Семинар 3. Региональные экологические проблемы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ

 

 

Бейсуг О.И.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ПО ЭКОЛОГИИ

Направление подготовки 150700 Машиностроение

 

 

г. вОЛГОДОНСК, 2013

Темы семинарских занятий

 

Семинар 1. АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ

Цель работы: рассмотреть классификацию абиотических факторов среды и адаптации к ним живых организмов.

 

Основные вопросы темы:

1. Свет как экологический фактор.

1.1. Особенности светового режима: интенсивность и качество света.

1.2. Охарактеризуйте особенности экологических групп растений по отношению к свету.

1.3. Экологические группы растений по отношению к свету (гелиофиты, сциофиты и теневыносливые).

1.4. Экологические группы животных по отношению к свету (дневные, сумеречные, ночные).

2. Тепловой режим. Адаптационные особенности пойкилотермных и гомойотермных животных.

2.1. Жизненные формы растений по отношению к низким температурам (эпифиты, криптофиты, терофиты).

2.2. Температурный оптимум и пессимум.

2.3. Температурный фактор как определяющий распределение животных по земному шару.

3. Влажность как абиотический фактор. Основные экологические показатели влажности. Сезонное распределение влаги.

3.1. Экологические группы растений по отношению к водному режиму (гигрофиты, гидатофиты, гигрофиты, мезофиты, суккуленты, ксерофиты).

3.2. Экологические группы животных по отношению к водному режиму (гигрофилы, ксерофилы).

4. Кислород как фактор среды (транспортировка кислорода средой, поглощение кислорода организмами, кислород в воздухе, кислород в почве).

5. Эдафические факторы среды.

5.1. Физические факторы почвы (влажность, пористость, температура).

5.2. Химические факторы почвы (кислотность, засоленность):

§ кислоты и щелочи в почвах и свободной воде;

§ различие в кислотности поверхностных вод

§ требования организмов к величине pH;

§ соли в атмосфере и почвах.

§ (Литература 1, 4,5):

7. Влияние космических факторов на организмы Земли (Литература 1, 2, 4).

Контрольные вопросы 

1. Дайте определение экологическим факторам.

2. Дайте определение абиотическим факторам.

3. Назовите температурные пределы в которых может существовать жизнь.

4. Назовите качественные признаки света.

5. Назовите экологические группы растений по отношению к свету.

6. Назовите экологические группы животных по отношению к свету.

7. Какие морфологические признаки характерны для светолюбивых (тенелюбивых) растений?

8. Что определено правилом Аллена, Бергмана?

9. Какие адаптационные признаки имеются у животных, обитающих в засушливых условиях среды?

10. Какие морфологические признаки характерны для гигрофитов (мезо-, ксерофитов, суккулентов)?

11. Как называются растения, способные произрастать на засоленных почвах и какие у них морфологические особенности?

 

Семинар 2. БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ

Цель работы: рассмотреть классификацию биотических факторов среды и адаптации к ним живых организмов

2.1. Взаимодействие растений и животных (Литература 1, 4):

2.2. Взаимодействия жертв и хищников (Литература 1, 4):

2.3. Формы межвидовых связей в экосистемах (Литература 1,2, 3, 4):

§ симбиоз (комменсализм, мутуализм, эндосимбиоз);

§ форезия;

§ нейтрализм;

§ конкуренция;

§ аменсализм;

§ паразитизм;

§ протокооперация

§ антибиоз;

§ синойкия. 

 

Контрольные вопросы 

1. Дайте определение паразитизма.

2. Дайте определение хищничества.

3. Дайте определение симбиоза.

4. Дайте определение комменсализма

5. Дайте определение мутуализма.

6. Дайте определение эндосимбиоза.

7. Дайте определение нейтрализма.

8. Дайте определение аменсализма.

9. Дайте определение паразитизм.

10. Дайте определение протокооперация.

 

 

Семинар 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Нормальное функционирование и способность к самоорганизации, самовосстановлению и самоочищению ландшафта возможно только при условии сохранения биотической структуры природных биологических систем. Сохранение внутренних и внешних связей экосистем ландшафта возможно только при поддержании их природного потенциала, т.е. количества проходящего через экосистемы потока энергии, вещества и информации. При антропогенном воздействии на ландшафты возникает их экологическая дестабилизация, проявляющаяся в виде экологических проблем локального и регионального характера. Для экосистем степной зоны характерны большие запасы живого и мёртвого органического вещества, причём мёртвое господствует - оно представлено почвенным гумусом, составляющим 90% мёртвой органики, и определяющим высокое почвенное плодородие. В живой биомассе преобладают травянистые растения (более 92%). Ежегодно в природных степных экосистемах образуется значительное количество первичной продукции. Для степи характерен высокий газообмен, но вклад в кислородный баланс незначительный, т.к. большое количество кислорода расходуется на окисление мёртвой органики.

Причиной возникновения региональных экологических проблем как следствия нарушения потока вещества, энергии и информации являются не только антропогенные воздействия, но и неблагоприятные физико-географические процессы, такие, как засухи, суховеи, пыльные бури, отсутствие снежного покрова в зимнее время, разрушительные ливни.

Такие условия способствуют обострению экологических проблем, вызываемых антропогенным воздействием. Ростовская область - развитая промышленно - сельскохозяйственная зона Юга России. Её площадь на 85% используется для сельскохозяйственного производства, более 60% её территории распахано. В области много промышленных, горных, энергетических и транспортных предприятий. Почти 4,5 миллиона человек, проживающие на её территории, осуществляют мощное воздействие на оставшиеся природные экологические системы. Начиная с 1992 года Государственный комитет по охране окружающей природной среды ежегодно публикует доклады «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области», в материалах которых излагаются основные экологические проблемы, проявившиеся в природных средах и анализируются причины их возникновения и развития.

Целью занятия является определение основных направлений и объема антропогенного пресса на территории области и выявление основных региональных экологических проблем.

Темы

1. Состояние атмосферы в г. Волгодонске и Ростовской области. (Литература 6)

2. Состояние воды в реке Дон и Цимлянском водохранилище. (Литература 6)

3 Загрязнение почвы в г. Волгодонске и Ростовской области. (Литература 6)

4. Сохранение разнообразия видов живых организмов на территории области. (Литература 6, 7, 8)

5. Радиоактивное загрязнение территории Ростовской области.

(Литература 6, 9)

Задания

1. Обозначьте региональные экологические проблемы, проявляющиеся в атмосфере области. Какие виды хозяйственной деятельности порождают эти проблемы? Проанализируйте тенденцию развития проблем и определите причину динамики. Выделите те районы области, где наиболее остро проявляются эти проблемы.

2. Выделите региональные экологические проблемы, проявляющиеся в гидросфере области. Какие виды антропогенной деятельности порождают проблемы, проявляющиеся в поверхностных водах области? Выделите отрасли хозяйства, больше всего способствующие проявлению проблем. Существуют ли проблемы качества подземных вод области?

3. Какие виды антропогенного воздействия оказываются на земельные ресурсы области? Какие региональные проблемы земельных ресурсов связаны с распаханностью территории? Какие экологические проблемы возникают при пастбищном животноводстве? Какие проблемы порождает орошаемое земледелие? Какие региональные проблемы связаны с химизацией земледелия? Какие экологические проблемы порождают несельскохозяйственные элементы техногенеза?

4. Перечислите региональные и локальные экологические проблемы, проявляющиеся в растительной и животной частях биоты области.

5. Существует ли опасность радиоактивного загрязнения территории области, и если да, то назовите возможные причины.

 

Задание выполняется письменно, индивидуально или звеньями. После выполнения задания предполагается коллективное обсуждение результатов (круглый стол).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: