На первом этапе формирования Древнерусского государства в 8- в середине 9 веков происходит формирование межплеменных союзов и княжений. В 9 веке появляется система полюдья — сбор дани в пользу князя, которая по тем временам имела в большей степени добровольный характер и её считали компенсацией за управленческие и военные услуги.
На 2-м этапе (2-ая половина 9 — середина 10 века) Древнерусское государство формируется быстрее, благодаря активному вмешательству варягов и хазар. «Повесть временных лет» описывает нашествия воинов Северной Европы, которые вынудили подчинившиеся племена платить дань. Эти летописные данные являются основой “норманнской теории” возникновения Древнерусского государства, разработанной в 18 веке. Сторонники теории приписывали варягам, давшим свое имя — “Древняя Русь”. Некоторые норманисты считали, что славяне отстали по развитию и не могут самостоятельно творить историю.
Третий, и завершающий этап формирования Древнерусского государства начинается с княгини Ольги. Она отомстила древлянам за любимого мужа, устанавливает четкий размер дани, а для того, чтоб её собрать устраивает “погосты”, которые были опорой. Политика сына Святослава (964-972 год), который был знаменит победой над Хазарией, закончившимися настоящей неудачей, требовала больших сил для осуществления внешних завоеваний.
|
|
Следующим важным этапом, завершающим формирование Древнерусского государства была замена Владимиром князей на своих сыновьями, которые призваны защищать христианство и укрепить власть отца на местах.
Тем самым Владимир превратил Русь во владение Рюриковичей. Укрепление власти позволило ему организовать население всей страны для формирования мощных оборонительных рубежей на юге и переселить сюда часть вятичей, кривичей, и славян. На этом этапе народ воспринимает великого князя не как защитника, а как главу государства, которая охраняет его границы.
К концу 10 века сформировались основные принципы существования Древнерусского государства. Это власть княжеского рода; простой государственный аппарат во главе дружины и наместников князя; система сбора дани; территориальный принцип расселения, который вытесняет племенной; принятие христианства.
Благодаря возникновению государства сформировалась культура, складывается одна идеологическая система общества.
Черты цивилизаций Византии и Западной Европы средний веков
Европейская христианская цивилизация зарождается и переживает своё становление в эпоху Средних веков. В это время формируется европейский мир в современных его пределах и этнических границах. Для христианской цивилизации характерны две основные черты:
|
|
1. Социально-классовая структура общества определялась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне;
2. Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий.
Христианская цивилизация утверждалась на руинах античной цивилизации. На её основе христианская цивилизация не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, её централизация и богатство, её миропонимание, право, этика и мораль - создали единую феодальную идеологию. К IV в. императорская власть Рима выбирает христианство в качестве идеологической основы для консолидации многоэтничной империи и средства успокоения населения надеждами на воздаяние после смерти.
Христианство - это новая религия и системная идеология, развитие, сохранение и передача которой дальнейшим поколениям европейцев составляет величайшую историческую заслугу Древнего Рима и Византии.