Экспрессионизм в австро-немецком искусстве

Экспрессионизм (с лат.-выражение)-направление в австро-нем.искусстве первых десятилетий 20 века. Для него характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений.

Э. тяготеет к абстрактности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму. В центре художественного мира Э.-сердце человека истерзанное равнодушием и бездушием мира, контрастами материального и духовного. Полное или частичное уничтожение границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой.

Искусство Э. –социально ориентированное. Развивалось на фоне соц-политических переломов, крушения австро-венгерской империи и первой мировой войны. Преображение действительности, к которому призывали э-ты, должно было начаться с преображением сознания человека.

Термин впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден-основатель экспрессионистического журнала «Штурм».

Вена, Прага –яркие источники искусства Э.

Э.-выражение сути того времени, идеология предвоенных, военных и первых послевоенных лет, когда вся культура деформировалась. Особенность в том, что объект в искусстве подвергался деформации (важное в объекте предельно заострялось –эффект экспрессионистического искажения).

Картины Мунка (Крик, Голгофа, Танец жизни), портреты Кокошки.

В литературе Кафка (проза)-наследник экспрессионистической эстетики. Царит фантастический мир доведенный до крайнего выражения Орднунга. (новелла «Приговор», где немощный отец приговаривает сына к казни водой и тот бежит топиться).

Людвиг Витгенштейн «Логикофилософский трактат» -явление культуры Э. Людвиг построил идеальный язык-позже признался, что он не нужен.

Психоанализ Фрейда. В духе Э. – углубленное заглядывание в человеческую душу, в которой нет ничего светлого. Пристальное внимание к феномену сновидения –роднит психоанализ с Э.

В литературе господствовало лирическое или гротеско-фантастическое начало, чувство неодолимой зависимости личности от социального бытия, ощущение историчесих переломов. Многие произведения Э. мыслились как воззвания. Заостренное выражение важной для автора идеи, достигаемое путем любых преувеличений и условностей. В преддверии Э. стоят Тракль(Австрия), Хейм, Штадлер(Германия), в поэзии Бенн, Бехер, Верфел, в драме Кайзер, Верфел, в прозе Мейринк, Франк, Кафка.

Писатели-экспрессионисты (как и художники) группировались вокруг журналов «Штурм», «Акцион»(антивоенный, с гуманистическими революционными идеями).

Экспрессионистические веяния ощутимы в литературе Бельгии, стран Скандинавии, Венгрии, Хорватии, Румынии-позже Польши. В русской литературе – в творчестве Л. Андреева.

Э. – обостренная образность.

Изобразит. искусство

Предшественники Э. – фр. Гоген, голландец Ван Гог, норвежец Мунк. Наиболее последовательно принципы Э. воплощены в творчестве худ-ов «Мост» (Кирхнер, Пехштейн, Хеккель, Шмидт-Ротлуф, Нольде). Противопоставляли засилью вещей и подавленности личности соц. механизмом пафос первозданно свободного восприятия мира; их творческие искания, устремленные к обостренному самовыражению (экспрессии), к субъективной интерпретации реальности – оттенок анархического бунтарства.

Более созерцательны по образному строю произведения «Синий всадник» (Кандинский, Марк и др) – эстетическая программа близка мистическим идеалам немецких романтиков –образцы абстрактного искусства.

Вне этих объединений работали Кокошка, скульптор,график и писатель Бардах, живописец и график Бекман, скульптор Лембрук.

У многих художников Э получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Грос, Дикс, Нагель и др).

Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего с «яростно» эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам – важное значение обрела станковая и книжная графика Э. (смелое сочетание гротеска и гиперболы, контрасты света и тени).

В музыке 

1-е десятилетие 20 века. Ряд элементов в тв-ве Малера (Песнь о земле, 9 и неоконченная 10 симфонии), оперы Штрауса Р. (Саломея, Электра).

Творчество композиторов Нововенской школы –Шенберг, Берг, Веберн.

Шенберг – начал тв-й путь с произведений, близких позднему романтизму, пришел к отрицанию романтических идеалов, сменившихся страхом перед действительностью, пессимизмом, скепсисом.

Экспрессионистская музыка лишенная равновесия, обращена к сфере подсознательного, чуждается определенных и законченных форм. Композиторы выработали круг выразительных средств, отказ от напевной мелодики, тональных устоев. Атональность.Выражение зыбких душевных состояний, смутного беспокойства. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намеки на душевное переживание(Веберн «5 пьес для оркестра» некоторые части длятся меньше минуты). Шенберг – додекафония. Произведения основаны на различного рода повторениях т.н. серии, что является по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразовния музыки барокко и раннего классицизма. (Монодрама Шенберга «Ожидаие» (в ней господствует состояние тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса). Мир таинственных и страшных ночных настроений в мелодраме «Лунный Пьеро»

Преломлялись в творчестве соц-критические мотивы. Берг «Воцек» (замысел в 1-е годы войны, сострадание к соц.обездоленным, осуждение насилия и сытого самодовольства. Шенберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора.» Ода Наполеону», Уцелевший из Варшавы» (НЕНАВИСТЬ И ГНЕВ С ПЕССИМИЗМОМ) В творчестве Веберна Э. перерождается в иную стилистическую формацию, где господствует Абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. Веберн-родоначальник послевоенного муз. авангарда.

В архитектуре

(Штейнер, Мендельзон, Таут и др) Э. продолжал традиции Модерна, применение новых конструкций и материалов. Создание вырастающих из почвы форм.

В театре

Э утвердил форму «stationendrama» (действие развивалось не постепенно, двигалось толчками от одной сцены к другой. Сюжет развертывался в условно исторической, либо фантастической обстановке, персонажи часто лишены индивидуализации (часто безымянные Отец, сын, девушка и т.д.) и выступают рупорами идей; язык – напряженно патетичен.

Постановки пьес Бехера, Верфеля, Кайзера и.др режиссерами Вейхертом, Хартунгом, Мартином способствовали выработке специфических приемов экспрессионистской режиссуры и игры актеров. Образ персонажа- основа какой-либо черты, превращался в маску. Большое внимание- освещение сцены, абстрактным декорациям,символическим аксессуарам.

Экспрессионистич. Приемы использовал Рейнхард в постановках Шекспира, Шиллера. Влияние театрального Э. проявилось за пределами Германии и Австрии (СССР некоторые постановки Вахтангова, Марджанова, Мейерхольда, Таирова и др).

В кино Э. получил наибольшее развитие в 1915-25гг. (мрачные мистические сюжеты, фатальная обреченность чел., враждебность мира, противостоящего всему живому). Э. создавал образ фантастического мира, натура заменялась декорациями, использовались резкие контрасты света и тени, оптические эффекты. Большое место отводилось галлюцинациям, снам, кошмарам безумцев. Актеры, отвергая необходимость достоверного раскрытия психологии чел, утрировали жест и мимику –образы приближались к маске. (фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссер Вине, «Паганини» Гольдберг, Фейдт, «Кабинет восковых фигур» Лени). К 1925 г Э кино исчерпал себя.но пластическая выразительность его фильмов повлияла на изобразительные средства киноискусства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: