Становление и развитие политической системы современной России

Кризис власти 1993 г. С конца 1992 г. оппозиция объеди­нилась вокруг Верховного Совета и Съезда народных депутатов, а сторонники реформ — вокруг Президента РФ и российского пра­вительства, которое весной 1993 г. возглавил В.С. Черномырдин. Противостояние сторон привело к кризису законодательной и ис­полнительной власти. 25 апреля 1993 г. в стране был проведен всенародный референдум о доверии Президенту и политике ре­форм. Большинство россиян высказали доверие Президенту, таким образом поддержав реформы. Одновременно люди проголосовали за досрочные выборы депутатов и Президента, а также за принятие новой конституции. Однако кризис не был окончательно преодо­лен. К осени 1993 г. конфликт между законодательной и исполни­тельной властью усилился. Президент своим указом приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и назначил выборы в новый законодательный орган на 12 декабря 1993 г.

В ответ Верховный Совет решил освободить Б. Ельцина от обязанностей Президента и возложить их на вице-президента А. Руцкого, который в ночь на 23 сентября принял присягу. Сторон­ники обеих противоборствующих сторон вышли на улицы Москвы с митингами и демонстрациями. Оппозиционные депутаты Вер­ховного Совета, занявшие «Белый дом», оказались блокированы правительственными силами. Начались вооруженные столкнове­ния, в ходе которых погибли 152 человека.

3 октября 1993 г. Президент ввел в Москве чрезвычайное положение. На следующий день здание «Белого дома» полностью блокировали подошедшие войска, а из танков по нему открыли огонь. К концу дня руководители оппозиции, находившиеся в Бе­лом доме, были арестованы.

Сторонники Президента, а значит, и сторонники продол­жения радикальных реформ в стране, укрепили свои позиции.

После со­бытий 3—4 октября указами Президента РФ была демонтирована вся советская система власти.

12 декабря 1993 г. в результате проведения референдума была принята новая Конституция Российской Федерации. В осно­ву политического устройства России был положен принцип разде­ления властей. Российская Федерация определялась как «демокра­тическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Главой государства является Президент, избираемый все­народным голосованием сроком на четыре годы. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Законодательную и представительную власть осуществляет Федеральное собрание, состоящее из двух палат: верхней — Со­вета Федерации и нижней — Государственной думы. Дума прини­мает законы, которые передает затем на рассмотрение в Совет Фе­дерации. Закон вступает в силу после подписания его Президен­том, который имеет право наложить вето на законопроект. Для преодоления президентского вето при повторном голосовании требуется большинство в 2/3 голосов депутатов в каждой из палат.

Исполнительную власть осуществляет правительство. Во главе правительства стоит его Председатель, которого назначает Президент по согласованию с Государственной думой. В компе­тенцию правительства входит проведение финансовой, кредитной и денежной политики, управление государственной собственно­стью, обеспечение государственной безопасности и обороны стра­ны, осуществление внешней политики, единой государственной политики в области образования, науки и культуры, здравоохране­ния и социального обеспечения.

Высшую судебную власть реализуют Конституционный, Арбитражный и Верховный суды РФ. Конституционный суд рассматривает дела о соответствии Конституции федеральных за­конов и нормативных актов Президента и правительства, а также субъектов Российской Федерации. Верховный суд является выс­шим судебным органом по уголовным, гражданским и админист­ративным делам. Высший арбитражный суд разрешает экономиче­ские споры между предприятиями и организациями.

ще 31 марта 1992 г. все субъекты Российской Федерации, кроме Татарстана и Чечен­ской республики, подписали федеративный договор. Но этот дого­вор не устранял противоречий, возникших во взаимоотношениях субъектов Федерации после распада СССР.

В некоторых республиках, краях и областях обострились сепаратистские настроения, они стали выступать за расширение своего суверенитета. Появилась угроза распада России на несколь­ко мелких государственных образований. Чтобы избежать этого, российское правительство в 1994 г. подписало с Татарстаном, а потом и с другими республиками и областями договоры о разгра­ничении полномочий, согласно которым они входили в состав РФ на правах ассоциированных членов. Некоторые из них получили статус суверенных государств и субъектов международного права. Единство Российской Федерации было сохранено.

Единственным субъектом РФ, не подписавшим договор с центром, была Чеченская республика.

Таким образом, после принятия Конституции 1993 г. Рос­сия вступила в новый этап формирования государственности. Внутриполитический кризис был в основном преодолен, однако погасить сепаратистские настроения в полной мере не удалось. Тем не менее России необходимо было проводить дальнейшие экономические преобразования, несмотря на трудности, с которы­ми ей пришлось столкнуться.

В 1994 г. в обществе постепенно стало спадать политиче­ское противостояние, вызванное кризисом 1993 г. В феврале 1994 г. Государственная дума приняла решение об амнистии всех уча­стников событий 1993 г., с тем чтобы создать условия для прочно­го гражданского мира в стране. С этой же целью в апреле 1994 г. был подписан Договор об общественном согласии, под кторым поставили свои подписи свыше 800 представителей различных партий и общественных организаций. В мае 1994 г. было подписа­но соглашение между ведущими предпринимателями страны и Президентом России о взаимной поддержке в ходе реформ. Граж­данский мир был необходим для продолжения реформ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: