Тема 18. Рынок труда. Занятость и безработица

1. За определенный период номинальная заработная плата в данной стране выросла на 15%, тогда как цены увеличились на 20%. На сколько процентов изменилась реальная заработная плата? Выросла она или упала? О чем говорит изменение реальной заработной платы?

2. Население страны составляет 10 млн. чел. В их числе: 2 млн. чел. – дети до 16 лет, 50 тыс. чел. – бродяги, не работающие или перебивающиеся случайными заработками, 2 млн. 900 тыс. чел. – пенсионеры, 150 тыс. чел. – студенты и школьники старших классов, 400 тыс. чел. – домохозяйки, которые, возможно, и согласились бы поработать за высокую заработную плату, 1 млн. чел. – лица, занятые неполный рабочий день и ищущие работу, 250 тыс. чел. – безработные. Все остальные – лица, занятые полный рабочий день. На основании этих данных рассчитайте численность экономически активного населения и уровень безработицы.

3. Уровень безработицы в экономике равен 9%. При этом фрикционная безработица составляет 5%, а циклическая – 3%. Рассчитайте естественный уровень безработицы.

4. Экономика страны характеризуется следующими данными:

Годы 1-ый 2-ой 3-ий

Уровень безработицы 8% 6% 4,5%

Потенциальный ВВП 100 100 100

Естественный уровень безработицы все время составляет 5%.

Используя закон Оукена и принимая коэффициент отклонения, равным 2, подсчитайте реальный ВВП для всех лет.

5. Используя условия предыдущей задачи и считая, что реальный ВНП во втором году составлял 150, определите потенциальный ВВП этого года.

6. Реальный ВНП меньше потенциального на 5%, а естественный уровень безработицы составляет 6%. Используя закон Оукена и принимая коэффициент отклонения, равным 2, рассчитайте фактический уровень безработицы.

7. Безработица в стране составляет 10%, а ВВП растет ежегодно на 4%. В преддверии выборов правительство хочет сократить безработицу за год до 7%. Достижима ли эта цель при данных условиях? Каким в действительности будет уровень безработицы через год? Каким должен быть годовой прирост ВВП для достижения поставленной цели?

8. Функция спроса на труд составляет: P=20-0,002L, а функция предложения труда: P=11+0,001L, где Р – цена труда (заработная плата), а L – количество занятых. Рассчитайте равновесные уровни заработной платы и занятости. Какой будет величина безработицы, если государство установит минимальную заработную плату в размере 15 денежных единиц?

 

ТЕМА 19. ИНФЛЯЦИЯ

1. Уровень цен в данной стране в 1995 г. принят за 100. В 1999 г. индекс цен составил 342, а в 2000 г. он достиг 411. На сколько процентов выросли цены в 2000г. в сравнении с 1999 г.?

2. Есть данные о росте потребительских цен в России в каждом году в сравнении с предыдущим годом:

Годы 1998 1999 2000 2001
Рост цен на 84,4% На 36,5% на 20,1% на 18,8%

Рассчитайте, на сколько процентов выросли цены за эти четыре года.

3. В экономике производятся три товара. Имеются данные об их ценах и потреблении в базисном и отчетном годах:

Товар А

Товар Б

Товар В

Цена Потребление Цена Потребление Цена Потребление
Базисный год 6 100 8 150 16 200
Отчетный год 5 120 10 140 18 180

Рассчитайте темп инфляции, используя индексы Ласпейреса и Пааше, и объясните различия в полученных результатах.

4. Потребитель расходует свой доход на товары (60% дохода) и услуги (40% дохода). В истекшем году товары подорожали на 20%, а услуги подешевели на 15%. Каков общий индекс потребительских цен?

5. В истекшем году денежная масса в экономике выросла на 10%. При этом скорость обращения денег упала на 2%, а ВВП увеличился на 3%. Используя уравнение количественной теории денег, рассчитайте годовой темп инфляции.

6. Кривая совокупного спроса задана функцией:, где М – денежная масса, равная 1000. Потенциальный ВВП составляет 5500. Краткосрочная кривая совокупного предложения горизонтальна, а уровень цен равен 1.

Объясните, находится ли экономика в состоянии долгосрочного равновесия. Если денежная масса будет увеличена до 1200, то какими станут ВВП и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах? Каким будет темп инфляции?

7. Объясните, какое влияние окажет непредвиденная 10%-ная инфляция на экономическое положение следующих лиц:

а) пенсионера;

б) владельца магазина;

в) человека, живущего на проценты по государственным облигациям;

г) фермера, имеющего значительные долги в рублях;

д) наемного работника-члена сильного профсоюза.

8. Уравнение кривой Филлипса: p=pe-b(u-)+e,

где pe=9%, b=2, =6%, e=0.

Борясь с инфляцией, правительство сократило свои расходы, вследствие чего безработица достигла 9%. Каким оказался в результате уровень инфляции?

9. Национальная экономика описывается функциями:

p=pe+0,8(Y-)/ и U=-0,33(Y-)/,

где p - фактический темп инфляции, pe – ожидаемый темп инфляции, Y – фактический ВВП, - потенциальный ВВП, U – фактический уровень безработицы, - естественный уровень безработицы.

1) Объясните экономический смысл этих функций;

2) Выведите отсюда функцию, представляющую собой математическое описание закона Оукена, определите параметр b и объясните его экономический смысл;

3) Выведите уравнение кривой Филлипса и объясните, что оно выражает.

10. Кривая Филлипса задана уравнением: p=p-1-2(u-0,05), где p-1 – прошлогодний темп инфляции.

1) Насколько должна возрасти, в сравнении со своим естественным уровнем, безработица, чтобы инфляции, в сравнении с предыдущим годом, упала на 2 процентных пункта?

2) Что при этом произойдет с ВВП по закону Оукена, если коэффициент отклонения составляет 2,5?

3) На сколько процентных пунктов увеличится инфляция, если правительству удастся снизить безработицу на 2 процентных пункта в сравнении с естественным уровнем?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: