МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт гуманитарных наук
Кафедра русской и общей филологии
УТВЕРЖДЕНО
на заседании учебно-методической
комиссии института
«4» сентября 2012 г.
Протокол № 1
Председатель УМК
к.и.н., доцент Ю.С. Афанасьева
Рабочая программа дисциплины
«Теория речевого воздействия»
Направление подготовки: 032700.68 «Филология»
Программа «Теория и практика коммуникации»
Квалификация выпускника
Магистр
Форма обучения очная
Семестр 9
Всего учебных занятий - 72 час.
В том числе:
Аудиторные – 14 час, из них:
Лекции – 6 часов
Практические занятия – 8 часов
Самостоятельная работа – 53 часа
КСР 5 часа,
Промежуточный контроль – зачет.
Сыктывкар, 2012
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и задачами ООП ВПО и учебного плана направление подготовки: 032700.68 «Филология»
Составитель рабочей программы:
доцент кафедры русской и общей филологии
кандидат филологических наук В.А. Мальцева
подпись
*Сведения о рецензентах:
Должность, звание _____________
подпись
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русской и общей филологии 31 августа 2012 г., протокол N 1
Зав. кафедрой Н.С. Сергиева ______________
профессор, д.филол.н.
Программа утверждена на заседании методической комиссии Института гуманитарных наук 4 сентября 2012 г., протокол N 1
Председатель УМК Ю.С. Афанасьева ______________
к.и.н., доцент
Для дисциплин, читаемых на других факультетах:
Согласовано:
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Должность, звание …………. ___________________
подпись
*Примечание: рекомендуется указать не менее двух рецензентов, один из которых – внешний.
Цель дисциплины
Целями освоения дисциплины «Теория речевого воздействия» являются:
1. Получение представления о теории речевого воздействия как филологической дисциплине, находящейся на пересечении филологии и других гуманитарных и естественных наук, изучающей человека в его коммуникативном отношении к другим людям, обществу, самому себе, миру; о научных основах теории речевого воздействия;
2. Приобретение умений и навыков применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности с коммуникацией и текстом.
Данная учебная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов: основ филологии и «введений»: в теорию коммуникации, языкознание, литературоведение, профильную филологию; тесно связана с дисциплинами гуманитарного цикла, изучающими человека в разных аспектах, и с дисциплинами общепрофессионального цикла, ориентированными на изучение коммуникативной составляющей филологических наук и практики общения. Продолжает циклы дисциплин профильной подготовки по магистерской программе, производственную прикладную практику по профилю, ориентирует студентов на написание магистерской работы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные понятия теории речевого воздействия и ее термины;
Уметь: применять полученные знания в области теории речевого воздействия в научно-исследовательской и других видах деятельности;
Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области устной и письменной коммуникации и текстов разных типов и видов.
Структура и содержание учебной дисциплины
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | |
Лекции | 6 | 6 | |||
Практические занятия (ПЗ) | 8 | 8 | |||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | - | - | - | - | |
В том числе: | - | - | - | - | - |
Другие виды самостоятельной работы | 5 | 5 | |||
Контроль самостоятельнойработы | 53 | 53 | |||
Зачет | |||||
Общая трудоемкость
| |||||
72 | 72 |
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов по учебному плану
| ||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самост. работа | ||||||
Формы текущего контроля по теме | В том числе | |||||||
Лекции | Семинар | Практ. работа | Лаборат. | |||||
1. | Тема 1. Понятие речевого воздействия. Лингвистические методики исследования речевого воздействия | 4 | 2 | 2 | ||||
2. | Тема 2. Факторы и способы речевого воздействия. Организация речевоздейственной коммуникации | 4 | 2 | 2 | ||||
3. | Тема 3. Стратегии и тактики речевого воздействия. Лингвистический анализ воздействующего текста | 6 | 2 | 4 | ||||
ИТОГО | 14 | 6 | 8 |
Организация самостоятельной работы студентов
Тема или раздел | Форма работы | Форма контроля | объем в часах | Источники | |
1 | Современные направления изучения коммуникации. | Самостоятельное изучение тем «Специфика межкультурной коммуникации в современном мире», «Теория речевых актов (Джон Л. Остин, Джон Р. Серл, П. Грайс)», «Максимы Г.П.Грайса (полнота, качество, релевантность, манера)». | домашние задание | 4 | Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие для вузов.- М.: Издательство МГУ, 2004.-350 с. Серль Д. Что такое речевой акт? // Зарубежная лингвистика. II. – М., 2009. – С. 211 – 229. Грайс,Г.П. Логика и речевой общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. – М., 2009. – С. 217 – 237. |
2 | Понятие коммуникации. | Чтение и конспектирование литературы, направленной на развитие коммуникативных и методических навыков студентов | проверка терминов; | 4 | Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: Рефл-бук, 2009.-348 с. |
3 | Проблемы современного описания ключевых параметров коммуникации. | Подготовка сообщений и конспектирование по темам: «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи», «Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения». | обсуждение на практическом занятии | 4 | Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения.- М.: КомКнига, 2011.-171с. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи.- изд. 4-е, стереотип.-М.: КомКнига, 2006.-284 с. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие для вузов.- М.: Издательство МГУ, 2004.-350 с. |
4 | Теория речевого воздействия | Составление библиографии и подготовка выступлений по темам «Приемы эффективной коммуникации – благо или вред?», «Как противостоять манипуляторам?». | проблемное обсуждение в микрогруппах. | 4 | Э. Шостром.Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации». — М.: Апрель-Пресс, 2008. — 192 с. Д. Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- М.: Попурри, 2012.- 354с. |
5 | Речевое воздействие, манипулирование, суггестия. | Сбор эмпирического материала для обсуждения тем «Бесконфликтная коммуникация: благо или беда», «Приемы и правила поведения в конфликтной ситуации», «Правило трех П (подтверди, повтори, продолжай) – опыт применения». | Проблемное обсуждение опыт применения на практических занятиях | 4 | |
6 | Варианты речевого поведения человека и коммуникативные роли. | Сбор материала для написания зачетной работы (одна на выбор): «Лингвистические приёмы манипуляции в деловых отношениях», «Лингвистические приемы манипуляции сознанием в рекламе» «Манипулятивные лин-гвистические схемы и модели», «Типы лингвистических манипуляторов и актуализаторов», «Ассертивные лингвистические права человека». | зачетная работа | 8 |