Анализ механизмов и закономерностей взаимодействия культурных традиций в современной философии. Специфика методологии современных кросс-культурных исследований

Одна из наиболее значительных для культурной динамики форм культурной коммуникации – взаимодействие или диалог культур. - для обозначения суммы непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. взаимодействия культур, уровни:

1) этнический, характерный для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными социальными общностями;

2) межнациональный, основанный прежде всего на диалоге различных государственно-политических структуры и политических элит;

3) цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества. Диалог культур на м уровне наиболее продуктивен с точки зрения культурно-инновационной деятельности. Именно перекрестки культур Востока и Запада, путей искусства Европы и Африки, традиций античности и арабского мира становились очагами радикальных поворотов в истории.

Важное значение в диалоге культур - структура, то есть направления и конкретные формы взаимного обмена культурной информацией. Одной из наиболее древних и широко распространенных - обмен хозяйственными навыками и производственными технологиями, специалистами профессионалами; устойчивым видом - межгосударственные отношения, политические и правовые связи. Возможно взаимодействие лингвистических, художественных, религиозных аспектов культур. Следует учитывать и конкретный уровень взаимодействия культур: осуществляются ли связи на уровне государственной политики, военной оккупации, локальных профессионально-корпоративных отношений, контактов организаций "третьего сектора" или просто в процессе обыденно-бытовых практических контактов различных слоев населения.

Различаются также формы u принципы взаимодействия культур. В исторической практике известны и мирные, добровольные способы взаимодействия, в м случае принципы взаимодействия чаще всего нацелены на партнерское, взаимовыгодное сотрудничество, и принудительные, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания, в м случае, как правило, доминирует стремление к односторонней выгоде. В каждом конкретном случае взаимодействия культур можно выделить несколько стадий или этапов. Исходным пунктом - стадию культурною шока. Культурный шок первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью. Культурный шок возникает как отражение принципиальной нестыковки различных культурных образцов, конфликта между привычным "естественным" набором ценностей, языковых и поведенческих практик и культурными нормами, привнесенными новой инокультурной или изменившейся средой, в которую оказывается"заброшенным" индивид (ситуация индивидуальной эмиграции или туризма), социальная группа и др.

Принято выделять четыре возможных способа преодоления культурного шока:

 1. Колонизация - агрессивная демонстрация и пропаганда собственных культурных ориентиров и моделей поведения, радикаль ное неприятие традиционных ценностей "местной" культуры и их вытеснение на периферию культурного пространства. Воплощает культурную политику более сильного в социальном, экономическом и культурном плане участника диалога культур. Колонизация происходит в результате как различных форм военной или культурной экспансии, так и интенсивных модернизационных процессов ("вестернизация" или "русификация"). Ее конечная задача максимальная "зачистка" культурной среды с целью ее последующего преобразования согласно канонам "культурного агрессора".

2. Геттоизация - создание компактных мест проживания "чужих " (эмигрантов, беженцев, гастарбайтеров) или " местных " (индейцы США) носителей иной культуры, где они получают возможность сохранять и поддерживать свою культурную микросреду в жестких рамках локальных замкнутых пространств (гетто). В данном случае культурный шок смягчается при помощи выделения как "сильному", так и "слабому" участнику конфликта собственной сферы влияния. При м, однако, каждая из сторон демонстрирует отказ от принятия "чужих" ценностей. Характерные примеры: "русский" Брайтон Бич и знаменитые китайские кварталы - чайнатауны в США, районы проживания религиозных ортодоксов в Израиле и Т.п.

З. Ассимиляция - крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной, более "слабой" или утратившей актуальность культурной идентичности в пользу полного приспособления к "чужой" культуре.

4. Диффузия - различные модели совмещения элементов "своей" и "чужой" культур. Наиболее глобальная и долгосрочная форма межкультурного диалога, имеющая нередко своим результатом преобразование ряда основополагающих культурных ориентаций взаимодействующих культур. К примеру, культурный шок, пережитый европейской культурой при встрече с "чужими" культурами в процессе колониальной и миссионерской экспансии XIV-XIX вв., существенно способствовал антропологическому перевороту в философии культуры - отказу от европоцентризма и принятию всего реального многообразия культурных миров в качестве равноправных участников культурной динамики. Таким образом, культурный шок является существенным элементом культурной динамики, лишая однозначности привычные культурные стандарты, способствуя обновлению традиционных культурных систем за счет "вторжения" инокультурных элементов, стимулируя инновационную активность путем взаимодействия различных культурных традиций и культурных практик, содействуя изменениям социальной структуры общества. Взаимодействие культур может проходить как в конструктивно-продуктивных, так и в конфликтных формах. В м случае культурный шок перерастает в культурный конфликт. В отличие от большинства иных видов конфликтов, в основании которых лежат, как правило, частные противоречия в отдельных областях (экономике, политике, переделе собственности, статусно-ролевых и кровно-родственных отношениях и тому подобном), культурный конфликт отличается именно своей концептуальной обусловленностью. Фундаментом конфликта становится не чья-то злая воля или сознательный саботаж, но прежде всего глубинные различия в социальном опыте конфликтующих сторон, закрепленном в фундаментальных принципах культуры. Практические формы культурного конфликта могут иметь различный масштаб и характер. Типичными примерами наиболее масштабных и жестоких культурных конфликтов являются религиозные и гражданские войны, революционные и национально- освободительные движения, геноцид и "культурные революции ", насильственное обращение в "истинную" веру и истребление национальной интеллигенции, политическое преследование "инакомыслящих" и т.п. Культурный конфликт - противостояние не жизненно важных аспектов человеческого существования, а спор субъективных убеждений, столкновение предпочтений. Его природа иррациональна. Людьми движет не здравый смысл, а глубинная психологическая зараженность конкретным типом культурного продукта, закрепленная на уровне до рациональной убежденности в собственной правоте. Именно пому здесь крайне сложно достичь компромисса.

Межкультурные, еще называют, кросс-культурные исследования ценностей - сейчас все более популярными. Исследования представителей различных культур называются кросс-культурными. Часто психологи, проверяющие закономерности развития на представителях одной культуры, хотят понять является ли универсальной закономерностью и тогда используется т метод. Исследования, проведенные в начале 20 века, в основном были направлены на изучение неразвитых культур и общества описывались как примитивные. Основное внимание уделялось тому, что отсутствует, и исследования включали определенную долю этноцентризма,взятым в качестве нормы или эталона, выступающих в качестве исходной системы координат. Этноцентризм обычно приводит к неверныминтерпретациям поведения.

Основные методы исследования. одна из самых известных - методика М. Рокича. В основе лежит метод ранжирования. В стандартной методике Рокича респонденты должны проранжировать два списка ценностей (по 18 ценностей в каждом), располагая их в порядке важности. Для удобства респондентов набор ценностей может быть предъявлен на карточках. В методиках, применявшихся для кросс-культурных исследований ценностей, достаточно распространено использование метода оценки высказываний. т метод взят за основу в опроснике С.Морриса “Способы жизни” В опроснике представлены описания 13 способов жизни, и респондент должен оценить каждый из них по шкале от 1 до 7. Методика очень часто применялась в межкультурных исследованиях на Западе.  Метод выбора из нескольких альтернатив лежит в основе другой группы исследований ценностей у представителей разных культур. Этот метод построен на следующей процедуре. Респондентам предъявляется стимульный материал в виде вопросов или ситуаций, имеющих несколько альтернативных решений. Каждый вопрос или ситуация олицетворяет ценностную дилемму или конфликт ценностей. Респондент должен сделать выбор, обозначая тем самым предпочитаемую им ценность. Этот метод используется в небезызвестном опроснике “Изучение ценностей” Г.Олпорта и др. Таким образом, в области изучения ценностей было наработано многообразие методик, используются и количественные, и качественные приемы. Однако приходится констатировать, что исследователи весьма редко применяют их сочетание или комплексные методы, хотя, возможно, это является наиболее плодотворным подходом к решению столь сложной проблемы, как кросс-культурные исследования ценностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: