Цивилизация - трактуется в широком смысле, как история всего человечества по пути к прогрессу, как планетарная цивилизационная целостность.
При формационном подходе выделялось 5 общественно-экономических формаций.
7 основных циклов развития Мировой Цивилизации:
1. неолитическая (до 5 тысячелетия до н.э.);
2. раннеклассовая, рабовладельческая (до 2-ой половины тысячелетия до н.э.);
3. античная (грекоримская), (рабовладельческая с элементами аристократической демократии),(2 век н.э.- до середины 16 века);
4. средневековая (5 век н.э. до середины 16 века);
5. прединдустриальная (конец 15- начало 18 века);
6. индустриальная (конец 18- 70-е годы 20 столетия);
7. постиндустриальная (70-е годы 20 века - по настоящее время).
Пирамида Ю.В. Яковца:
переходные периоды
? – Гомотехногенная, космогенная цивилизация, т.е. человек впереди техники. Изучается историками будущего - футурологами
Синергетика - это отдельная современная отрасль науки о развитии сверхсложных систем в природе и обществе (хаос-развитие-порядок-хаос).
Локальные Цивилизации (в узком смысле)- понимаются, как отдельные социокультурные системы, серьезно отличающиеся от других, и предающих развитию многовариантный характер.
Изучение Локальных Цивилизаций началось со 2-ой половины 19 века, в работах таких исследователей:
-Арнольд Тойнби «Постижение истории»
- Макс Вебер
Карл Ясперс «Смысл и назначение истории» (проблема «осевого времени» 2 тыс.лет)
- Николай Яковлевич Данилевский «Россия и Европа» (1871 г.)
- Николай Фёдорович Леонтьев «Русь и Византия»
- Современный исследователи: Хантигтон «Столкновение цивилизаций»
Ими выделялось до 20 типов т.н. локальных Цивилизаций. При этом выделялось 2 цивилизационных центра - Запад и Восток, между которыми есть принципиальные отличия:
- в политической структуре; (роль государства, его отношение с обществом));
- в экономической жизни (Власть-собственность);
- в социально-культурной и духовной жизни; (отношение к религии и роли личности в обществе)
Российская Локальная Цивилизация относиться по оценке большинства к особому типу Локальных Цивилизаций, т.к. начиная с 8-9 веков н.э., и заканчивая современностью, прошла, как и многие страны общецивилизационный путь: от Средневековья, прединдустриальный и индустриальный, а сегодня находится на переходном периоде. При этом российская Цивилизация прошла свои циклы, близкие к общемировым, но имевшие существенные отличия. Многие историки считают, что за этот период в истории сложилось 3 субцивилизации. Россия не относится ни к чисто западному, ни к восточному типу Цивилизаций, а на разных этапах своего развития вбирала в себя различные элементы, как западного, так и азиатско-восточного влияния. При этом, однако, после Петровских преобразований, 18 веке, последние 300 лет наблюдалось более активное взаимодействие с Западноевропейской Цивилизацией, в особенности в Евразийской части Росси. Одновременно Российская цивилизационная система сохраняет серьёзные отличия в архетипах культуры и психологии населения, в системе отношений государства и общества, государства и экономики.
Сегодня выделяют 3 основных цикли или базовых периода российской Цивилизации:
1. 8-9 век н.э.- 13-14 века н.э. (Древнерусская Цивилизация (Киевская Русь));
2. 14-15 века начало 18 века (Московское Православное Царство);
3. 18- начало 20 века +СССР (до 1991 года) (Российская Империя);
4. Современная Россия (переходное общество).
Лекция № 1. Восточные словяне в древности. Государство «Киевская Русь» 9-13 века.
Государство сложилось на базе территории Восточноевропейской равнины и Балтии, и включала в себя различные этносы. С 8-10 века, в процессе создания государственности, участвовали этносы Восточных славян, финно-угорских и балтских народов, представители скандинавских народов – варяги. Завершилось формирование государства в конце 9-начале 10 века, при князьях Владимире и Ярославе. Со 2-ой половины 10- до начала 13 века начался период феодальной раздробленности. 4 территориальных центра, которые привели к нарушению политики и военного единства, способствовали распаду государства, в связи с военной экспансий с Западом и с Востоком. Древнерусская Цивилизация окончательно формируется в 10-12 веках, при этом явно испытывая взаимодействие и синтетическое влияние Западной и Восточной Цивилизаций, в Византийской Империи Западноевропейских Королевств и Скандинавских государственных образований, на Юго-востоке влияние хазарского колоната, а после его падения в 10-12 веках влияние со стороны степных, кочевых государств, печенегов и половцев. Формирование Древнерусского государства охватывает период с 8- по 10 века. В целом вписывается в общую схему феодального цикла Мировой Цивилизации. Государственность формируется на базе 14-ти крупнейших союзов Восточнославянских племен, балтийских и финно-угорских племён. Основой объединения, центрами являлись на Северо-западе - Ладога и Новгород, на Юго-западе - Киев и Чернигов. Важнейшую роль в формировании государственности играла племенная знать, старейшина в роду. Развитие ремесла и торговли, формирование городских центров шло по торговому пути из варяг в греки, из Балтийского моря в Херсонес. Важную роль в объединении государственной территории Северо-запада и южных земель сыграли варяги, выходцы из Скандинавии, которые на протяжении почти 2,5 столетий активно взаимодействовали с Восточнославянскими и финно-угорскими племенами в военной и торговой сфере. Таким образом, сформировалась раннефеодальная монархия Рюриковичей, сумевших объединить территории Древнерусского государства с центром в Киеве. Расцвет Киевского государства приходится на конец 9-10-середину 11 века, особенно на период Великих Князей: Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. В этот период важнейшее значение сыграло укрепление Великокняжеской власти, централизации всех крупнейших земель (территории вокруг Киева). Принятие христианства, проведение религиозных реформ, включение Древнерусского государства в общее, нормативно-целостное пространство христианской цивилизации, предполагало установление широких, дипломатических, торгово-экономических и культурных связей с Византией и христианскими странами Центральной и Западной Европы, не взирая на противоречия между православным и католическим направлениями в христианстве. Стали устанавливаться семейно-родовые связи между династиями Киевской Руси, Византии и Европы. Постепенное введение христианства давало возможность укрепления позиций Великокняжеской власти и политической элите, дружине и боярам. Широкие слои общинного населения Киевской Руси, и даже городов, гораздо дольше и сложнее воспринимали христианские нормы и культуру. Вплоть до 14-15 века сохранялись традиции язычества, которые тесно переплелись в народе с христианскими нормами Единобожия, морали и этики. Таким образом, в менталитете сформировался элемент двоеверия. Одновременно с христианской религией и становлением Русской Православной Церкви, как института, сформировалась ситуация симфонического взаимодействия между государством и Церковью, взаимной поддержки. От государства Церковь получила особый налог- «Десятину». Великокняжеская власть стала обожествляться, Церковь работала на усиление ее авторитета. В 10-12 веках это сыграло важную роль в развитии и расцвете Древнерусской культуры, основании образования, зодчества и архитектуры. Сформировалась достаточно мощная государственная система всех русских земель.
Киевский стол:
Великий князь РПЦ
Митрополит
Совет и старшая Дружина
Младшая Дружина
Двор (челядь) (14 250)
Удел Удел Удел Удел Удел Удел Удел Удел Удел Удел Удел Удел Удел
Города
Основные правовые нормы Древнерусского государства, социальные группы населения, их права были отражены в сводах законов. В «Русской Правде», уставе Ярославичей, уставе Владимира Мономаха, в Псковской судной грамоте. Таким образом, Древнерусское государство в 10-12 века представляло собой особую синтетическую Цивилизацию, в целом отражавшую общую тенденцию феодального цикла развития. При этом Древнерусское государство и культура имели свои черты и особенности. В экономическом строе было наличие смешанных элементов экономики: патриархально-общинного, феодально-вотчинного, и церковно-монастырского хозяйств. Развивалось торгово-ремесленное хозяйство, особенно на Северо-западе (Новгород, Псков). Важной особенностью Древнерусской Цивилизации и политической системы оставались элементы военной демократии, самоуправления (на народном собрании, в городах и уделах, ВСЕ вопросы жизнедеятельности обсуждались только в присутствии Великого Князя, и решал их непосредственно он сам). Наиболее развитые (вечевые) институты сохранялись в Пскове, Новгороде, Киеве, Чернигове. Таким образом, уже в 10-12 веках четко определилось явно-выраженное значение государства и государственных институтов общей схеме развития Российской Цивилизации. Государство постоянно выступало важнейшим стимулирующим фактором в развитии. С конца 11- начала 13 века с развитием феодально-вотчинного хозяйства происходит постепенное укрепление экономического развития, территорий уделов, формируется 4 основных крупных политических центра, и резко ослабевает при этом политическая роль и значение Киева, начинаются феодальные усобицы и конфликты.
Вывод: В конце 12 - 13 веке Древнерусское Государство, в ослабленном состоянии феодальной раздробленности, попадает между 2-х основных агрессоров (самый мощный удар пришел со стороны монголо-татарского нашествия).