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: