Симфония №1 «Зимние грезы», Опера «Евгений Онегин». 1к.: вступление, дуэт Татьяны и Ольги, хоры крестьян, ария Ольги, ариозо Ленского «Я люблю вас»; 2 к.: вступление, сцена письмаТатьяны; 3 к.: хор «Девицы, красавицы», ария Онегина, 4 к.: ступление, вальс с хором, мазурка и финал, 5 к.: вступление, ария Ленского, дуэт «Враги», сцена поединка, 6 к.: полонез, ария Гремина, ариозо Онегина; 7 к.: монолог Татьяны, дуэт «Счастье было так возможно», ариозо Онегина «О, не гони, меня ты любишь».
Для ознакомления
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Симфония № 4, Квартет № 1, 2 часть, Концерт для фортепиано с оркестром № 1,
Романсы «День ли царит», «То было раннею весной», «Благословляю вас, леса» и другие на усмотрение преподавателя.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
(5 год обучения)
Пятый год обучения музыкальной литературе является итоговым в музыкальной школе. Его основная задача – при помощи уже имеющихся у учащихся навыков работы с учебником, нотным текстом, дополнительными источниками информации существенно расширить их музыкальный кругозор, увеличить объем знаний в области русской и советской музыкальной культуры, научить подростков ориентироваться в современном музыкальном мире. При изучении театральных произведений рекомендуется использовать возможности видеозаписи. Необходимо также ознакомить учеников с выдающимися исполнителями современности.
|
|
Заключительный раздел, посвященный изучению музыки последней трети двадцатого столетия, является ознакомительным, музыкальные примеры для прослушивания педагог может отобрать исходя из уровня подготовки учеников, их интересов, наличия звукозаписей.
Русская культура в конце XIX - начале XX веков. «Серебряный век» русской культуры. Меценаты и музыкально-общественные деятели.
Развитие музыкального образования. Связи с отечественным искусством и литературой. «Мир искусства». Выдающиеся исполнители этого периода.
Творчество С.И.Танеева. Многогранность и своеобразие личности.
Вклад С.И.Танеева в музыкальную жизнь Москвы. Творческое и научное наследие.
Для ознакомления рекомендуется прослушивание кантаты «Иоанн Дамаскин», Симфонии доминор, романсов и хоров по выбору преподавателя.
Творчество А.К.Лядова. Специфика стиля – преобладание малых форм в фортепианной и симфонической музыке. Преобладание сказочной тематики в программных произведениях.
Для ознакомления рекомендуется прослушивание симфонических произведений «Волшебное озеро», «Кикимора», фортепианных пьес «Музыкальная табакерка», «Про старину».
Творчество А.К.Глазунова. Общая характеристика творчества.
|
|
Жанровое разнообразие сочинений. Развитие традиций русской симфонической музыки. Жанр балета в творчестве композитора Для ознакомления рекомендуется прослушивание Симфонии №5, Концерта для скрипки с оркестром, фрагментов балета «Раймонда».
Творчество С.В.Рахманинова. Биография. Наследник традиций П.И.Чайковского. Русский мелодизм в духовных и светских сочинениях.
С.В.Рахманинов – выдающийся пианист. Обзор творчества.
Прослушивание произведений
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, романсы «Не пой, красавица», «Вешние воды», «Вокализ»,
Прелюдии до-диез минор, Ре мажор,
Музыкальный момент ми минор.
Для ознакомления
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром,
Романсы «Сирень», «Здесь хорошо» и другие по выбору преподавателя, прелюдии, музыкальные моменты, этюды-картины по выбору преподавателя.
Творчество А.Н.Скрябина. Биография. Особенности мировоззрения и отношения к творчеству. Эволюция музыкального языка – гармонии, ритма, метра, мелодии. Симфонические и фортепианные жанры в музыке Скрябина. Жанр поэмы. Новая трактовка симфонического оркестра, расширение состава, особенности тематизма, тембры-символы.
Прослушивание произведений
Прелюдии ор. 11 по выбору преподавателя,
Этюд ре-диез минор ор. 8,
Для ознакомления
«Поэма экстаза»,
Две поэмы ор.32.
Биография И.Ф.Стравинского, «Русские сезоны». Многогранность творческой деятельности Стравинского. Новые стилевые веяния и композиторские техники. Личность С.П.Дягилева, роль его антрепризы в развитии и популяризации российской культуры. «Мир искусства».
Балеты И.Ф.Стравинского: «Жар-птица» и «Петрушка». Значение сочинений «русского периода», новации в драматургии, хореографии и музыке балета.
Новые стилевые веяния и композиторские техники, менявшиеся на протяжении творчества И.Ф.Стравинского.
Прослушивание произведений
«Петрушка».
Для ознакомления
Фрагменты балетов «Жар-Птица», «Весна священная».
Отечественная музыкальная культура 20-30-х годов ХХ века.
Революции в России начала ХХ века. Социально-культурный перелом.
Новые условия бытования музыкальной культуры в 20-40-е годы ХХ века.
Новые жанры и новые темы.
Для ознакомления возможно прослушивание произведений:
А.В.Мосолов «Завод»,
В.М.Дешевов «Рельсы», и других на усмотрение преподавателя.
Сергей Сергеевич Прокофьев. Жизненный и творческий путь.
Сочетание двух эпох в его творчестве: дореволюционной и советской.
С.С.Прокофьев – выдающийся пианист. Уникальное сотрудничество С.С.Прокофьева и С.М.Эйзенштейна. «Александр Невский» - киномузыка, переросшая в самостоятельное оркестровое произведение.
Балеты С.С.Прокофьева – продолжение реформ П.И.Чайковского, И.Ф.Стравинского. Выбор сюжетов. Лейтмотивы, их роль в симфонизации балетной музыки. Постановки, выдающиеся танцовщики – исполнители партий.
Симфоническое творчество С.С.Прокофьева. Седьмая симфония – последнее завершенное произведение композитора. Особенности строения цикла.