Наука в свете современной философской гносеологии Проблемное поле философии науки

В философской литературе, в том числе - в философских энциклопедиях и словарях " Гносеология " переводится как " Теория познания ". гносеологию интересуют самые общие и необходимые признаки и закономерности познавательной деятельности - независимо от того, кем и в каких конкретных условиях она осуществляется. Задача - дать предельно общее представление о познании, составить его целостную картину, свободную от деталей и частностей.

  наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности.

Ф. науки – философ направл-е, исслед-е науку как социокульт-й феномен, стр-ру и развитие научн знания, взаимосвязь науки и морали, ис-ва, нормы науки, природу науч. революций и т.д.

Общее пробл поле Ф.науки, созд-е как методологией, так и фил-ей науки, не сводится к простой сумме вопросов, изуч-х каждым напр-ем в отд-сти. Сущ-т ряд проблем и аспектов, где на первом плане оказ-ся иссл-е мех-змов возд-вия на методологию науки тех соц. факторов, анализом кот. Трад-но заним-ся филос.науки. Наоборот, исс л-е методологич. проблем стимул-ет переосмысление и кач-но новое реш-е вопросов, относ-ся к сфере филос.науки.

Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют?

При всей широте пробл. поля Ф.науки центр. проблемой -- осмысление социального бытия науки, ее роли в жизни об-ва, способов и последствий взаимод-я с др. формами практич. и дух-го освоения реальности. В наст.время возрастает значение относит-но самостоят-го аспекта Ф.науки, отражающего роль науки и науч.знания в формировании личности. Растет озабоченность в связи с дегуманизацией и деморализацией науки. Важно отметить наличие объективной основы оппозиционных явлений науке в самой науке. Наука признана наиболее адекват.формой осмысления новых реалий соц.бытия – глбализации и информатизации. В дан.усл-ях оказ-ся востребованным ее стиль мышления – аналитичный, системный, доказательный Критерии рациональности –логич. законы и пра­вила, философские допущения,методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения науч. теорий. Каждая эпоха в развитии науки характеризуется собственным типом рациональности. Смена типов рациональ­ности свидетельствует не только о степени зрелости познающего субъекта, но и о характере системных объектов, которые им ос­ваиваются.

Деление наук на естественные, социально-гуманитарные и тех­нические родилось в рамках классич. типа рац-сти (до XX в). Такое деление предполагает, что реа льность изучается такой, какова она есть безотносительно к исследователю. Условием истинного знания классич.наука считала исключение из описания и обоснования всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. неклассическая рац-сть.Появ. в нач. XX в, когда физика вышла на освоение микро­объектов. В некл. рац. научное изучение реальности - учет взаимодействия используемых средств с объектами изучения (приборов, систем отсчета, способов описания и обос­нования),поэтому объект исследуется на основе более разнообразных связей с внешним миром, кото­рый представлен этими приборами. Стала очевидной ис­кусственность разделения между естественными и техническими дисциплинами. Как и в технических науках, в естествознании любые объекты стали рассматриваться не только в качестве под­чиненных законам природы, но и в качестве «естественно-ис­кусственных» систем, поставленных в зависимость от средств исследования. Постнеклассич. рац. (конец XX в.)- знан ия об объекте соотн-тся не только с матер. ср-вами, но и с соц.целями и ценностями. Прочный научный статус приобретают такие кате­гории, как субъект, цель, знание, ценность и пр. Этот тип ра­циональности характерен для сложных, саморазвив-хся (синергетических) систем, в кот. в кач-ве комп-нта включен сам, человек. В сфере постнеклассической рац-сти форм-тся знания об объектах совр. биотехнологий (генной инж-рии), медико-биол. объектах, круп­ных экосистемах и биосфере в целом, человеко-машинных сис­темах, в т.ч. системах искус. инт-кта и т.д. С системами подобного типа нельзя свободно экспериментиро­вать т.к. поиск истины затрагивает гуман. ценно­сти. Т.о., научное познание орг-тся в соот-и с опр. цен-стями, т.е. субъек­тивно. Разв-е постнекл.н. – основа интеграции. естест/науч., технич. знания и соц-гум.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: