Практическая работа № 8

Практические задания для специальности «Сервис», 1 курс по дисциплине «География сервиса».

Практическая работа № 1.

Выясните содержание основных понятий темы, пользуясь дополнительными источниками. Заполните таблицу 1.

Таблица 1. – Отрасли сферы услуг и их функции

Отрасли Выполняемые функции
1.Наука и научное обслуживание  
2.Здравоохранение  
3.Жилищно-коммунальное хозяйство  
4.Торговля  
5.Бытовое обслуживание  
6.Общественное питание  
7.Учреждения культуры  
8.Образование  
9.Кредитно-финансовое обслуживание  
10.Рекреационное хозяйство  
11.Управление  
12.Информационные услуги  

 

Практическая работа № 2.

Какие виды услуг играют важнейшую роль в современной структуре нематериального производства? Какими причинами это объясняется? Какие страны специализируются на предоставлении информационных, транспортных, финансовых и туристических услуг?

Виды услуг:

а) коммерческие: транспортные, информационные (почтовые, телекоммуникационные, научные знания), туристические, финансовые, строительные, страховые, деловые (лизинг, консалтинг, инжиниринг, маркетинг, торговые операции);

б) некоммерческие: государственные (внутри страны), государственное образование, здравоохранение, охрана правопорядка, управление, оборона;

в) другие виды.

Практическая работа № 3.

НИОКР становится доступными для использования в виде научных публикаций и патентов. Сделайте выводы об основных географических особенностях данного сектора услуг (таблица 2). Имеется ли связь между экономическим и научным благополучием нации? Если да, то какая? Каковы причины и последствия «утечки умов» для стран, теряющих кадры и приобретающих их? Каковы направления этого процесса?

Таблица 2 – Количество патентов и научных публикаций в расчете на 100 тыс. жителей, 2008 г

Страна Научные публикации, % от числа мировых Зарегистрированные патенты
США 35 97 016
Япония 9,3 32 924
Германия 8,8 10 822
Франция 6,4 4 173
Тайвань 1,3 5 806
Россия 3,4 183
Мир 100 176 087

Практическая работа № 4.

Оцените перспективы развития НИОКР в некоторых странах (таблица 3,4). Какова роль ведущих ТНК мира в развитии научно-технических исследований? По данным таблицы 5 постройте диаграмму, отражающую структуру развития науки в ЕС. Какие направления считаются наиболее важными? Почему? Сравните расходы на исследования в области нанотехнологий. Каковы сферы их применения? Чем вызван научный (и коммерческий) интерес к данному виду исследований?

 

Таблица 3 – Расходы ведущих ТНК мира на НИОКР

Название ТНК Общие расходы, млрд. ф. стерл. Расходы в объеме продаж, %
General Motors 5 5
Ford Motor 3,9 4,1
Siemens 2,8 7,6

Продолжение таблицы 3

Ericsson 1,9 14,5
ABB 1,6 8,5
Roche 1,2 15,5
Pfizer 1,17 15,8
Microsoft 1,17 17,0

Таблица 4 – Страны-лидеры по числу научных работников, 2008 г., млн. чел.

Страна Численность научных работников
США 1,4
Китай 1,2
Япония 0,7
Россия 0,5
Индия 0,5
Франция 0,2

 

Таблица 5 – Распределение средств ЕС на научные исследования, 2007 г., млрд. евро

Направление исследований Расходы
1.Информатика 3,6
2.Генетика и биотехнологии 2,2
3.Термоядерные реакции, радиационная защита, хранение ядерных отходов 2,1
4.Климатические изменения и частные технологии 2,1
5.Нанотехнологии* 1,3
6.Авиация и космос 1,1
7.Качественное и безопасное питание 0,7
8.Просвещение 0,23

*На развитие нанотехнологий выделяется средств: в США – 1,4 млрд. долл., Япония – 1,0, Россия – 0,1, в других странах (без Европы – 1,2 млрд. долл.).

 

 

Практическая работа № 5.

Используя различные источники информации, заполните таблицу 6 и ответьте на вопросы:

1) Каковы технико-экономические особенности транспорта? Сравните экономическую эффективность различных видов транспорта.

2) Какое воздействие оказывает транспорт на размещение производства, расселение населения и состояние окружающей среды?

При оценке влияния транспорта на окружающую среду следует различать загрязнения и нарушения геосфер (рельефа, вод, растительности). Воздействие может характеризоваться как сильное, слабое, либо воздействие отсутствует.

Таблица 6 – Сравнительная характеристика основных видов транспорта

Виды транспорта Преимущества Недостатки Доля в мировом грузо- и пассажирообороте, %
Железнодорожный      
Трубопроводный      
Морской      
Автомобильный      
Речной      

 

 

Практическая работа № 6.

Выявите тенденции развития мирового транспорта. Можно ли считать вторую половину XX в. временем «транспортной революции»? Ответ обоснуйте. Какие виды транспорта и почему являются ведущими по грузо- и пассажирообороту? При ответе пользуйтесь таблицей 7.

 

Таблица 7 – Некоторые показатели развития и работы транспорта

Показатель Автомобильный Железнодорожный Речной Морской Трубопроводный Воздушный
Протяженность путей, тыс. км: 1950 г. 2000 г.   15 540 28 000   1320 1250   560 550   … 10 500   360* 2000   3 300 10 500
Грузооборот, трлн.: 1950 г. 2000 г.     0,5 4,3     2,1 5,7     0,4 1,3     3,6 31,0     0,3 6,0     0,007 0,05
Пассажирооборот, млрд.: 1950 г. 2000 г.     1 800 14 600     700 2000     20 60     20 40     - -     27 2 230

*Магистральные нефте- и газопроводы.

 

Практическая работа № 7.

По картам атласов и литературным источникам, данным табл. 7, определите уровень развития транспорта и конфигурацию транспортной сети стран разных социально-экономических типов. Назовите крупнейшие транспортные узлы сравниваемых территорий. Выделите ведущие виды транспорта. Назовите причины, влияющие на их работу и развитие. С какими транспортными проблемами сталкиваются развитые и развивающиеся страны? Чем и почему различаются их транспортные системы? Каким образом низкая транспортная обеспеченность влияет на хозяйство стран, удаленных от морских побережий и не имеющих судоходных рек?

Примечание: задание следует выполнять путем сравнения транспортных систем одной-двух стран каждого типа. Возможные конфигурации транспортной сети: широтно-меридиональная, меридиональная, радиальная, радиально-кольцевая, решетчатая и т.п.

 

 

Практическая работа № 8.

Выполните работу на контурной карте «Важнейшие железнодорожные магистрали мира». Ответьте на вопросы.

Примечания: 1) данную работу следует выполнять на контурной карте формата А3 (лучше, если это будет политическая карта мира, где есть границы государств и их столицы). Общее правило: действующие магистрали показывают сплошной линией, проектируемые и строящиеся участки - пунктиром;

2) условные цветные обозначения: черный – трансконтинентальные дороги; синий – железнодорожные туннели под проливами; зеленый – самые высокогорные железные дороги.

 

Номенклатура для выполнения работы.

Трансконтинентальные дороги:

1. Трансевразийская: Кадис, Мадрид, Париж, Берлин, Варшава, Минск, Москва, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ (ответвление – Улан-Батор, Пекин), Чита (ответвление – Забайкальск, Харбин, Далян), Хабаровск, Владивосток.

Строятся участки: Хасан – Пхеньян, Тында – Нерюнгри – Якутск.

2. Трансазиатская (в обход России): Париж, Милан, Триест, Загреб, Белград, София, Стамбул, Анкара, Тегеран (ответвление – Йезд, Бендер-Аббас), Мешхед, Серахс, Мары, Ташкент, Бишкек, Алма-Ата, Достык, Урумчи, Нанкин (ответвление – Куньмин, Хошимин), Шанхай, Мандалай, Чиангмай, Бангкок, Куала-Лумпур, Джохор-Бару.

Строятся участки: Ашхабад, Мешхед, Бендер-Аббас; Ашхабад, Мешхед, Герат, Кандагар; Урумчи, Кашгар, Ош, Ташкент.

3. Транссевероамериканская: Форт-Нельсон (ответвление – Эдмонтон, Виннипег, Чикаго, Нью-Йорк. Атланта, Сан-Антонио, Мехико), Ванкувер, Сиэтл, Сан-Франциско, Мехико, Гватемала, Сан-Сальвадор, Манагуа.

4. Транслатинская: Санта-Марта, Медельин, Кито, Гуаякиль, Лима (ветка до Ла-Паса), Сан-Паулу (ответвление – Белу-Оризонти, Сан-Луис), Сантьяго, Пуэрто-Монт, Буэнос-Айрес, Порту-Алегри, Сан-Паулу.

Строятся участки: Бразилиа –Ла-Пас; Бразилиа, Манаус, Богота.

5. Трансафриканская: Рабат, Алжир, Тунис, Асуан, Каир, Хартум, Найроби, Момбаса, Дар-эс-Салам, Лусака, Ливингстон, Булавайо, Мапуту, Дурбан, Кейптаун.

Строится участок: Тунис, Триполи, Каир.

6. Трансавстралийская: Перт, Аделаида (ответвление – Алис-Спрингс и Мельбурн), Сидней, Брисбен, Кэрнс.

Строится участок: Алис-Спрингс – Дарвин.

Туннели под проливами: Евротуннель (Дувр – Кале), Сейкан (пролив Цугару).

Строятся: Большой Бельт (о-в Фюн – о-в Зеландия), Эресунн (Мальме – Копенгаген), Гибралтар (Тарифа – Танжер).

Проекты: Финский залив (Поркалла (Хельсинки) – Удд (Таллин)), пролив Невельского (мыс Средний – Погиби), пролив Лаперуза (о-в Сахалин – о-в Хоккайдо), Берингов пролив 9п-ов Чукотка, о-в Ратманова, о-в Крузенштерна, п-ов Аляска).

Высокогорные железные дороги: Осло – Берген (1300 м), Дарджилинг – Силигури (1800 м), перевал Сен-Готард (1100 м), перевал Симплон (700 м), Сантьяго – Мендоса (4470 м), Антофагаста – Сальта (3860 м), Лхаса – Гормо (5072 м), Арекипа – Куско (4850 м).

Высокогорные магистрали:

Европа: Глазго, Эдинбург, Кардифф, Лондон, Брюссель, Париж 9ответвление: Клермон-Ферран, Тур, Ренн), Лимож, Тулуза, Бордо; Париж, Ненси, Дижон, Лион, Марсель, Ницца, Турин, Болонья, Рим, Флоренция, Венеция, Филлах, Вена, Мюнхен (ответвление: Штутгарт, Люксембург, Брюссель), Нюрнберг, Вюрцбург, Ганновер (ответвление: Дортмунд, Кельн и до Берлина), Гамбург (ветка до Копенгагена), Ольборг, Витория (ветка до Леона), Саламанка, Порту, Лиссабон, Кордова (ветка до Севильи), Аликанте, Валенсия, Барселона, Сарагоса, Мадрид.

Строятся участки: Копенгаген, Мальме, Гетеборг, Осло, Стокгольм, Мальме; Турку, Хельсинки, Санкт-Петербург (возможно, далее – Москва).

Азия: Сеул, Пусан; Аомори, Мориока (ветки до Акиты), Фукусима (ветка до Ямагаты), Токио (ветки: Такасаки – Нагано и Такасаки – Ниигата), Нагоя, Киото (ветка до Осаки), Хиросима, Фукуока, Кагосима.

Северная Америка: Сиэтл, Спокан; Сакраменто, Сан-Франциско, Лос-Анджелес (ветка до Лас-Вегаса), Сан-Диего; Сан-Антонио, Даллас, Хьюстон; Сент-Пол – Чикаго; Цинциннати – Кливленд; Питтсбург, Филадельфия (ответвление: Нью-Йорк, Бостон, Монреаль, Оттава, Торонто, Буффало), Балтимор, Вашингтон; Атланта – Саванна; Орландо, Тампа, Майами.

Вопросы:

1) Какие природные условия способствуют развитию железнодорожного транспорта? Приведите примеры.

2) Каково значение электрификации железных дорог?

3) С чем связано сооружение высокоскоростных железных дорог?

4) Являются ли крупные природные преграды непреодолимым условием для развития железных дорог? Приведите примеры.

 




double arrow
Сейчас читают про: