Нанесите на контурную карту новые, строящиеся и проектируемые трубопроводы (таблица 8). Чем объясняется сложившаяся картина (страны-участницы, направления, объемы)? Оцените геополитические и экономические последствия строительства новых трубопроводов, стартующих с территории России и идущих в обход нее. Ответьте на вопросы.
Методические указания.
1) Название выполняемой работы – «Новые трубопроводы».
2) Работающие объекты показывают сплошными линиями (голубой – газопроводы, коричневый или черный – нефтепроводы) или общепринятыми линейными значками (см. школьные атласы). Строящиеся или проектируемые магистрали отображают пунктирными линиями соответствующего цвети или общепринятыми значками красного цвета.
3) У трубопроводов должны быть подписаны начальные и конечные точки маршрутов и наиболее важные пункты вдоль трассы (пересечения границ, пересечение с другими транспортными магистралями, распределительные центры и хранилища и т.п.). Если имеются собственные названия трубопроводов, например, «Голубой поток», то их необходимо подписать. Мощности магистралей могут быть отражены толщиной линий или цифровыми обозначениями.
|
|
Таблица 8 – Номенклатура для нанесения на карту
Проект | Направление | Состояние | Протяженность, км | Мощность, млн. т./ млрд. м3 | Участники |
«Северный поток» Россия – Германия | Грязовец – Тихвин – Волхов – СПб – Выборг – Грайфсвальд (ФРГ) | С | 1200 | 55 | РФ, ФРГ, Италия |
«Южный поток» РФ – Болгария – Греция – Италия или Болгария – Румыния - Венгрия – Словения – Италия1 | Новороссийск – Бургас – Ипсала – Отранто или Пловдив – Клуж-Напока – Будапешт – Триест | С | 900 | 30 | РФ, ФРГ |
TGI – IGI2 Турция – Италия | Караджабей – Ипсала – Комотини – Ставролименас – Отранто3 | П | 800 | 11,6 | Турция, Италия, Греция |
«Голубой поток» РФ - Турция | Джубга (Туапсе) – Самсун | Р | 16 | РФ. Турция | |
Южно-Кавказский | Баку – Тбилиси – Эрзурум | Р | 6,6 | Азербайджан, Турция | |
Трансафганский | Давлатабад – Герат – Кандагар – Мултан – Гвадар | П | 15 | Туркмения | |
Ямал – Западная Европа | Ямал – Амдерма – Микунь – Углич – Тверь – Витебск – Гродно - Познань – Берлин | РФ, ФРГ | |||
Южный Парс – Армения | Тебриз – Агарак – Мегри - Каджаран – Сисиан – Джермук – Арарат | Р/С | 315 | 2 | Иран, Россия, Армения |
Трансмед – 24 | Хасси – Рмель – Тлемсен – Уджда – Тетуан – Танжер – Кордова | Р | 1370 | 13 | Алжир, Марокко, Испания, Португалия |
Продолжение таблицы 8 | |||||
«Штокман» | Баренцево море – Териберка – Хельсинки – Упсала и Хельсинки – Гданьск – Вроцлав – Борно - Вена | С | Россия, Норвегия, Франция | ||
Прикаспийский Туркмения – Россия | Ашхабад – Карабогаз – Атырау – Александров Гай | С | 20 | Туркмения, Казахстан, РФ | |
Туркмения - Афганистан - Пакистан | Мары – Мазиры – Шариф - Пешавар | П | 1400 | ||
3СТО5 РФ - Китай | Бованенково – Уренгой - Кемерово – Новокузнецк – Урумчи – Шанхай | П | 3000 | 40 | Россия, Китай |
Восточная Сибирь – Китай | Ковыкта – Иркутск – Тунка – Улан-Батор – Пекин | П | 40 | Россия, Китай, Монголия | |
NIGAL6 | Порт-Харкорт – Абуджа – Кано – Зиндер – Агадес – Константина | П | 4128 | 30 | Нигерия, ЕС, Алжир, РФ |
Меркосур | Северо-Западное месторождение (Аргентина) – Куритиба – Сан-Паулу (Бразилия) | П | 3100 | 10 | Аргентина, Бразилия |
Крус-дель-Сур | Пунта-Лара (Аргентина) - Колония-дель-Сакраменто (Уругвай) – Порту-Алегре (Бразилия) | С | 970 | 7,5 | Аргентина, Уругвай, Бразилия |
Камисеа | Камисеа – Риу-Бранке – Порто-Велью – Пуэрто-Суарес | П | 1300 | 7 | Перу, Бразилия, Боливия |
ВСТО7 Россия – Китай (нефть) | Тайшет – Усть-Кут – Таксимо – Тында-Сковородино - Благовещенск – Биробиджан – Хабаровск – Находка | С | Россия, Китай, Республика Корея, Япония | ||
Казахстан - Китай (нефть) | Атасу – Алашанькоу | Р | 990 | 20 | Казахстан, Китай |
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) | Тенгиз-Атырау – Астрахань – Кропоткин – Новороссийск | Р | 1580 | 67 | Россия, Оман, Казахстан, США, Италия, Великобритания |
Р – работает, С – строится, П – проектируется.
|
|
1 – Предпочтительнее южное направление, т.к. северная ветка более протяженная, а потому более дорогая. Однако возможна реализация проекта в двух вариантах, поскольку Румыния, Венгрия и Словения выразили желание участвовать в проекте. 2 – TGI – Турция – Греция – Италия; IGI – Италия – Греция. 3 – Включая прокладку 217 км газопровода «Посейдон» по дну Адриатического моря. 4 - Транссредиземноморский; 5 – 3СТО – Западная Сибирь – Тихий океан. 6 – NIGAL – Нигерия – Алжир. 7 – ВСТО – Восточная Сибирь – Тихий океан.
Вопросы.
1. Почему в Японии не получил развитие трубопроводный транспорт?
2. Какие районы связывают магистральные нефтепроводы в Канаде, США и РФ; в Западной Европе; в развивающихся странах?
3. Почему маршруты некоторых новых трубопроводов вызывают резкую негативную реакцию со стороны природоохранных организаций (и иногда местного населения), например, трасса ВСТО?
4. Чем обусловлено активное использование дна акватории Средиземного, Черного, Балтийского, Северного и Баренцева морей для прокладки газопроводов?
5. Почему среди проектов развития трубопроводной инфраструктуры абсолютно преобладают газовые проекты?
Практическая работа № 10.
Изучите предложенные материалы (таблицы 9-10). Выделите этапы развития мировой связи и сделайте выводы о значении ее в современном обществе. Каковы тенденции развития мировых систем связи?
Таблица 9 – Классификация подотраслей электрической связи
Подотрасли связи | Функции связи |
Телефонная | Одновременная встречная передача речевых сообщений |
Видеотелефонная | Одновременная передача речных сообщений и изображений абонентов |
Телеграфная | Передача и прием документального сообщения в форме буквенно-цифрового текста |
Передача данных | Прием и передача документального сообщения в буквенно-цифровой форме (например, между ЭВМ и пользователями) |
Факсимальная | Передача и прием неподвижных сообщений |
Радиовещание | Передача звуковых программ для непосредственного приема населением |
Телевидение | Одновременная передача звуковых программ и подвижных изображений для непосредственного приема населением |
Таблица 10 – Эффективность различных систем связи, долл.
Виды систем связи | Стоимость 1 км2 инфраструктуры | Минимальная стоимость системы | Примерная стоимость на 1 абонента |
Пейджинговая | 50 | 55 | 4 |
Транкинговая | 300-1200 | 130 | 120 |
Сотовая | 1000-8000 | более 10000 | 150550 |
Персональные системы связи | 5000-13000 | 14000 |
|
|