Становление и развитие политической системы СССР (1917-1991гг)

По конституции 1924 г. высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР), а между сессиями ЦИК СССР – Президиум ЦИК. ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат. Союзный Совет избирался съездом из представителей республик пропорционально численности их населения, а Совет Национальностей состоял из представителей союзных и автономных республик – по пять депутатов от каждой республики. К ведению ЦИК СССР были отнесены законотворческая деятельность, определение полномочий Президиума ЦИК СССР и СНК СССР. Президиум ЦИК как высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти СССР наделялся правом издавать законодательные акты, приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР.

Государство по отношению к обществу (рис. 97) стало относительно самостоятельным. Произошло тотальное огосударствление всех сторон жизни, государство являлось собственником средств производства, работодателем, ему принадлежала система распределения материальных благ, оно осуществляло контроль над личностью, имело духовные, идеологические функции. Все легальные связи в обществе носили вертикальный характер, т.е. осуществлялись исключительно через властные структуры. Независимые от власти экономические, политические, культурные связи были невозможны: они жестко пресекались, считались уголовным преступлением и незамедлительно карались.

По конституции 1936 г. система общесоюзных государственных органов была упрощена, четко разграничена компетенция законодательной и исполнительной властей. Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, состоящий из двух равноправных палат – союза советов и союза национальностей.

В Советском Союзе не было частной собственности, деления общества на классы. Не было оформленных социально-классовых интересов и отражающих их политических программ. Утверждалось, что в СССР существовали два дружеских класса – рабочие и крестьяне. Однако это условное обозначение, т.к. по своему отношению к государственной собственности, роли и месте в политической системе страны они представляли однородную массу.

Особое место в стране занимала номенклатура, через которую осуществлялась власть вождя. Номенклатура – это правящая элита. Она распоряжалась государственной собственностью, в том числе и жизнью людей. Она была всесильной, от нее зависело, какое место человек займет в социальной структуре, в государственной системе распределения. Партийно-государственный человек не имел ничего, кроме места в номенклатуре. Потеря этого места означала превращение его в обычного человека.

Тоталитарная система существовала в СССР до сер. 50-х гг. После смерти Сталина она трансформируется в авторитарный режим, который приходится на середину 50-х – сер. 80-х гг. С приходом к власти в партии Н.С. Хрущева наступает период «оттепели»; она заключалась в либерализации общественной жизни (или иначе в десталинизации общества). Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по преодолению культа личности Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву. Большое значение в либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (1956 г.), на закрытом заседании которого выступил. Н.С. Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях».

С отставкой Н.С. Хрущева и приходом к власти Л.И. Брежнева завершается процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились преобразования. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратилась критика культа личности Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Была ужесточена цензура. Ограничивался доступ к источникам информации. 70-е – нач. 80-х гг. в СССР являются периодом «застоя», для которого характерен умеренно-консервативный курс в политике и идеологии. По конституции 1977 г. система органов власти и управления в основном осталась прежней. Были уточнены и конкретизированы полномочия центральных органов, срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избрания в Верховный Совет СССР снизился с 23 лет до 21 года.

Кардинальные перемены в политической системе СССР начинаются с приходом к руководству КПСС М.С. Горбачева. Он осуществляет «перестройку» (1985-1991 гг.), которая привела к демократизации страны. Политика «гласности» ввела свободу слова, печати, митингов и демонстраций. Стали возникать общественные движения, которые позднее переросли в политические партии. Это послужило основой для формирования многопартийной системы в стране. Формированию многопартийности способствовала отмена в 1990 г. 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Начинается новый этап реабилитации репрессированных людей и целых народов в сталинское время. Радикально меняется отношение к религии и верующим людям. Создаются новые органы власти: пост президента, съезд народных депутатов СССР, из состава которого формировался постоянно действующий Верховный совет. Выборы стали проводиться на альтернативной основе.

«Перестройка» М.С. Горбачева привела к следующим результатам: произошел переход от авторитарной к демократической политической системе; завершился советский период в развитии России; в декабре 1991 г.произошел распад СССР – некогда огромного многонационального государства; возникло 15 самостоятельных республик, многие из которых развиваются по демократическому пути.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: