Организация самостоятельной работы студентов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русской и общей филологии

 

 

                                                                                        

                                                        

                                                    УТВЕРЖДЕНО

                                                                                        на заседании учебно-методической

                                                                                        комиссии института

                                                                                        «4» сентября 2012 г.

                                                                                        Протокол №  1

                                                                           

                                                                                         Председатель УМК

                                                                                   к.и.н., доцент Ю.С. Афанасьева

 

Рабочая программа дисциплины

«Теория речевого воздействия»

 

 

Направление подготовки: 032700.68 «Филология»

Программа «Теория и практика коммуникации»

Квалификация выпускника

Магистр

Форма обучения очная

 

Семестр 9

Всего учебных занятий - 72 час.

В том числе:

Аудиторные – 14 час, из них:

Лекции – 6 часов

Практические занятия – 8 часов

Самостоятельная работа – 53  часа

КСР 5  часа,

Промежуточный контроль – зачет.

 

Сыктывкар, 2012

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и задачами ООП ВПО и учебного плана направление подготовки: 032700.68 «Филология»

 

 

Составитель рабочей программы:

доцент кафедры русской и общей филологии

кандидат филологических наук                                      В.А. Мальцева 

                                                                                                                                                                     подпись

*Сведения о рецензентах:

Должность, звание                                                             _____________

                                                                                                         подпись

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русской и общей филологии 31 августа 2012 г., протокол N 1

 

Зав. кафедрой                                          Н.С. Сергиева ______________

профессор, д.филол.н.

Программа утверждена на заседании методической комиссии Института гуманитарных наук 4 сентября 2012 г., протокол N 1

 

Председатель УМК                                 Ю.С. Афанасьева ______________

к.и.н., доцент

Для дисциплин, читаемых на других факультетах:

Согласовано:

Председатель учебно-методической комиссии факультета

                                                                                           

Должность, звание ………….                               ___________________        

                                                                                     подпись

 

 

*Примечание: рекомендуется указать не менее двух рецензентов, один из которых – внешний.

Цель  дисциплины 

  Целями освоения дисциплины «Теория речевого воздействия» являются:

1. Получение представления о теории речевого воздействия как филологической дисциплине, находящейся на пересечении филологии и других гуманитарных и естественных наук, изучающей человека в его коммуникативном отношении к другим людям, обществу, самому себе, миру; о научных основах теории речевого воздействия;

2. Приобретение умений и навыков применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности с коммуникацией и текстом.  

Данная учебная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов: основ филологии и «введений»: в теорию коммуникации, языкознание, литературоведение, профильную филологию; тесно связана с дисциплинами гуманитарного цикла, изучающими человека в разных аспектах, и с дисциплинами общепрофессионального цикла, ориентированными на изучение коммуникативной составляющей филологических наук и практики общения. Продолжает циклы дисциплин профильной подготовки по магистерской программе, производственную прикладную практику по профилю, ориентирует студентов на написание магистерской работы.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся  должен:

Знать: основные понятия теории речевого воздействия и ее термины;

Уметь: применять полученные знания в области теории речевого воздействия в научно-исследовательской и других видах деятельности;

Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области устной и письменной коммуникации и текстов разных типов и видов.

 

Структура и содержание учебной дисциплины

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - -   - -
Лекции 6 6      
Практические занятия (ПЗ) 8 8      
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)   - - - -
В том числе: - - - - -
Другие виды самостоятельной работы 5 5      
           
Контроль самостоятельнойработы 53 53      
Зачет          

Общая трудоемкость                                    

                                                                      

         
72 72      

 

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

 

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самост.

работа

Формы текущего контроля по теме

В том числе

    Лекции Семинар Практ. работа Лаборат.
1. Тема 1. Понятие речевого воздействия. Лингвистические методики исследования речевого воздействия 4   2   2    
2. Тема 2. Факторы и способы речевого воздействия. Организация речевоздейственной коммуникации 4   2   2    
3. Тема 3. Стратегии и тактики речевого воздействия. Лингвистический анализ воздействующего текста 6   2   4    
  ИТОГО 14   6   8    

Организация самостоятельной работы студентов

  Тема или раздел Форма работы Форма контроля объем в часах Источники
1 Современные направления изучения коммуникации. Самостоятельное изучение тем «Специфика межкультурной коммуникации в современном мире», «Теория речевых актов (Джон Л. Остин, Джон Р. Серл, П. Грайс)», «Максимы Г.П.Грайса (полнота, качество, релевантность, манера)». домашние задание 4 Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие для вузов.- М.: Издательство МГУ, 2004.-350 с. Серль Д. Что такое речевой акт? // Зарубежная лингвистика. II. – М., 2009. – С. 211 – 229. Грайс,Г.П. Логика и речевой общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. – М., 2009. – С. 217 – 237.
2 Понятие коммуникации. Чтение и конспектирование литературы, направленной на развитие коммуникативных и методических навыков студентов проверка терминов; 4 Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: Рефл-бук, 2009.-348 с.
3 Проблемы современного описания ключевых параметров коммуникации. Подготовка сообщений и конспектирование по темам: «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи», «Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения». обсуждение на практическом занятии 4 Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения.- М.: КомКнига, 2011.-171с. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи.- изд. 4-е, стереотип.-М.: КомКнига, 2006.-284 с. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие для вузов.- М.: Издательство МГУ, 2004.-350 с.
4 Теория речевого воздействия Составление библиографии и подготовка выступлений по темам «Приемы эффективной коммуникации – благо или вред?», «Как противостоять манипуляторам?». проблемное обсуждение в микрогруппах. 4 Э. Шостром.Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации». — М.: Апрель-Пресс, 2008. — 192 с. Д. Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- М.: Попурри, 2012.- 354с.
5 Речевое воздействие, манипулирование, суггестия. Сбор эмпирического материала для обсуждения тем «Бесконфликтная коммуникация: благо или беда», «Приемы и правила поведения в конфликтной ситуации», «Правило трех П (подтверди, повтори, продолжай) – опыт применения». Проблемное обсуждение     опыт применения на практических занятиях 4  
6 Варианты речевого поведения человека и коммуникативные роли. Сбор материала для написания зачетной работы (одна на выбор): «Лингвистические приёмы манипуляции  в деловых отношениях», «Лингвистические приемы манипуляции сознанием в рекламе» «Манипулятивные лин-гвистические схемы и модели», «Типы лингвистических манипуляторов и актуализаторов», «Ассертивные лингвистические права человека». зачетная работа 8  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: