1. За определенный период номинальная заработная плата в данной стране выросла на 15%, тогда как цены увеличились на 20%. На сколько процентов изменилась реальная заработная плата? Выросла она или упала? О чем говорит изменение реальной заработной платы?
2. Население страны составляет 10 млн. чел. В их числе: 2 млн. чел. – дети до 16 лет, 50 тыс. чел. – бродяги, не работающие или перебивающиеся случайными заработками, 2 млн. 900 тыс. чел. – пенсионеры, 150 тыс. чел. – студенты и школьники старших классов, 400 тыс. чел. – домохозяйки, которые, возможно, и согласились бы поработать за высокую заработную плату, 1 млн. чел. – лица, занятые неполный рабочий день и ищущие работу, 250 тыс. чел. – безработные. Все остальные – лица, занятые полный рабочий день. На основании этих данных рассчитайте численность экономически активного населения и уровень безработицы.
3. Уровень безработицы в экономике равен 9%. При этом фрикционная безработица составляет 5%, а циклическая – 3%. Рассчитайте естественный уровень безработицы.
|
|
4. Экономика страны характеризуется следующими данными:
Годы 1-ый 2-ой 3-ий
Уровень безработицы 8% 6% 4,5%
Потенциальный ВВП 100 100 100
Естественный уровень безработицы все время составляет 5%.
Используя закон Оукена и принимая коэффициент отклонения, равным 2, подсчитайте реальный ВВП для всех лет.
5. Используя условия предыдущей задачи и считая, что реальный ВНП во втором году составлял 150, определите потенциальный ВВП этого года.
6. Реальный ВНП меньше потенциального на 5%, а естественный уровень безработицы составляет 6%. Используя закон Оукена и принимая коэффициент отклонения, равным 2, рассчитайте фактический уровень безработицы.
7. Безработица в стране составляет 10%, а ВВП растет ежегодно на 4%. В преддверии выборов правительство хочет сократить безработицу за год до 7%. Достижима ли эта цель при данных условиях? Каким в действительности будет уровень безработицы через год? Каким должен быть годовой прирост ВВП для достижения поставленной цели?
8. Функция спроса на труд составляет: P=20-0,002L, а функция предложения труда: P=11+0,001L, где Р – цена труда (заработная плата), а L – количество занятых. Рассчитайте равновесные уровни заработной платы и занятости. Какой будет величина безработицы, если государство установит минимальную заработную плату в размере 15 денежных единиц?
ТЕМА 19. ИНФЛЯЦИЯ
1. Уровень цен в данной стране в 1995 г. принят за 100. В 1999 г. индекс цен составил 342, а в 2000 г. он достиг 411. На сколько процентов выросли цены в 2000г. в сравнении с 1999 г.?
2. Есть данные о росте потребительских цен в России в каждом году в сравнении с предыдущим годом:
|
|
Годы | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Рост цен | на 84,4% | На 36,5% | на 20,1% | на 18,8% |
Рассчитайте, на сколько процентов выросли цены за эти четыре года.
3. В экономике производятся три товара. Имеются данные об их ценах и потреблении в базисном и отчетном годах:
Товар А | Товар Б | Товар В | ||||
Цена | Потребление | Цена | Потребление | Цена | Потребление | |
Базисный год | 6 | 100 | 8 | 150 | 16 | 200 |
Отчетный год | 5 | 120 | 10 | 140 | 18 | 180 |
Рассчитайте темп инфляции, используя индексы Ласпейреса и Пааше, и объясните различия в полученных результатах.
4. Потребитель расходует свой доход на товары (60% дохода) и услуги (40% дохода). В истекшем году товары подорожали на 20%, а услуги подешевели на 15%. Каков общий индекс потребительских цен?
5. В истекшем году денежная масса в экономике выросла на 10%. При этом скорость обращения денег упала на 2%, а ВВП увеличился на 3%. Используя уравнение количественной теории денег, рассчитайте годовой темп инфляции.
6. Кривая совокупного спроса задана функцией:, где М – денежная масса, равная 1000. Потенциальный ВВП составляет 5500. Краткосрочная кривая совокупного предложения горизонтальна, а уровень цен равен 1.
Объясните, находится ли экономика в состоянии долгосрочного равновесия. Если денежная масса будет увеличена до 1200, то какими станут ВВП и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах? Каким будет темп инфляции?
7. Объясните, какое влияние окажет непредвиденная 10%-ная инфляция на экономическое положение следующих лиц:
а) пенсионера;
б) владельца магазина;
в) человека, живущего на проценты по государственным облигациям;
г) фермера, имеющего значительные долги в рублях;
д) наемного работника-члена сильного профсоюза.
8. Уравнение кривой Филлипса: p=pe-b(u-)+e,
где pe=9%, b=2, =6%, e=0.
Борясь с инфляцией, правительство сократило свои расходы, вследствие чего безработица достигла 9%. Каким оказался в результате уровень инфляции?
9. Национальная экономика описывается функциями:
p=pe+0,8(Y-)/ и U=-0,33(Y-)/,
где p - фактический темп инфляции, pe – ожидаемый темп инфляции, Y – фактический ВВП, - потенциальный ВВП, U – фактический уровень безработицы, - естественный уровень безработицы.
1) Объясните экономический смысл этих функций;
2) Выведите отсюда функцию, представляющую собой математическое описание закона Оукена, определите параметр b и объясните его экономический смысл;
3) Выведите уравнение кривой Филлипса и объясните, что оно выражает.
10. Кривая Филлипса задана уравнением: p=p-1-2(u-0,05), где p-1 – прошлогодний темп инфляции.
1) Насколько должна возрасти, в сравнении со своим естественным уровнем, безработица, чтобы инфляции, в сравнении с предыдущим годом, упала на 2 процентных пункта?
2) Что при этом произойдет с ВВП по закону Оукена, если коэффициент отклонения составляет 2,5?
3) На сколько процентных пунктов увеличится инфляция, если правительству удастся снизить безработицу на 2 процентных пункта в сравнении с естественным уровнем?