Вопрос 15. Организация сбора, обработки данных и их интерпретации

При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:

1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных;

2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;

3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Наиболее распространенным является метод анализа документов. Документ –это специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. В социологии под документом подразумевают те или иные источники, фиксирующие информацию в любом виде (рукописном, печатном тексте, на магнитной ленте, фото- или кинопленке) о социальных фактах, явлениях общественной жизни, тех или иных социальных субъектах. Существуют самые разнообразные методы анализа документов. В социологии чаще всего используют два метода: неформализованный (традиционный) и формализованный. Неформализованный метод предполагает использование умственных операций, направленных на выявление сущности и содержания документов.

Как альтернатива, а может быть и дополнение способу качественного анализа документов, был разработан формализованный метод или контент-анализ. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов, при этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.

Анализ документов позволяет оперативно получить информацию об изучаемом социальном явлении. По форме эта информация носит объективный характер.

Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. В социологическом исследовании под наблюдением понимаетсяметод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке.

В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и не включенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое и т. д.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.

Казахстан в настоящее время находится на качественно новом этапе своего развития, в рамках которого роль и значимость общества и связанных с ним явлений значительно возрастают. Основой этого является ускорение политических реформ, синхронизация экономического и политического развития страны. Основной идеей, которая должна быть реализована в нашей повседневной реальности, это внедрение в широкие общественные и государственные практики различных систем индексов, рейтингов, сравнительных показателей. То есть, по сути, речь идет о внедрении цифрового формата восприятия социальной действительности.

Необходимость такого подхода заключается в том, что если мы хотим успешно развиваться, доказывать свои конкурентные свойства, мы должны сравниваться, сопоставляться с другими странами и обществами. Чтобы сделать это, есть только один инструмент чистый, холодный разум числовых, математических данных. Они труднее подвергаются политическим коррозиям, внятны и доступны для массового сознания.

Индексы представляют собой разновидность рейтингов. Но их вычисление сопряжено с более сложной арифметической процедурой. В случае с индексами диспозиция того или иного продукта в иерархии показателей определяется не прямым значением ответов респондентов, а вычислением обобщенного значения определенной совокупности различных показателей. То есть, речь идет о методе «опрос опросов».

Являясь методами измерения общественных процессов, рейтинги и индексы представляют собой также и метод презентации развития того или сегмента общества. Помимо этого, рейтинги становятся и орудием влияния на общественные процессы.

Системы числовых показателей для измерения общественных процессов, пожалуй, нужны не меньше, если не больше, чем, к примеру, для экономики. Ведь именно рейтинги, индексы могут позволить довести чувствительность госмеханизма к нуждам общества до очень высокого уровня, в пределах минимальных амплитуд и колебаний социальных настроений.

Возьмем Индекс конкурентоспособности, в измерениях которого с 2005 года участвует и Казахстан. Его зачастую воспринимают как экономическую категорию, хотя он охватывает гораздо более широкое поле, в том числе общественное развитие, поскольку одним из его компонентов является индекс государственных (общественных) институтов, включающий в себя подиндекс эффективности контрактов и законодательства и подиндекс коррупции.

Помимо этого существуют специальные индексы, характеризующие развитие некоторой общественной сферы, как еще говорят «оси» общественных отношений.

Среди них уже ставшие известными:

- индекс восприятия коррупции от «Transparency International»;

- индекс политических прав и гражданских свобод от «Freedom House»;

- индекс свободы прессы от международной организации «Репортеры без границ»;

- индекс человеческого развития Программы развития ООН.

Есть и такие, которые только становятся достоянием нашего общественного мнения, в т.ч.:

- индекс глобализации от консалтинговой компании А.Т.Кеатеу и журнала «Foreign Policy»;

- индекс трансформации Фонда Бартельсманна;

- индекс демократизации от Т.Ванханена.

Есть и специфические, отраслевые – рейтинги стран по уровню миграции населения, открытости бюджета, рейтинги городов и т.д.

Поле рейтингов и индексов разрослось сегодня до такой степени, что они становятся не только методом исследования, но и самостоятельной областью научного интереса.

В Казахстане также наблюдается процесс адаптации числовых форматов оценки общественных процессов.

Интерес представляет недавно вышедшая в свет книга российских исследователей «Стратегическая матрица Республики Казахстан: ретроспектива, современность и сценарии будущего развития». В книге показан качественно новый подход в измерении истории современного Казахстана, который позволяет делать не только оценку прошлого, но и на количественных методах конструировать модели будущего развития страны.

Повышение уровня знаний, коммуникации в современном мире ведет к усложнению организации общественного мнения как социальной структуры. Это проявляется в усложнении самозащиты общественного мнения от «внешнего вторжения», то есть попыток исследования и воздействия. Следовательно, для получения необходимого знания об общественном мнении необходимо прибегать все более к сложным и, что самое главное, тонким, ненавязчивым методам исследования, чтобы интересующее нас мнение было выявлено, а не скрылось опасениями респондентов, нежеланием делиться сокровенным.

Магистральным направлением в развитии опросных технологий сегодня является более чувствительный и гибкий инструментарий, способный улавливать тонкие нити в развитии общественных настроений, скрытые мотивы, латентные тенденции в массовом сознании. Анкетный опрос является самым распространенным методом получения социологической информации. Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах.

Эту тенденцию особо можно проиллюстрировать на примере деликатных и сложных тем. При их исследовании применяются специальные методики и подходы, в т.ч. имеются высокая доля зондирующих вопросов, отказ от использования фильтров, асимметрия шкал в сторону «да-ответов», оценки искренности, маскировка основного предмета исследования (задается множество вопросов, выясняющих подробности отношений, ограничивается число прямых вопросов, ключевая категория опроса подается в скрытой версии, название опроса нейтральное – общесоциальная проблематика).

Особое внимание уделяется обеспечению искренности ответов. Здесь используются такие подходы:

– нейтральность при подборе респондентов;

– доверительная, безопасная психологическая атмосфера и комфортные условия для заполнения анкеты – обеспечение уверенности респондентов в анонимности опроса.

Усовершенствование инструментария исследований общественного мнения также важно с точки зрения информационной ценности опросов.

Анкета обладает существенным ресурсом распространять информацию об актуальных темах общественного мнения среди большой совокупности граждан. Оценочно при опросе 2 тыс. респондентов в курсе о содержании анкеты или характере опроса не менее 5-7 тыс. граждан. И это показатель до распространения результатов исследования в СМИ. Другими словами, анкета имеет не только значение как способ сбора информации, но и обладает пропагандистскими свойствами. Действительно, в анкете подчас содержатся хорошо структурированные, внятно и доступно изложенные понятия, дополнительная информация, способные охарактеризовать для респондента состояние общественного мнения.

Следует сказать, что важным требованием к анкете, по которой мы хотим срезать реальное, а не искаженное общественное мнение, она должна быть максимально проста и доступна для понимания массовым потребителем. Анкета в вопросах и ответах должна быть адаптирована к сложившейся системе восприятия населением общественно-политических тем. Самая верная стратегия - это выстраивание анкеты как диалога с респондентом сквозь призму его интересов и целеполаганий, ожиданий и запросов.

Оптимальный объем анкеты для систематического мониторинга общественно-политической ситуации видится в пределах 25-35 вопросов, до 500-700 тестов (вариантов ответов вместе с вопросами). Наиболее оптимальной видится такая структура анкеты, при которой ротационных вопросов может быть несколько больше стандартных. Главным требованием к композиции анкеты является логическая взаимосвязь между вопросами, последовательный переход от социальных вопросов к политическим.

Методическая часть программы исследования включает в себя и организационный план его проведения. Организационный план исследования состоит, как правило, из следующих блоков: сетевого плана-графика, подготовки поля исследования, подготовки группы исследователей, проведения самого исследования, организации обработки и анализа социологической информации, подготовки итогового отчета.

 

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1) редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования;

2) создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации;

3) статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы.

Основное направление в обработке первичной социологической информации состоит в его обобщении. Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка - объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности.

В социологическом исследовании применяются и самые разные виды группировки:

• группировка при помощи простого суммирования однородных признаков, благодаря чему определяются абсолютные числа их проявления в изучаемой совокупности;

• ранжирование, т.е. группировки изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака;

• шкалирование, т.е. группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уровень или степень проявления изучаемого признака;

• табулирование, т.е. построение статистических таблиц.

Группировка социологической информации может быть:

• по номинальному признаку (род занятий, национальность);

• по признакам, соответствующим ранговым шкалам, т.е. по возрастающей или по убывающей значимости того или иного признака;

• по количественному признаку (например, группировка повозрастным интервалам 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет или по уровню доходов 300-500 руб., 500-800 руб., 800-1000 руб. и т.д.

Самый простой способ группировки основан на простом суммировании однородных признаков. Несколько более сложная группировка построенная с помощью ранжирования. Ранжирование – это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг – это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычленяют сумму рангов, полученную в результате.

Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации, с помощью которых выводятся среднеарифметические проценты, индексы, строятся таблицы, графики и т.д.

Результаты социологических исследований отражаются в итоговом документе, который чаще всего носит характер отчета о научно-исследовательской работе.

Вопрос 14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: