Рис. 2. Рецессионный разрыв
В данном случае равновесный ВВП значительно ниже потенциального, это говорит о том, что совокупный спрос, представленный кривой планируемых расходов, малоэффективен. Для того, чтобы фактический ВВП достиг потенциального, графически необходимо, чтобы макроэкономическое равновесие переместилось из точки А в точку В. Таким образом, преодоление рецессионного разрыва возможно благодаря применению математической формулы: ΔY = величина рецессионного разрыва * m, где m – мультипликатор автономных расходов.
Инфляционный разрыв характеризуется величиной, на которую должны уменьшиться планируемые расходы для обеспечения соответствующего снижения фактического ВВП и равновесия до уровня потенциального. На рисунке 3 показан инфляционный разрыв. В данном случае совокупный спрос чрезмерен, вызывает кризис недопроизводства. В условиях дефицита товаров растут цены, и начинает раскручиваться инфляционная спираль. Поэтому крайне важной является мера по сдерживанию совокупных расходов. Когда экономика преодолевает инфляционный разрыв, равновесие перемещается из точки А в точку В, спрос снижается, и ситуация стабилизируется.

Рис. 3. Инфляционный разрыв
Инфляционный разрыв также можно рассчитать математически: ΔY = величина инфляционного разрыва × m.
Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.
Мультипликатор автономных расходов
Равновесный уровень выпуска может колебаться вследствие динамики расходов любого из экономических субъектов, т. е. любой из элементов формулы планируемых расходов E = C + + I + G + Xn (C – потребительские расходы, I – расходы фирм на инвестиции, G – государственные расходы, Xn – чистый экспорт) может стать причиной нарушения макроэкономического равновесия. Когда один из компонентов начинает расти, вся кривая планируемых расходов сдвигается вверх параллельно прежней, в результате равновесное значение ВВП также растет.
Эта закономерность может быть выражена следующим образом: изменение любого из компонентов автономных расходов способствует в несколько раз большему росту национального дохода:
ΔA = Δ(a + I + G + g),
где ΔA – изменения автономных расходов, происходящие вне зависимости от динамики совокупного дохода;
a – автономное потребление домашних хозяйств;
I – автономные инвестиции фирм;
G – автономные расходы государства;
g – автономный чистый экспорт.
Такие изменения в динамике совокупного дохода возможны благодаря действию эффекта мультипликатора, который математически может быть выражен следующим образом:
m = ΔY / ΔА,
где ΔY – приращение дохода или его соответственное уменьшение;
ΔA – изменения в автономных величинах.
Таким образом, эффект мультипликатора есть отношение динамики национального дохода вследствие изменения хотя бы одной из составляющих автономных расходов. Здесь ΔA – первопричина экономических колебаний, ΔY – следствие, реакция экономики на предпочтения всех ее субъектов. Мультипликатор – это показатель разового прироста или спада объемов выпуска.
Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.
Предположим, что автономное потребление например домашних хозяйств увеличивается, следствием чего является рост общей величины автономного потребления. В результате растут совокупные расходы за счет динамики расходов домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг для текущего потребления. Рост совокупных расходов вызывает рост совокупного дохода, что свидетельствует о больших покупательных возможностях субъектов. Потребление и совокупный спрос снова растут, что опять-таки вызывает прирост дохода, и т. д. Действительно, получается, что разовое увеличение автономных расходов приводит к многократному росту совокупного национального дохода.
Можно сделать вывод, что мультипликатор является одним из основных факторов макроэкономической нестабильности. Вследствие этого бюджетно-налоговая политика государства должна быть направлена прежде всего на создание и поддержание встроенных стабилизаторов экономики, например прогрессивной системы налогообложения, системы государственных трансфертов и т. д.






