Основные тенденции и общефедеральный прогноз развития спроса на бензин со стороны конечных потребителей на 2003-2006 годы

 

1. Спрос на бензин со стороны легкового автотранспорта. Данный сегмент потребления бензина будет развиваться наиболее динамично. По сути, именно парк легкового автотранспорта является основной причиной роста потребления – во всех остальных отраслях наблюдается снижение объемов использования данного вида топлива.

Число легковых автомобилей постоянно возрастает, преимущественно за счет увеличения количества автотранспорта, находящегося в личном пользовании. Согласно Концепции развития автомобильной промышленности России до 2010 года, парк легковых автомобилей возрастет к 2010 году с 21,2 (2001 г.) до 30-33 млн. штук, в том числе иностранного производства с 4,6 до 7-8 млн. штук. При этом число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук. В действительности темпы роста легкового автопарка могут оказаться немногим ниже, и к 2006 г. можно прогнозировать рост числа легкового автомобилей до 25-26 млн. штук в 2006 г.

При этом за счет обновления существующего легкового автопарка, несмотря на повышение ввозных пошлин на иномарки, прослеживается тенденция к изменению соотношения между отечественными и зарубежными марками автомобилей в пользу последних (25% общего парка легковых автомобилей в 2002 г), в том числе подержанных. Как иностранные, так и новые отечественные модели автомобилей потребляют в основном высокооктановый бензин. Таким образом, можно прогнозировать не только увеличение общего спроса на бензин, но и уверенное увеличение потребления высокооктанового бензина. В то же время необходимо отметить, что в отношении абсолютных показателей импортные машины, а также новые отечественные модели потребляют меньше топлива на километр пробега, что будет и в дальнейшем способствовать снижению показателя удельного расхода топлива легковым автотранспортом.

 

2. Спрос на бензин со стороны пассажирских автобусов. Количество пассажирских автобусов постоянно сокращается, соответственно, сокращается и общий расход ими бензина. Особенно это относится к автобусам общего пользования. Программные документы правительства пока не предлагают эффективных мер по преломлению тенденции сокращения численности автобусов в России, хотя есть проекты обновления автобусного парка муниципалитетов за счет развития программ лизинга. Однако незначительное увеличение финансирования общественного транспорта, которое возможно в ряде городов, не сможет предотвратить выбытие техники, которая по большей части эксплуатируется уже 15-25 лет. Ремонтные возможности по обслуживанию этих автобусов также постоянно уменьшаются, так как фактически остановлен выпуск запасных частей для них.

Кроме того, для оптимизации затрат региональные и местные власти закупают автобусы производства конца 80-х начала 90-х европейского производства, отработавшие установленный эксплуатационный срок, потребляющие вместо бензина более дешевое дизельное топливо.

Единственным исключением в этом ряду надо признать увеличение потребления бензина маршрутными такси. Рост коммерческих пассажирских перевозок маршрутными микроавтобусами наблюдается прежде всего в крупных городах, где в связи устареванием парка пассажирского транспорта общего пользования активно развивается частный рынок пассажирских услуг. Скорее всего, сектор перевозок маршрутными такси будет динамично развиваться в ближайшие годы. В основном маршрутные такси потребляют низкооктановый бензин.

 

3. Спрос на бензин со стороны грузового автотраснпорта. Ситуация с потреблением бензина грузовым автотранспортом во многом идентична положению в секторе автобусных перевозок. Высокие цены на бензин стимулируют переход на грузовой транспорт, потребляющий дизельное топливо. Обновление грузового автотранспорта идет менее интенсивно, чем легкового, поэтому увеличение парка грузовиков в ближайшие годы будет происходить весьма умеренными темпами. Согласно Концепции развития автомобильной промышленности по сравнению с 4,5 млн. штук в 2001 г. парк грузовых автомобилей к 2010 году увеличится в 2010 г до 5,1-5,4 млн. штук. Вместе с тем в последние годы в России увеличилась доля малотоннажных и большегрузных автомобилей при сокращении доли автомашин средней грузоподъемности, что повышает энергоэкономическую эффективность перевозки грузов.

Кроме того, в силу повышения цен на топливо транспортные потоки с автотранспорта все более перераспределяются на МПС, что способствует общему сокращению грузооборота автотранспорта. Еще одним фактором снижения грузовых перевозок является замедление темпов промышленного выпуска и его наметившийся спад по отдельным секторам экономики, в силу которого объем грузовых автоперевозок для промышленных нужд может увеличиваться весьма умеренными темпами. В ближайшие годы можно ожидать незначительного сокращения объема грузовых перевозок автотранспортом и потребления им бензина, хотя различия в значении соответствующих показателей по регионам могут быть значительными. Например, в Северо-Западном федеральном округе рост грузооборота автотранспорта скорее всего сохранится в связи с географическими особенностями региона (главенствующая роль автотранспортной инфраструктуры в отдельных районах, приграничное расположение).

 

4. Спрос на бензин со стороны сельского хозяйства. Ежегодно потребляемые сельхозтехникой объемы бензина зависят в основном только от объемов сельхозработ, которые умеренно возрастают, особенно в климатически благоприятных районах страны. В то же время в связи с ростом цен на топливо на данном сегменте потребления бензина имеет место тенденции к уменьшению спроса на бензин, хотя для каждого региона существует своя специфика. Низкие доходы от производства с/х продукции, коллективные методы хозяйствования, сохранившихся с советских времен, наличие земельного законодательства, но отсутствие процессуальной части в регионах, которые сами должны регулировать этот вопрос на местах, - все это осложняет приток инвестиций в отрасль, что приводит к медленному обновлению технической базы и торможению дальнейшей механизации фермерского труда.

Вместе с тем, в ряде регионов России, особенно Южном, Центральном и Приволжском ФО в сельском хозяйстве идет процесс формирования агрохолдингов, зачастую связанных с крупнейшими российскими финансово-промышленными группами. Поэтому инвестиционный процесс в этих регионах может оживиться. Однако в связи с ростом цен на бензин и стремлением к эффективности использования топлива в любом случае закупки новой техники будут ориентированы в первую очередь на машины, потребляющие дизель.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: