Билет №52 Изменения в трудовом праве в 1960-80-е годы

Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. расширила его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплинуКонституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.Провозглашенные и закрепленные в Конституции СССР права граждан были реальными и обеспечивались не только юридическими, но и материальными гарантиями.В 1966–1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы.В 1967 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в последующие годы в союзных республиках были приняты новые кодексы законов о труде (в РСФСР – в 1971 г.).Некоторым изменениям подверглось пенсионное законодательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.

Билет №53 Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях 1980 г. 23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.Под административным правонарушением понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.К административным правонарушениям в соответствии с Основами относились нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, мелкие хищения, спекуляция и др.Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.Основы закрепляли систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т.д.).В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.Для развития уголовного права в рассматриваемый период характерны две тенденции:усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение; смягчение ответственности лип, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.В рассматриваемый период был осуществлен ряд мер по усилению ответственности за совершение преступлений, представлявших большую общественную опасность. Так, в 1966 г. была повышена ответственность за совершение хулиганства, особо каралось злостное хулиганство, связанное с применением или попыткой применения оружия. В 1973 г. были установлены жесткие меры наказания за угон воздушного судна, если эти действия повлекли гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений.

Билет №54 Советское государство в период «перестройки» (1985-1990гг.) Пришедшее к власти в 1985 г. новое руководство Советского Союза во главе с М.С. Горбачевым столкнулось с проблемой продолжающегося ухудшения социально-экономического положения в стране в сравнении с развитыми капиталистическими странами. В этих условиях оно выбрало путь реформирования социализма, который выразился в пересмотре исторически сложившихся политических и экономических догматов социализма.Начавшиеся реформы основывались на устранении идеологического диктата КПСС и демократизации отношений внутри самой КПСС. Демократизация внутрипартийных отношений привела к отказу от важнейшего принципа партийного строительства – принципа единства партии.В обществе свободно и открыто, в том числе и на страницах печати, начинают обсуждаться актуальные вопросы общественной и государственной жизни, наиболее драматические и сложные периоды нашей истории. Отменяется цензура. Появляются новые газеты, журналы и другие издания, а впоследствии телевизионные и радиовещательные организации и программы.Формируются общественные движения и политические партии. Возрождается многопартийность.Власти перестали чинить препятствия гражданам, выражающим оппозиционные мнения путем различных общественных акций: демонстраций, митингов, пикетирований и т.д. Реабилитируются диссиденты.В октябре 1988 г. в результате реформирования государственного аппарата была установлена система представительных органов двух уровней: 1) Съезд народных депутатов – высший законодательный орган (собирался один раз в год). 2) Верховный совет – постоянно действовавший законодательный орган, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей.Длительное время фактическим руководителем в СССР являлся глава КПСС. Процесс отделения КПСС от государства поставил вопрос о руководителе государства и механизме замещения этой должности. 14 марта 1990 г. съезд народных депутатов учреждает пост Президента СССР. Президент – это высшее должностное лицо – глава государства. Первый Пре-зидент СССР М.С. Горбачев избирался на съезде народных депутатов 15 марта 1990 г., однако впоследствии предусматривалось проводить выборы президента всенародным голосованием. На должность президента мог быть избран гражданин СССР в возрасте от 35 до 65 лет. Одно и то же лицо не могло занимать этот пост более двух сроков. Срок полномочий президента составлял 5 лет. Президент объявлялся гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР, обладал законодательной инициативой и правом вето, преодолеваемого большинством Верховного Совета, принимал участие в формировании правительства и назначении высших должностей в государстве. На Президента возлагалось принятие мер по охране суверенитета СССР и союзных республик. Он координировал деятельность всех государственных органов по обеспечению обороны страны, являлся Верховным Главнокомандующим, имел право объявлять мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положе-ние, президентское правление.Изменениями к Конституции СССР от 1 декабря 1988 г. начинается реформа судебной системы. Появляется структура, похожая на конституционный суд, – Комитет конституционного надзораМеняются порядок замещения судей и сроки их полномочий. Теперь судей избирали вышестоящие Советы, а срок их полномочий увеличивался до 10 лет. Впоследствии принимается ряд нормативных актов, направленных на повышение авторитета суда, придание большей значимости судебной власти.Реформируется арбитраж. 17 мая 1991 г. принимаются законы «О Высшем арбитражном суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР». Арбитраж входит в систему судебных органов, расширяется его подсудность. Если раньше он рассматривал хозяйственные споры только между государственными орга-низациями, то теперь стал рассматривать споры и между другими субъектами.

Билет №55 Распад СССР. По мере ослабления СССР и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма – движения за выход из состава СССР.Содержащееся в Конституции СССР положение о праве союзных республик на выход из состава СССР никогда не рассматривалось как осуществимое. Поэтому процедуры реализации этого права создано не было. В конце 80-х гг. в ряде союзных республик наблюдается движение за выход из СССР. В этих условиях Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г. был вынужден принять закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий реализацию конституционного права на выход из состава СССР и предусматривающий при этом референдум и пятилетний срок. Крах СССР был предрешен начавшимся крахом КПСС. Выход из КПСС республиканских партийных организаций в условиях сложившегося за десятилетия партийно-государственного единства означал, что не за горами и выход республик из состава СССР. Ждать пришлось недолго..В соответствии с решениями IV съезда народных депутатов Верховный Совет СССР постановил провести 17 марта 1991 г. референдум СССР по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик. Была определена следующая формулировка вопроса: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Предлагалось выбрать один из ответов: «да» или «нет».Большинство населения страны на референдуме СССР высказалось за сохранение СССР как федерации, но руководство СССР, утратив механизмы своего воздействия на республики через строго централизованную систему партийного руководства, не смогло найти других, и процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявлялось в войне законов, т.е. игнорировании местными органами власти Конституции СССР, законов СССР, создании неконституционных, параллельно Советам, структур власти на местах и т.д.События. 19–21 августа 1991 г. явились последней организованной попыткой противодействия распаду СССР и созданию на его месте конфедерации в той или иной форме. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентралистских сил по всему пространству СССР. Президент СССР не мог исполнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности своего государства. Большинство союзных республик, ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошли дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили союзную собственность республиканской и перестали принимать участие в деятельности союзных структур и в работе союзных органов власти.Судьба СССР была решена на Беловежской встрече руководителей трех республик – Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 г., когда в Минске было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Соглашение предусматривало роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов. Это Со-глашение подтолкнуло другие республики присоединиться к процессу роспуска СССР.В конце декабря 1991 г. президент СССР М.С. Горбачев был вынужден уйти в отставку, СССР окончательно прекратил свое существование.

Билет №56 Основные направления развития права в середине 1980-х начала 1990-х гг. В сфере гражданского права период, начинающийся с 1985 г., характеризуется постепенным допущением, а затем распространением рыночных отношений.В 1986 г. принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», который допускал создание семейных кустарных мастерских. 1 января 1988 г. вступил в силу Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», который устанавливал, что государственное предприятие должно осуществлять свою деятельность на принципах полного хозрасчета и самофинансирования. 1 июля 1988 г. вступил в действие Закон СССР «О кооперации в СССР», с которого началось массовое распространение кооперативов в Советском Союзе.Большое значение для правовой регламентации произошедших изменений в экономике имели Закон СССР «О собственности в СССР (1990)» и Закон СССР «О предприятиях в СССР» (1990). Закон «О собственности в СССР» устанавливал, что в Советском Союзе может существовать собственность советских граждан, коллективная и государственная, а также собственность иностранных государств международных организаций и т.д.; допускались смешанные формы собственностиПроцессы либерализации в советском обществе находили свое отражение и в уголовно-правовой сфере. В частности из перечня государственных преступлений исключаются: диверсия; особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся нарушение правил валютных операций. Перестают действовать такие хозяйственные уголовно правовые составы как спекуляция, предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество.В конце 1990 г. начался процесс суверенизации Российской Федерации. Так, в соответствии с Законом РСФСР «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» от 31 декабря 1990 г. до принятия своих законов о собственности, приватизации, и до заключения нового Союзного договора не подлежали исполнению на территории России любые акты органов государственной власти СССР, связанные с изъятием материальных, финансовых, валютных и денежных ценностей.

Билет №57 Государство и право в эпоху реформ (1991-1993 гг.) Одним из шагов закрепления государственной независимости России стало принятие в конце 1991 г. Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» (введен в действие 6 февраля 1992 г). Впервые в отечественной истории допускалось существование для российских граждан двойного гражданства.1 января 1991 г. вступил в действие Закон РСФСР «О собственности в РСФСР». Впервые было установлено, что государством признается и защищается частная собственность наряду с другими видами собственности. Для ускорения приватизационных процессов летом 1991 г. были приняты Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда». Чтобы перехватить инициативу в начавшейся «войне законов» между союзным центром и республиками, Верховный Совет СССР 31 мая 1991 г. утвердил Основы гражданского законодательства СССР. Они должны были вступить в действие 1 января 1992 г. Однако к тому времени Советский Союз прекратил свое существование, но российские законодатели санкционировали введение на территории Российской Федерации положений Основ гражданского законодательства СССР с 3 августа 1992 г. В 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде» государственный арбитраж в России был преобразован в систему арбитражных судов. А 1995 г. вышел новый Федеральный закон «Об арбитражных судах в РФ».В декабре 1995 г. был принят Семейный кодекс Российской Федерации. В 1996 г. принят новый Уголовный кодекс РФ.

Билет №58 Конституция РФ 1993 г.- общая характеристика Всероссийский референдум по проекту новой Конституции России был проведен 12 декабря 1993 г. Конституция получила одобрение большинства принявших участие в голосовании граждан.Пятая Конституция России подвела черту под советским периодом развития государственности нашего Отечества. Конституция Российской Федерации носит в себе элементы переходного периода, когда в обществе еще не сложились основные социальные механизмы, не завершился процесс фор-мирования общественно-политических групп и партий. Новый Основной закон выражает определенный компромисс между организацией исполнительной и законодательной власти и неструктурированным обществом.Всю полноту государственной власти в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент – Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство Российской Федерации) и судебной (Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд Российской Федерации) ветвей власти, действующих самостоятельно. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя.Структура Конституции РФ:1) краткая преамбула, содержащая декларативные положения от имени народа и особенность этого нормативного акта;2) первый раздел, включающий в себя девять глав: а) основы конституционного строя (ст. 1–16); б) права и свободы человека и гражданина (ст. 17–64); в) федеративное устройство (ст. 65–79); г) Президент РФ (ст. 80–93); д) Федеральное Собрание (ст. 94–109); е) Правительство РФ (ст. 110–117); ж) судебная власть (ст. 118–129); з) местное самоуправление (ст. 130–133); и) конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ (ст. 134–137).3) второй раздел, посвященный заключительным и переходным положениям регулирующим порядок вступления в законную силу Конституции.

Билет №59 Основные положения Конституции РФ 1993г. Конституция устанавливает основы конституционного строя, федеративное устройство РФ, полномочия ряда важнейших государственных органов, их компетенцию, а также порядок замещения федеральных должностей. Главное в Конституции РФ – это закрепление прав и свобод человека и гражданина.Основными принципами Конституции РФ являются:1) принцип верховенства Конституции на всей территории государства2) прямое действие конституционных норм;3) принципы современного конституционного строя РФ;4) принцип разделения властей;5) принцип суверенитета и территориальной целостности России;6) принцип права малочисленных народов России на самоопределение.Впервые в Конституции РФ закреплен принцип разделения властей на судебную, исполнительную и законодательную. Конституция формирует правовой механизм, гарантирующий невозможность узурпирования государственной власти Президентом, представительным органом или исполнительной властью. Конституция РФ определяет границы полномочий нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства, а также сферы совместной и исключительной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, способы разрешения противоречий, которые могут возникнуть в процессе реализации полномочий органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.Некоторые положения Конституции требуют официального истолкования. Официальное толкование Конституции РФ дается в постановлениях Конституционного Суда РФ, являющегося высшим судебным органом.Принцип народовластия является выражением демократизма в государстве. Ст. 1 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством. В Конституции РФ говорится, что единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (через референдум), а также через органы государственной власти и местного самоуправления.Принцип федерализма предполагает: равноправие субъектов РФ; государственную целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.Принцип приоритета прав и свобод человека выражен в ст.2 Конституции РФ. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Билет №60 Государственный аппарат Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г. Конституция РФ 1993 г. закрепляет следующую систему государственных органов: 1) глава государства – Президент Российской Федерации;2) представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное Собрание;3) Правительство Российской Федерации – орган исполнительной власти;4) органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Федерации;5) система судов, призванных осуществлять правосудие в Российской Федерации;6) Прокуратура Российской Федерации;7) органы внутренних дел, государственной безопасности и армия.Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления которые реализуют некоторые функции государства, но непосредственно в систему органов государственной власти не входят.Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.Как глава государства Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Деятельность президента направлена на охрану конституции, охрану суверенитета Российской Федерации, обеспечение согласованных действий органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики, представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщих, равных, прямых выборов и при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть, принимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отнесенные Конституцией к компетенции представительных органов.Федеральное Собрание состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума представляет интересы страны в целом (депутаты избираются населением в ходе всеобщих равных и прямых выборов). Совет Федерации выражает интересы субъектов Российской Федерации. Палаты заседают раздельно и наделяются равными полномочиямиОсновные задачи Правительства РФ, как органа исполнительной власти сводятся к управлению экономикой, организации исполнения федеральных законов и контролю за деятельностью всех органов исполнительной власти.Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Конституция называет суд единственным органом правомочным осуществлять правосудие. Конституция называет лишь верхний уровень судебной системы: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Остальные звенья этой системы устанавливаются федеральными законами. Органы прокуратуры осуществляют государственный надзор за исполнением законов, обеспечивают единство законности в Российской Федерации.Конституция РФ наделяет субъекты Федерации правом самостоятельно определять систему органов государственной власти с учетом политической и правовой культуры, национальных и исторических традиций и других местных условий. В Российской Федерации действует новая система органов государства на принципах и методах, реализуемых современными западными государствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: