Количество баллов – 16

1. Бактерии в отличие от растений: А - доядерные организмы; Б - содержат рибосомы; В - только одноклеточные организмы; Г - размножаются митозом; Д - хемосинтетики и гетеротрофы; Е - имеют клеточное строение.

2. Человек в отличие от позвоночных животных: А - имеет пять отделов головного мозга; Б - образует различные природные популяции; В - обладает второй сигнальной системой; Г - может создавать искусственную среду обитания; Д - имеет первую сигнальную систему; Е - может создавать и использовать орудия труда.

3. Какие признаки характерны для папоротниковидных? А - в большинстве — травянистые растения; Б - преобладают деревья и кустарники; В - размножаются спорами; Г - размножаются семенами; Д - оплодотворение не связано водной средой.

4. Что характерно для поперечно-полосатой мышечной ткани? А - клетки достигают размера 10—12 см; Б - имеет поперечную исчерченность; В - клетки имеют веретеновидную форму; Г - клетки многоядерные; Д - иннервируются вегетативной нервной системой; Е – быстро сокращается и утомляется, тратит много энергии; Ж – медленно сокращается и мало утомляется, тратит мало энергии.

5. Какие признаки характерны для речных раков? А - тело разделено на головогрудь и брюшко; Б - тело покрыто раковиной; В - органы выделения — зеленые железы; Г - имеют три пары ходильных ног; Д - питание хемотрофное, продуценты; Е - дышат растворенным в воде кислородом.

6. В природной экосистеме в отличие от искусственной: А - длинные цепи питания; Б - продуценты изымаются из круговорота; В - небольшое число видов; Г - осуществляется саморегуляция; Д - замкнутый круговорот веществ; Е - используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной.

7. Какие функции выполняют стрекательные клетки гидры? А - поражение жертвы; Б - защита организма от врагов; В - ответ организма на раздражения; Г - образование покрова; Д – передвижение; Е – пищеварение; Ж – размножение.

8. Какие функции выполняют рибосомы в клетке? А - обеспечивают накопление веществ в клетке; Б - формируют мембраны; В – образуют в комплексе с и-РНК полисомы; Г - участвуют в образовании лизосом; Д - обеспечивают перемещение органических веществ в клетке; Е – участвуют в синтезе белков; Ж – связаны с мембранами эндоплазматической сети.

Задание 3. КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 12

  1. В чем проявляются особенности биосферы как живой оболочки Земли?

2. В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и

Крестоцветные (Капустные). 3. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

  1. В чем проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводных по сравнению с рыбами?

Задание 4.

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 10

1. Какие особенности строения характерны для представителей типа хордовых?

2. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеютмлекопитающие?

 

ОТВЕТЫ

 

Задание 1

Правильные ответы: 1 – А; 2 – В; 3 – Г; 4 – В; 5 – В; 6 – Г; 7 – А; 8 – Б; 9 – Г; 10 – В; 11 – А; 12 – В; 13 – Б; 14 – Б; 15 – Г; 16 – Б; 17 – А; 18 – В; 19 – Г; 20 – А; 21 – Г; 22 – Б; 23 – Б; 24 – Б; 25 – Г; 26 – В; 27 – Б; 28 – В; 29 – Б; 30 – Б.

Задание 2

Правильные ответы: 1 – А, В, Д; 2 – В, Г, Е; 3 – А, В; 4 – А; Б; Е; Г; 5 – А, В, Е; 6 - А, Г, Д; 7 - А, Б; 8 - В, Е, Ж,

 

Задание 3.

1. Ответ: А - в биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов (1 балл); Б - в биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов (1 балл); В - биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ (1 балл).

2. Ответ: А - различие: Мотыльковые (Бобовые) имеют плод боб, а Крестоцветные (Капустные) — стручок (1 балл); Б - сходство: боб и стручок — сухие многосеменные вскрывающиеся плоды (1 балл); В - различие: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке — на пленчатой перегородке (1 балл).

3. Ответ: А - корневая система растений глубоко проникает в почву, достает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы (1 балл); Б - у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах (1 балл); В - листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки (1 балл).

4. Ответ: А - сердце становится трехкамерным (1 балл); Б - формируются два круга кровообращения (1 балл); В - по малому кругу кровь из желудочка направляется в легкие, насыщается кислородом и поступает в левое предсердие, а по большому кругу кровь из желудочка направляется к органам тела, а оттуда в правое предсердие (1 балл).

Задание 4.

1. Ответ: А - Осевой скелет представлен хордой — упругим стержнем, расположенным вдоль спинной стороны тела животного. В течение всей жизни хорда сохраняется только у низших групп типа. У большинства высших хордовых она имеется только на эмбриональной стадии развития, а у взрослых замещается позвоночником и редуцируется до межпозвоночных дисков (1 балл). Б - Центральная нервная система имеет вид трубки, полость которой заполнена спинномозговой жидкостью. У позвоночных животных передний конец этой трубки расширяется в виде пузырей и преобразуется в головной мозг, в туловищном и хвостовом отделах она представлена спинным мозгом (1 балл). В -Передний отдел пищеварительной трубки — глотка — пронизана жаберными щелями, посредством которых она сообщается с наружной средой. У наземных животных щели имеются только в ранний период зародышевого развития, а у водных хордовых они сохраняются всю жизнь (1 балл). Г - Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне, под хордой и пищеварительной трубкой (1 балл). Д -Двусторонне - симметричные вторичнополостные животные (1 балл).

2. Ответ: А - впадают в спячку (1 балл); Б - мигрируют на другие территории (1 балл); В – запасают корма (1 балл); Г - накапливают жир (1 балл); Д - линяют и обрастают густым мехом (1 балл).

Максимальная сумма баллов по олимпиаде за все задания для 10 класса – 68.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: