Орфография — система общепринятых правил письма для какого-нибудь языка. Так, из возможных написаний «любова», «любово», «любого» правилам русской орфографии отвечает лишь последнее; следуя этим правилам, мы пишем «рожь», но «нож» (хотя в обоих случаях произносим на конце твердое «ш») и т. д. Ценность русской орфографии – в строгом соблюдении орфографических правил. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила и уметь применять их. Рассмотрим примеры орфографических заданий.
Задача№1.
Посмотрите на список слов: м...тель, кр...хтеть, за...ц, м...теж. В скольких из них пропущена буква я (а не е)?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
Чтобы решить эту задачу нам нужно применить правила орфографии. Рассмотрим каждый случай в отдельности. Метель – это словарное слово, пишется буква Е. Кряхтеть – это словарное слово, пишется буква Я. Заяц – это словарное слово, пишется буква Я. Мятеж-это словарное слово, пишется буква Я. Следовательно, правильным вариантом ответа будет (Г).
Задача№2.
Я был ра…троган до слёзра…казом про то, как семья белых медведей искало себе новое жильё, потому что их любимая льдина ра…таяла. Что надо поставить вместо многоточий?
А) сс, с, сс; Б) с, сс, с; В) с, сс, сс; Г) сс, сс, с; Д) сс, сс, сс
Слово растроган пишется с одной с, поскольку содержит приставку –рас- и корень –трог- (со словами строгать и строгий оно никак не связано, зато родственно словам трогать, трогательный). Слова рассказ пишется с двумя с, поскольку в нём две приставки –рас- и с-, а слово растаял в себя включает приставку –рас- и пишется с одной с. Ответ: Б
Задача№3.
- Я зная англи_кий, франзу_кий и неме_кий – сказал старик Хоттабыч,
- А вы, о знающие русский, заполните пропуски в этом предложении!
А) с, с, тс; Б) йс, з, ц; В) йс, зс, ц; Г) с, з, ц; Д) с, зс, тц
Слова английский, французский и немецкий пишутся именно так. Ответ: В
Задача№2.
Какая транскрипция лучше всего отражает естественное произношение устойчивого выражения стар и млад?
А) [старымлат]; Б) [старымлад]; В) [стар'имлат]; Г) [стар'имлад];
д) [старимлад].
Если два слова, первое из которых оканчивается на согласный, а второе начинается на и, произносится слитн, то конечнный согласный первого слова не смягчается, а на месте и произносится [ы]. Это правило обязательно выполняется в сочетаниях с предлогами. Ответ: А
Синтакскические задачи.
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис – греческое слово, оно значит «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания. Рассмотрим подробнее задачу.
Фирма «Гигазвон» хранит тексты клиентов. Ниже даны фразы, которые могли бы быть сказаны клиентами этой фирмы.
1. Представляешь, я ту лекцию сунул на гигу, думал, возьму с гиги
перед экзаменом, а теперь оказалось, что на гиге ничего не сохранилось.
2. Представляешь, я ту лекцию сунул на гигу, думал, возьму из гиги
перед экзаменом, а теперь оказалось, что на гиге ничего не сохранилось.
3. Представляешь, я ту лекцию сунул в гигу, думал, возьму из гиги перед
экзаменом, а теперь оказалось, что в гиге ничего не сохранилось.
4. Представляешь, я ту лекцию сунул в гигу, думал, возьму с гиги перед
экзаменом, а теперь оказалось, что в гиге ничего не сохранилось.
Мы не спрашиваем Вас, что такое гига, но утверждаем, что независимо от значения этого слова две из этих фраз наверняка построены неправильно. Какие?
(А) 2 и 3; (Б) 1 и 2; (В) 1 и 3; (Г) 1 и 4; (Д) 2 и 4.
Нужно обратить внимание на смысл выражения, который придают ему предлоги. Если положил на…, то взять можно только с… (как во фразе №1), аналогично, если положил в…, то взять можно только из… (как в предложении №3). Так как в предложениях 2 и 4 предлоги не соответствуют друг другу, то правильным вариантом ответа будет (Д).
Фонетические задачи.
Фонетика — это раздел языкознания, изучающий звуки речи. Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение. Фонетика — наука, изучающая звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Решая задачи по фонетике, мы обращаем внимание на звуки, на произношение. Рассмотрим некоторые задачи и их решения.
Задача №1.
Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?
(А) друг — гурт; (Б) сруб — брус; (В) стиль — лист;
(Г) гроздь — горсть; (Д) шов — вошь.
Чтобы решить эту задачу, нам надо знать правила фонетики, звуки речи. Во-первых, сделаем фонетический разбор каждой группы слов: (А) [друк]-[гурт]; (Б) [сруп]-[брус]; (В)[ст`ил`]-[л`ист]; (Г) [грос`т`]-[горст`]; (Д) [шов]-[вош]. Сравним звуки, одинаковые только в группе (Д). Ответ: Д