Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Образцы тестовых заданий.

1. К какому типу речевых стратегий относится дискредитация?

a. Семантические

b. Прагматические

c. Диалогические

d. Риторические

 

2. Какому понятию больше соответствует термин суггестия?

a. Воздействие

b. Манипуляция

c. Манипулирование

 

3. Способом представления и осмыслением своего опыта взаимодействия с окружающим миром в НЛП называется:

a. Якорением

b. Раппортом

c. Репрезентативной системой

 

4. Прием речевого воздействия и управления пониманием, при которой информация подается не как новое знание, требующее рационального и осознанного анализа, а как нечто само собой разумеющееся, известное или как условие осмысленности сказанного, называется:

a. Выбором единицы измерения

b. Замазыванием

c. Навязыванием пресуппозиции.

 

Перечень вопросов к зачету

1. Языковое варьирование как важнейший источник имплицитного воздействия языка на сознание.

2. Типология языковых механизмов воздействия на сознание.

3. Языковые механизмы вариативной интерпретации в нейролингвистическом программировании.

4. Отражательная и моделирующая концепция языка в определение суггестии.

5. Суггестия и доказывание. Суггестия и языковая игра.

6. Суггестия и информирование.

7. Лингвистические основы суггестии.

8. Теория речевой деятельности и стратегии речевого поведения.

9. Прогнозирование и контроль как базовые элементы речевой стратегии.

10. Гибкость как конституирующий признак речевой стратегии.

11. Типология речевых стратегий.

12. Семантический тип речевых стратегий. Тактика уговаривания (уговоры, просьба, убеждение: критерии разграничения тактик).

13. Тактика дискредитации (оскорбление, издевка, обвинение: специфика тактик). Семантический тип речевых стратегий.

14. Прагматический тип речевых стратегий. Эмоционально настраивающие тактики (комплимент).

15. Стратегия самопрезентации.

16. Типы манипулятивной коммуникации. Причины и приемы манипулятивного общения в межличностной и социальной коммуникации.

17. Диалоговый тип речевых стратегий: контроль над инициативой.

Рекомендуемая литература

    Основная литература:


   1. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: [монография] / О. С. Иссерс.- изд. 4-е, стереотип.- М.: КомКнига, 2006.-284 с.

 

   2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия: Учебное пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2011.- 320 с.

                                                                    

           Дополнительная литература:

       1. Американское коммуникативное поведение / Воронеж. межрегион. ин-т обществен. наук; Под ред. И.А. Стернина, М.А. Стерниной.— Воронеж: ВГУ - МИОН, 2001.— 224с.

       2.Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. 3-е изд. - М., 2000.

       3. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи - изд. 2-е – М.: Едиториал УРСС, 2002.

     4.Козлянинова И. П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. Учеб. пособие по сценической речи. - М., 1995.

     5.Клюев Е.В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция: Учеб.пособие.- М.: Приор, 2009.

     6.Савкова 3.С. Как сделать голос сценическим. - 2-е изд.- М., 2005.

     7.Стернин И. А. Русский язык и коммуникативное сознание в ближайшие годы: попытка прогноза//Мир русского слова.— Б.м. — 2004.— N 2.— С. 73-74

     8.Стернин И. А. Отношение носителей языка к речевой культуре // Мир русского слова.-Б.м. 2004.— N 3.— С. 88-90.

     9.Сценическая речь /Под ред. И.И.Козляниновой. - М., 2006.

        10.Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие для вузов / С. Г. Тер-Минасова; МГУ.-2-е изд., дораб.- М.: издательство МГУ, 2004.-350 с.

      11.Фролова И. А. Практический курс русской фонетики и интонации. - М., 1991.

 


Интернет-ресурсы

1. Информационно-справочный портал «Русский язык» www.gramota.ru

2. Сайт «Культура письменной речи» http://www.gramma.ru

3. Сайт «Словесник», некоммерческая онлайн-библиотека http://www.slovesnik.ru

4. Сайт «Архив петербургской русистики» http://www.ruthenia.ru/apr/index.htm

5. Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.В.Виноградова
http://www.slovari.ru/lang/ru/

6. Русский филологический портал «Philology.Ru» http://www.philology.ru

7. Центр развития русского языка http://www.ruscentr.ru/

8. Профессиональное общение он-лайн: (по материалам журнала "OfficePRO") / сост. обзора П. А. Кюнг // Справочник секретаря и офис-менеджера www.sekretariat.ru

 

 


Глоссарий

 

Вербальное поведение  (verbal behavior) - поведение, проявляющееся в речи.

 

Вербальные средства коммуникации - устная и письменная разновидности языка.

 

Взаимодействие коммуникативное - процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них.

Воздействие речевое (коммуникативное) - спланированное воздействие на знания (когнитивный уровень), отношения (аффективный уровень) и намерения (конативный уровень) адресата в нужном для адресанта направлении. В лингвистике предложено достаточно много подходов к пониманию речевого воздействия, которые отчасти позволяют прояснить механизмы, действующие при речевом воздействии. Речевое воздействие может быть описано как передача смыслов от адресанта к адресату, как социальное или коммуникативное взаимодействие, а также как частный случай манипуляции. Рекламная и PR-информация всегда служат целям коммуникативного воздействия.

Высказывание - оформленная в речи законченная мысль, смысл которой зависит от конкретной или воображаемой ситуации.

 

Диалог (фр. dialogue, англ. dialog[ue], от греч. dialogos «разговор, беседа»; букв. «речь через») - процесс общения, обычно языкового, между двумя или более лицами. Диалог часто противопоставляется монологу (греч. «речь одного»). Если диалог – это совместная речевая деятельность двух или более лиц, а также результат такой деятельности, то монолог – это речевое произведение, принадлежащее одному говорящему, а также само его говорение. Специфика монолога состоит лишь в том, что роль говорящего не переходит от одного лица к другому, поэтому монолог является частным случаем диалога.

 

Дискурс - вид речевой коммуникации, основывающийся на региональном непредвзятом обсуждении, на попытке дистанцироваться от социальной реальности.

 

Знак - материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие:

- для обозначения другого предмета, свойства или отношения;

- для переработки и передачи информации.

Определяющей стороной знака является его значение, которое может быть предметным, смысловым или экспрессивным. Различают языковые и неязыковые знаки.

 

Значение - содержательная сторона знака или ряда знаков: языка, ситуации, действия, идеи или объекта.

 

Интонация - единство взаимосвязанных компонентов, качественных изменений тона, тембра, мелодики, интенсивности, длительности звуков, служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний. Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания и детализирует смысловые отношения. В русском языке принято выделять семь основных типов интонационных конструкций. Интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказываний (побуждение, вопрос, восклицание и др.), части текста соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, расчленяет его на ритмические группы; является фактором эмоционально-эстетического воздействия и др.

 

Информативные высказывания - высказывания, смысл которых определяется содержащейся в них семантической информацией.

Коммуникант - участник коммуникации, задействованный в коммуникативном акте: отправитель или получатель, порождающий и интерпретирующий сообщения. Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты: правительства, партии, фирмы и т.п.

 

Коммуникационный акт - акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание.

 

Коммуникация  (communication, от лат. communico - делаю общим) - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностный подход к коммуникации. Коммуникация - в механистическом подходе - однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

 

Лингвистика, языкознание (Linquistics, от лат. linqua – язык) - учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между ними.

 

Выделяют несколько направлений в развитии лингвистики, например:

антропологическая лингвистика - изучение языков, не имеющих письменности;

психолингвистика - наука, исследующая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка;

  социальная лингвистика - область языкознания, изучающая общие закономерности языка в различных социальных условиях;

этнолингвистика - направление в языкознании, изучающее отношение между языком и его носителями, а также взаимодействие языковых и этнических факторов в языковой деятельности. Этнолингвистика основывается на признании связи языка с культурой народа.

 

Логика - наука о способах доказательств и опровержений. Применение законов логики в процессе познания обеспечивает приближение к овладению истиной.

 

Манипулирование, или манипуляция - это вид скрытого коммуникативного воздействия адресанта на адресата (на его знания, представления, отношения, цели) с целью изменить его намерения в нужном для адресанта направлении вопреки интересам адресата.

 

Межличностная коммуникация - коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов.

Невербальные средства коммуникации - средства общения, включающие:

- первичные языки: система жестов, отличная от жестового языка глухонемых, пантомима, мимика; и

- вторичные языки: азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования.

 

Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro-linguistic programming - комплекс аксиом и убеждений, применяемых как подход к личностному развитию). НЛП основывается на идее того, что сознание, тело и язык индивидуума формируют картину его мировосприятия, и это восприятие, а, следовательно, и поведение можно изменить с помощью различных техник.

 

 Общение - взаимодействие индивидов или социальных групп:

- состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и

- удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.

 

Общение фатическое - бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения, общения ради общения.

Речь - исторически сложившийся вид коммуникативной деятельности человека, посредством использования возможностей языка для общения с другими членами языкового коллектива.

 

Речевая деятельность - взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, перевод и т.д.

 

Речевая ситуация - реальная или воображаемая ситуация, провоцирующая речь. В коммуникации с переводом различают:

- речевую ситуацию, во время которой сообщение принимается переводчиком; и

- речевую ситуацию при приеме сообщения финальным адресатом.

 

Речевой этикет - правила речевого поведения на службе. Речевой этикет включает:
- устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности;
- способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т.п. Различают речевой этикет проведения деловых бесед, совещаний, публичных выступлений и написания деловых писем.

 

Риторика (от греч. rhetorike) - наука об искусстве речи, о красноречии, об ораторском искусстве. Риторика обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила речевого поведения, пути оптимизации речевого общения.

 

Семантическая информация - информация, содержащаяся в высказывании и передаваемая через значения единиц речи.

 

Сообщение - предназначенные для передачи высказывание, текст, изображение, физический предмет или поступок. Сообщения состоят из словесных или невербальных знаков.

 

Устная речь - речь, порождаемая в процессе говорения. Обычно устная речь творится в процессе беседы, для нее характерна неподготовленность. Устная речь является первичной формой существования языка и единственной формой существования языков, не имеющих письменности.

 

Цели общения - классификация функций общения в зависимости от его цели:

-1- контактная функция;

-2- информационная функция;

-3- побудительная функция;

-4- координационная функция;

-5- функция понимания;

-6- эмотивная функция;

-7- функция установления отношений;

-8- функция оказания влияния.

 

Экстралингвистический (ситуативный) контекст - обстановка, время и место, к которым относится высказывание, а также факты реальной действительности, знание которых помогает рецептору правильно интерпретировать значения языковых единиц в высказывании.

 

Язык - система знаков, служащая:

- средством человеческого общения и мыслительной деятельности;

- способом выражения самосознания личности;

- средством хранения и передачи информации.

Язык включает в себя набор знаков (словарь) и правила их употребления и интерпретации (грамматику).

 

Языковая картина мира - исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире.

 

Языковый знак - единица языка, служащая:

- либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений;

- либо для обозначения отношений между элементами языка в тексте.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: