Не менее 20 процентов практических занятий проводятся в интерактивных формах, в том числе:
1. Круглые столы по заранее известной теме.
2. Научные диспуты по заранее предложенному преподавателем комплексу тезисов и антитезисов в рамках единой темы.
Круглые столы и научные диспуты проводятся как по инициативе преподавателя, так и студентов, которые выбирают понравившуюся тему для интерактивного занятия. Примерные темы для заседания круглых столов и проведения научных диспутов приведены ниже, студенты вправе предложить иные темы:
Темы для обсуждения на круглых столах:
1. Правовые системы как объект классификации: имеется ли возможность разбивки по группам?
2. Современная японская правовая система – часть Романо-германской правовой семьи (?).
3. Транспортабельно ли право справедливости?
4. История появления одного правового института в конкретной правовой системе (по выбору автора).
5. Англия и США – страны, «разделённые общим языком и правом».
6. Проявления меркантилизма американского общества в праве США.
7. Английский судья.
8. Американский судья.
9. Положительные и отрицательные характеристики общества, воспитанного социалистическим правом.
10. Коран, Сунна, иджма и кияс – современные источники права.
11. Удачный пример заимствования правового института Российской правовой системой.
12. Неудачный пример заимствования правового института Российской правовой системой.
Темы для научных диспутов:
Тема 1.
1.1. Единое для всей Земли право – наша ближайшая перспектива.
1.2. Единое для всей Земли право – утопичная идея глобалистов.
Тема 2.
2.1. Функциональное сравнение – единственный вид сравнительных исследований, дающий истинное знание.
2.2. Нормативное сравнение – единственный вид сравнительных исследований, дающий истинное знание.
Тема 3.
3.1. Закон – наиболее оптимальная форма права.
3.2. Судебный прецедент - наиболее оптимальная форма права.
Тема 4.
4.1. Кодификация – лучший способ систематизации законодательства.
4.2. Кодификация – тормоз развития права.
Тема 5.
5.1. Реалии Российской судебной системы как признаки славянской правовой семьи.
5.2. Российская судебная система как судебная система континентальной правовой семьи.
Тема 6.
6.1. Наличие гражданско-правового регулирования азартных игр – признак развитого гражданского общества.
6.2. Наличие гражданско-правового регулирования азартных игр – признак заката цивилизации.
Тема 7.
7.1. Ограниченная компетенция федерации и широкая компетенция субъектов федерации – вот верный подход к построению федерации.
7.2. Широкая компетенция федерации, широкая сфера совместной компетенции и остаточная компетенция субъектов федерации – единственно возможная модель федерации в современных условиях.
Тема 8.
8.1.Нормативный акт – наиболее адекватный источник права в новом тысячелетии.
8.2. Обычай – наиболее адекватный источник права в новом тысячелетии.
Тема 9.
9.1. Суд присяжных – суд непрофессионалов.
9.2. Суд присяжных – подлинно демократический элемент судопроизводства.
№ | Наименование темы | Вид применяемых интерактивных технологий | |
1. ВВЕДЕНИЕ В СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ | |||
1 | Понятие сравнительного правоведения как науки и учебного курса | ||
2 | Методология сравнительного правоведения | Научный диспут Тезис: Функциональное сравнение – единственный вид сравнительных исследований, дающий истинное знание. Антитезис: Нормативное сравнение – единственный вид сравнительных исследований, дающий истинное знание. | |
3 | История сравнительного правоведения | ||
2. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ | |||
4 | Классификация национальных правовых систем | Круглый стол на тему «Правовые системы как объект классификации: имеется ли возможность разбивки по группам?» | |
5 | Формирование романо-германской правовой семьи | ||
6 | Характеристика романо-германской правовой семьи | 1.Круглый стол на тему «Современная японская правовая система – часть Романо-германской правовой семьи (?)» 2.Возможно проведение круглого стола на тему «История появления одного правового института в конкретной правовой системе (по выбору автора)» 3. Научный диспут Тезис: Кодификация – лучший способ систематизации законодательства. Антитезис: Кодификация – тормоз развития права 4. Научный диспут Тезис: Нормативный акт – наиболее адекватный источник права в новом тысячелетии. Антитезис: Обычай – наиболее адекватный источник права в новом тысячелетии | |
7 | Юридическое образование и юридические профессии во Франции и Германии | ||
8 | Судоустройство во Франции и Германии | ||
9 | История права Англии | Круглый стол на тему «Транспортабельно ли право справедливости?» | |
10 | Английская правовая система как родоначальница англо-американской правовой семьи | Научный диспут Тезис: Закон – наиболее оптимальная форма права. Антитезис: Судебный прецедент - наиболее оптимальная форма права. | |
11 | Источники права Англии | ||
12 | Правовая система США | 1. Круглый стол на тему «Англия и США – страны, «разделённые общим языком и правом». 2. Круглый стол на тему «Проявления меркантилизма американского общества в праве США» 3. Возможно проведение круглого стола на тему «История появления одного правового института в конкретной правовой системе (по выбору автора)» | |
13 | Юридическое образование и юридические профессии в Англии и США | 2 | |
14 | Судоустройство в Англии и США | 1. Круглый стол на тему «Английский судья» 2. Круглый стол на тему «Американский судья» 3. Научный диспут Тезис: Суд присяжных – суд непрофессионалов. Антитезис: Суд присяжных – подлинно демократический элемент судопроизводства. | |
15 | Социалистическая правовая семья | 1.Круглый стол на тему «Положительные и отрицательные характеристики общества, воспитанного социалистическим правом» 2.Возможно проведение круглого стола на тему «История появления одного правового института в конкретной правовой системе (по выбору автора)» | |
16 | Правовые системы Скандинавских стран | Возможно проведение круглого стола на тему «История появления одного правового института в конкретной правовой системе (по выбору автора)» | |
17 | Религиозные правовые семьи: иудейское право | Возможно проведение круглого стола на тему «История появления одного правового института в конкретной правовой системе (по выбору автора)» | |
18 | Религиозные правовые семьи: мусульманское право | 1.Круглый стол на тему «Коран, Сунна, иджма и кияс – современные источники права» 2.Возможно проведение круглого стола на тему «История появления одного правового института в конкретной правовой системе (по выбору автора)» | |
19 | Традиционные правовые семьи: африканское право | Возможно проведение круглого стола на тему «История появления одного правового института в конкретной правовой системе (по выбору автора)» | |
20 | Идентификация российской правовой системы | 1. Круглый стол на тему «Удачный пример заимствования правового института Российской правовой системой». 2. Круглый стол на тему «Неудачный пример заимствования правового института Российской правовой системой№ 3. Научный диспут Тезис: Реалии Российской судебной системы как признаки славянской правовой семьи. Антитезис: Российская судебная система как судебная система континентальной правовой семьи | |
21 | Механизм сближения национальных правовых систем | 1. Научный диспут Тезис: Единое для всей Земли право – наша ближайшая перспектива. Антитезис: Единое для всей Земли право – утопичная идея глобалистов. 2. Научный диспут Тезис: Наличие гражданско-правового регулирования азартных игр – признак развитого гражданского общества. Антитезис: Наличие гражданско-правового регулирования азартных игр – признак заката цивилизации 3. Научный диспут Тезис: Ограниченная компетенция федерации и широкая компетенция субъектов федерации – вот верный подход к построению федерации. Антитезис: Широкая компетенция федерации, широкая сфера совместной компетенции и остаточная компетенция субъектов федерации – единственно возможная модель федерации в современных условиях | |