Объектами проверки усвоения студентами курса истории Отечества являются:
- Знание исторических фактов, событий и их последовательности, дат, имен, терминов, хронологических рамок, периодов значительных событий и процессов.
- Умение проводить поиск информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные источников, выявлять их сходство и различия; описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.
- Усвоение общих исторических представлений, понятий, идей.
- Владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, выделение характерных, существенных черт исторических событий и явлений, сравнение, определение сущности событий…).
- Умение оценивать исторические явления, действия людей в истории (объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории).
Для доступа к итоговой аттестации студент должен:
- активно участвовать в семинарских занятиях;
- получить зачеты по промежуточным формам контроля (тесты, вопросы для самоконтроля, терминологические диктанты, знание основных дат и персоналий).
Результат итоговой аттестации складывается из результатов работы студента в течение семестра и устного ответа на зачете или экзамене.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ | РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ | |||||
ОДО
|
ОЗО | ||||||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | ||
1 | Восточные славяне в Древности (V – XI вв.). | 2 | 2 | 4 | 6 | ||
2 | Русь в XII – XV вв. Феодальная раздробленность на Руси. | 2 | 2 | 4 | 6 | ||
3 | Формирование единого государства в Северо-Восточной Руси. | 2 | 4 | 6 - | |||
4 | Московское государство в XVI начале XVII вв. | 4 | 2 | 6 | 2 | 6 | |
5 | Россия в XVIII в. | 4 | 2 | 4 | 2 | 6 | |
6 | Россия в первой половине XIX в. | 2 | 4 | 2 | 6 | ||
7 | Россия во второй половине XIX в. | 2 | 2 | 4 | 6 | ||
8 | Общественное движение в России в XIX в. | 2 | 4 | 6 | |||
9 | Россия в начале XX в. | 2 | 2 | 6 | 2 | 6 | |
10 | Россия в условиях мировой войны. Февральская революция в России. | 2 | 6 | 6 | |||
11 | Октябрьская революция 1917 г. Первые мероприятия Советской власти. | 2 | 2 | 6 | 6 | ||
12 | Россия в 20-е гг. | 2 | 4 | 6 | |||
13 | Формирование тоталитарной системы в СССР в конце 20 – 30-х гг. | 2 | 2 | 6 | 6 | ||
14 | СССР в 40-х начале 50-х гг. | 2 | 4 | 2 | 4 | ||
15 | СССР в 50 – 80-е гг. | 2 | 4 | 2 | 6 | ||
16 | Россия на современном этапе. | 2 | 2 | 4 | 2 | 6 | |
Итого: | 36 | 18 | 76 | 10 | 4 | 94 |
ПРОГРАММА КУРСА
Введение.
Сущность, формы, функции исторического знания. Историческое знание и исторический опыт. Методы и источники изучения истории. Отечественная историческая школа в прошлом и настоящем. Методология и теория исторической науки. Цивилизационный и формационный подход к изучению истории. Исторический и логический методы исторического исследования.
Раздел 1. Русь древняя и средневековая (V – XVII вв.)
Тема 1.1. Восточные славяне в древности.
Проблемы происхождения славянских народов. Древнейшие государственные образования. Выделение восточного славянства. Расселение, занятия, быт, верования. Родоплеменные отношения.
Тема 1.2. Русь в IX – первой половине XII вв.
Основные этапы становления государственности у восточных славян. Социально-экономические и политические изменения в славянском обществе в VIII – IX вв. Особенности и эволюция социально-политического строя Киевской Руси в Х – первой половине ХII вв. Причины появления и функции княжеской власти. Организация государственного управления. Различные теории происхождения Древнерусского государства (дискуссии норманистов и антинорманистов). Города в системе социально-политических отношений. Русь и кочевники. Русь и государства Европы. Принятие христианства.
Тема 1.3. Русь в ХII – XIV вв.
Формирование новых политических центров Руси: Великий Новгород, Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынское княжество. Географическое положение, политическое устройство, развитие хозяйства, города, культура. Монголо-татарское нашествие, Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского ига. Европейская экспансия в Западную и Северо-Западную Русь. Невская битва, Ледовое побоище. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Особенности общественного и государственного строя.
Предпосылки, особенности и периодизация формирования единого централизованного русского государства. Борьба за первенство между русскими княжествами. Князья и Орда. Причины возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва, ее значение. Московское княжество в XIV – XV вв.
Тема 1.4. Московское государство в XV – начале XVII вв.
Проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе. Формирование единого российского государства, его особенности. Ликвидация зависимости Руси от Орды. Иван III. Василий III. Социально-политическая структура русского государства в конце XV – первой трети XVI вв. Начало формирования сословной организации общества. Изменения в социальном составе феодалов, формирование дворянства. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы эксплуатации, ее отличие от западноевропейского вассалитета. Первый общерусский Судебник 1497г. Регулирование поземельных отношений. Начало правового закрепощения крестьян.
Иван IV. Реформы 50-х гг. XVI века. «Избранная рада». Земские соборы. Опричнина: причины, сущность, методы, последствия. Расширение территории государства: присоединение Сибири и Поволжья. Ливонская война.
Государство и церковь. «Иосифляне» и «нестяжатели». Культура и быт в XV – XVI вв. Общественная мысль. Зодчество, живопись.
«Смутное время»: борьба альтернативных путей развития страны, Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский. Крах центральной власти и его последствия. Земский собор 1613г. Воцарение династии Романовых. Возрождение страны после смуты.
Раздел II. Россия в Новое время (XVII – рубеж XIX – XX вв.)