Процедура выделения исследовательской проблемы в контексте реальной профессиональной деятельности и проектирования программы ее изучения

Современные актуальные проблемы научных исследований в психолого-педагогическом направлении.

В современной науке огромное внимание уделяется исследованиям в области педагогики и психологии по проблемам развития личности в условиях образования и социума. Методология психолого-педагогических исследований должна быть хорошо усвоена магистрантами соответствующих специальностей вуза, а также студентами, занимающимися поиском эффективных решений исследуемых проблем.

В КГУ им. Ш.Уалиханова студенты и магистранты активно занимаются научно-исследовательской работой. Молодые исследователи под руководством д.п.н., проф. Стукаленко Н.М. и других опытных преподавателей кафедры педагогики, психологии и социальной работы охватывают широкий спектр исследований, основываясь на критериях актуальности, теоретической и практической значимости. Эта работа осуществляется при поддержке магистрантов специальности «Педагогика и психология» (Коптеловой С.С., Лаврика Р.А., Бурдыги И.В., Груздевой К.В. и др.), а также зав.кафедройк.п.н., доцента Мурзиной С.А. и практического психолога кафедры, магистра Жантемировой М.Б.

Так, студентка 4 курса специальности «Педагогика и психология» Тулегенова А., работая по теме «Коррекция тревожности у младших школьников средствами арт-терапии», исследует арт-терапию как метод психотерапии изобразительным творчеством, имеющий целью воздействие на психоэмоциональное состояние личности. Изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека, т.к. наиболее важные мысли и переживания человека проявляются в виде образов, а детский рисунок может служить своеобразным аналогом речи. Младшие школьники часто испытывают тревожность, состояние повышенного беспокойства, испытывают страх и тревогу в ситуациях, связанных с кризисом 7 лет и принятием новых социальных ролей при переходе в школу. В этом случае психолог методом арт-терапии может оказать необходимую профессиональную помощь.

Студентка 4 курса специальности «Психология» Мамырбаева М., проводя исследование «Влияние музыки на эмоциональное состояние личности», выявила, что не всегда музыкальное воздействие благоприятно влияет на наши эмоции. Агрессивная музыка может негативно влиять на психику человека, в особенности на детскую. Особое благоприятное влияние на эмоциональное состояние человека оказывает классическая музыка. Изучен блок произведений, при прослушивании которых психика приходит в спокойное состояние: Вивальди, Моцарт, Альбинони, славянские песнопения, Вангелис, Хан Мишель Жарр, записи «Спейс», оркестр Поля Мориа, эстрадные обработки «Лунной сонаты», «К Элизе» Бетховена и др. Эти произведения рекомендуются для прослушивания беременным женщинам, что в последствии очень благоприятно влияет на ребенка. Особо можно выделить скрипку, которая успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания.

Бигарина Д. по теме «Изучение синдрома эмоционального выгорания у сотрудников юридических организаций с учётом гендерных ролей» выявила, что сегодня при большой конкуренции на рынке труда, всё больше растут требования к профессионализму, особенно личным качествам и эмоциональному состоянию. Важные качества профессионала – эмоциональная устойчивость и умение ладить с людьми. Изучение гендерных взглядов на «эмоционального выгорание» связано с появлением в нашей среде новой общественной группы «деловых женщин». Гендерные исследования является новым направлением не только в отечественной психологии, но и за рубежом. Различия социального статуса между женщиной и мужчиной вызваны не их биологическим полом, а сложным общественным представлением о женских и мужских ролях, правилах поведения и эмоционального состояния. Исследование показало, что существуют особенности эмоционального выгорания мужчин и женщин в юридических организациях, связанные с индивидуальными характеристиками личности.

Ушакова Т. (4 курс специальности «Педагогика и психология» под руководством ст. преподавателя кафедры, магистра Вороновой Р.М.), проводя исследование «Коррекция агрессивности у младших школьников методом психологического тренинга», выявила, что агрессивность в большинстве случаев выступает главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, а в детском коллективе это вызывает еще большее количество трудностей. Это связано с кризисом семейного воспитания, пропагандой культа насилия в средствах массовой информации. Агрессивное состояние подрывает психическое здоровье детей, приводя их к трудно контролируемому возбуждению. Помимо этого, агрессивность, становясь устойчивой личностной чертой, негативно отражается на процессах развития личности ребенка и его социализации в последующих возрастных периодах. Исследование показало, что своевременная диагностика и коррекция посредством метода психологического тренинга способствуют снижению уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста, т.к. психологический тренинг является методом развития способностей человека к обучению, овладению новыми навыками, повышению сопротивляемости стрессовым ситуациям.

Стукаленко Н.М., Коптелова С.С., Тулегенова А., Ушакова Т., Бигарина Д., Мамырбаева М. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НИРС // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 532-533;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9214 (дата обращения: 13.12.2017).


Процедура выделения исследовательской проблемы в контексте реальной профессиональной деятельности и проектирования программы ее изучения.

Любое научное ис­следование начинается с определения проблемы, которая выделяет­ся для специального изучения. Ставя проблему, исследователь от­вечает на вопрос: «'Что надо изучить из того, что раньше не было изу­чено?» Как правило, в науке исследователь непосредственно или опосредованно идет от запросов практики. Кроме того, решение любой научной проблемы в конеч­ном счете способствует улучшению практической деятельности. Но практическая необходимость не является еще научной проблемой. Она служит стимулом для поисков научных средств решения прак­тической задачи и поэтому предполагает обращение к науке. Проблема - это вопросительное высказывание выражающее неопределённость, подлежащая научно-практическому решению.

Постановка проблемы является начальным звеном всякого исследования, т. к. проблема - это социальная задача, нуждающаяся в решении. Проблем в реальной действительности много это:

Þ гносеологические (недостаток познавательной информации)

Þ предметные (социальные противоречия)

Проблемы делятся также и по:

а) носителю, - демографические, семейные, политические, экономические и т. д.

б) времени, - на кратко-, средне-, долгосрочные

в) масштабам, - на локальные, региональные, глобальные

г) по глубине, - одноплановые, комплексные, системные.

Постановка проблемы предполагает детальное осмысление проблемной ситуации - реально существующее в социальной действительности противоречие. Каждая проблемная ситуация требует своего предварительного анализа, который включает в себя:

а) внешнее наблюдение;

б) интервью с участниками проблемной ситуации;

в) анализ документов;

г) интервью с экспертами.

Исследователь должен иметь чёткое представление о типе проблемной ситуации, с которой он

имеет дело.

То ли она теоретическая, требующая дальнейшего развития теории в данной сфере, то ли практическая.

Очень важным является грамотная формулировка проблемы. Именно формулировка есть результат

осмысления проблемной ситуации.

Решить практическую задачу средствами науки — значит опреде­лить соотношение этой задачи с областью неизвестного в научном знании и в результате научного исследования получить знания, ко­торые затем будут положены в основу практической деятельности. Эта область неизвестного в научном знании — «белое пятно на карте науки» — и есть научная проблема. Выявить ее и сформулировать совсем не просто. Для этого нужно, во-первых, обладать обширными знаниями в своей области деятельности, а во-вторых, знать, каких знаний не хватает. «Знание о незнании» — в этом суть научной про­блемы. Выдвигая проблему, исследователь констатирует недостаточ­ность достигнутого к данному моменту уровня знания. Констатацию этого факта обусловливают открытие новых факторов или связей, обнаружение логических изъянов имеющихся научных концепций или появление таких новых запросов общественной практики, кото­рые требуют выхода за пределы уже полученных знаний и движения к новому знанию. Наука ориентируется на общественную прак­тику, на необходимость преодоления недостатков практической деятельности, проявляющихся в ее результатах. Изъя­ны теории тоже, как правило, обнаруживаются и осознаются в связи с конкретными проявлениями ее практической неэффективности. Чтобы перевести практическую задачу на язык науки, соотнести ее с научной проблематикой, необходимо учесть все структурные звенья, связывающие науку с практикой, с их конкретным содержа­нием. Одна практическая задача может быть решена на основе изуче­ния множества научных проблем и наоборот: результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач. В качестве одного из основных критериев существования пробле­мы следует рассматривать наличие объективно существующих про­тиворечий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая ис­следованию. Например, в качестве противоречий, существующих се­годня в системе образования, можно выделить такие:

- противоречие между объективной необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов и реально сложившей­ся практикой подготовки их в вузе с использованием традицион­ных форм и методов обучения;

- противоречие между усилением требований к самостоятельной работе студентов и недостатком у них знаний и умений по орга­низации самостоятельной познавательной деятельности и т. д.

При изучении состояния проблемы целесообразна следующая после­довательность работы.

- Ознакомиться с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии. В них часто мож­но найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на уче­ных, внесших основной вклад в исследование изучаемого явления.

- Составить библиографию по интересующей вас теме с помощью до­ступного для вас систематического каталога. В систематическом каталоге библиографические ссылки сгруппированы по темам. Чем крупнее библио­тека, тем эффективнее будет ваша работа с каталогом. В таких библиотеках деление на разделы достаточно дифференцированное. Просмотрите несколь­ко разделов каталога, попадающих в смысловое поле предмета исследова­ния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: