Теоретические проблемы перехода к рыночной экономике

 

1. В переходной экономике государство призвано:

а) проводить антициклическую политику;

б) контролировать тех экономических субъектов, чья деятельность вызывает отрицательные внешние эффекты;

в) регулировать процесс трансформации;

г) защищать конкуренцию.

 

2.* К концепциям перехода к рыночной экономике относятся:

а) концепция «шоковой терапии»;

б) радикально-умеренная концепция;

в) концепция градуализма;

г) концепция умеренного роста.

 

3.* К основам командной экономики относятся:

а) эффективность производства;

б) централизованное планирование и ценообразование;

в) развитие предпринимательства;

г) общественная собственность на средства производства.

 

4. К основным направлениям реформирования экономики Российской Федерации не относится:

а) либерализация цен;

б) либерализация внешнеэкономической деятельности;

в) переход к административному регулированию экономики;

г) формирование механизмов социальной адаптации.

 

5. Найдите соответствие между терминами и их содержанием:

1) приватизация;

2) либерализация экономических отношений;

3) демонополизация экономики;

4) создание рыночной инфраструктуры;

а) процесс возмездной или безвозмездной передачи государственной собственности в собственность физических и юридических лиц;

б) формирование конкурентной среды путем создания равных условий для всех субъектов экономики;

в) расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства;

г) становление сети организаций, обслуживающей движение товаров, капитала, трудовых ресурсов и куплю-продажу земли и недви-жимости.

 

6. Переходная экономика – это экономика:

а) в которой сочетаются элементы рыночной и командно-админи-стративной системы;

б) формируется и развивается новая система социально-экономи-ческих институтов;

в) элементы рыночной системы сочетаются с национальными духовно-культурными ценностями;

г) прежняя система социально-экономических институтов разрушается и реформируется.

 

7. Приватизация в России проходила:

а) в четыре этапа;

б) шесть этапов;

в) два этапа;

г) три этапа.

 

8. Характерной для России моделью перехода от командной экономики является:

а) гипотетическая модель социализма с человеческим лицом;

б) модель реального социализма;

в) марксистская теоретическая модель социализма;

г) модель меркантилистической экономики;

д) националистическая модель особого пути России.

9.* К концепциям перехода от командно-административной к рыночной экономике относятся следующие концепции:

а) концепция «шоковой терапии»;

б) концепция градуализма;

в) устойчивого развития;

г) концепция умеренного роста.

 

10. Сторонники «шоковой терапии» перехода от командной экономики к рыночной считают:

а) что неэффективное использование ресурсов является меньшей проблемой, чем спад производства;

б) необходим длительный переходный период;

в) безработица является большей проблемой, чем инфляция;

г) неэффективное использование ресурсов является большей проблемой, чем спад производства.

 

11. Задачи приватизации заключались в следующем:

а) демонополизации государственной собственности;

б) формировании имущественного неравенства населения;

в) ограничении конкуренции;

г) формировании традиционной экономики.

 

12.* Концепция градуализма представляет собой:

а) либерализацию экономических отношений;

б) государственное регулирование рыночной экономики;

в) финансовую стабилизацию;

г) постепенное и последовательное преобразование всей системы экономических отношений.

 

13. Найдите соответствие между терминами и их содержанием:

1) разгосударствление экономики;

2) экономическая трансформация;

3) трансформационный спад;

4) переходная экономика;

а) преобразование структур, форм и способов экономической деятельности, изменение ее целевой направленности;

б) уменьшение роли государства в управлении экономикой;

в) экономическая система, сочетающая черты и принципы хозяйствования старой командно-административной и новой формирующейся рыночной экономики;

г) резкое сокращение объемов национального производства, вызванное переходным состоянием экономической системы, когда прежние механизмы организации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые – еще не созданы.

14. Найдите соответствие между терминами:

1) рыночная трансформация;

2) структурные преобразования;

3) системная трансформация;

4) переходная экономика;

а) экономическая система, сочетающая черты и принципы хозяйствования старой командно-административной и новой формирующейся рыночной экономики;

б) совокупность экономических, социальных и политических процессов, приводящих к новому качественному состоянию социально-экономической системы;

в) процесс преодоления структурных диспропорций в экономике и совершенствования качественных характеристик общественного производства, соответствующего современной структуре потребления;

г) формирование рыночных институтов и механизмов хозяйствования.

 

15. Приватизация – это процесс:

а) преобразования государственной собственности, направленный на устранение чрезмерной роли государство;

б) замещения государственной собственности частной собственностью;

в) восстановления в правах собственности лиц, незаконно лишен-ных имущества;

г) разгосударствления федерального имущества.

 

16.* Системная трансформация представляет собой:

а) глубокие социально-экономические реформы;

б) изменение систем социального обеспечения;

в) совокупность экономических, социальных и политических процессов, приводящих к новому качеству социально-экономической системы;

г) революционные действия политических партий.

 

17.* К процессу приватизации не относятся:

а) продажа государственного жилья квартиросъемщикам;

б) продажа земель в собственность государства;

в) передача заводов в собственность государства;

г) продажа акций предприятий.

 

18. К числу преимуществ командно-административной системы не относится:

а) мобилизация людских и материальных ресурсов на приоритетных направлениях;

б) концентрация ресурсов на производстве средств производства;

в) отсутствие безработицы;

г) слабо выраженная социальная дифференциация.

19. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, означает:

а) что государственная собственность будет полностью отменена;

б) доля государственной собственности будет постепенно возрастать;

в) сохранится государственная собственность на все средства производства;

г) доля государственной собственности будет постепенно сокращаться.

 

20.* К отрицательным последствиям российской приватизации относят:

а) ликвидацию монополии государственной собственности;

б) возникновение российского фондового рынка;

в) снижение экономической эффективности приватизированных предприятий;

г) усиление социального расслоения общества.

 

21.* К методам российской приватизации относят:

а) прямые продажи на конкурсах и аукционах;

б) привлечение иностранных инвестиций;

в) выдачу ваучеров;

г) социальную защиту.

 

22. Бесплатная приватизация, проводимая при помощи ваучера, лучше всего подходит в случае:

а) когда имеется возможность притока в страну иностранного капитала;

б) население имеет значительное количество денежного капитала;

в) необходимо найти эффективного собственника;

г) население не имеет достаточного количество денежного капитала.

 

23. В переходный период:

а) национализируется собственность;

б) прямые методы регулирования экономики постепенно заменяются косвенными;

в) абсолютно преобладают косвенные методы регулирования;

г) полностью ликвидируются административные методы регулирования.

 

24. В переходный период от командной экономики к рыночной не проводится:

а) демонополизация;

б) приватизация;

в) национализация;

г) либерализация.

25. Градуализм – это экономическая концепция:

а) возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения;

б) формирования самодостаточной экономической системы;

в) отводящая государству главную роль в формировании рынка      и предполагающая проведение медленных и последовательных реформ;

г) считающая необходимым уменьшение государственного влияния на экономику для достижения бездефицитного бюджета и либерализации цен.

 

26. Демонополизация экономики в переходный период связана с тем:

а) что командная экономика имела многообразие форм собственности;

б) в командной экономике имелись вертикальные связи;

в) в командной экономике не было свободного ценообразования;

г) командная экономика базировалась на одной государственной форме собственности.

 

27. Для переходной экономики не характерно:

а) макроэкономическое равновесие;

б) кризисное состояние;

в) обострение социально-экономических проблем;

г) разнообразие форм собственности.

 

28. Закономерностью переходного периода и структурной перестройки экономики не является:

а) трансформационный спад;

б) утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;

в) финансовая стабилизация;

г) бюджетный кризис

 

29. На первом этапе переходного периода структурная перестройка экономики России осуществлялась:

а) через пассивную политику, направленную на сохранение рабочих мест;

б) активную политику, направленную на создание современных производственных инфраструктур;

в) активную политику, направленную на увеличение инвестиций в определенные отрасли экономики;

г) пассивную политику, направленную на сбалансированность совокупного спроса и предложения через либерализацию цен.

30. Основной задачей структурной перестройки экономики в переходный период является:

а) демонополизация экономики и развитие конкуренции;

б) развитие конкуренции;

в) привлечение иностранного капитала;

г) демонополизация экономики.

 

31. Основным инструментом приватизации в российской экономике был:

а) вексель;

б) акция;

в) облигация;

г) ваучер.

 

32. Первый этап приватизации в России осуществлялся:

а) с помощью ваучера;

б) через открытую продажу государственной собственности населению;

в) через акционирование государственных предприятий;

г) через закрытую продажу государственной собственности трудовому коллективу.

 

33. Приватизация государственного предприятия, осуществленного через аукцион, новому владельцу предприятия:

а) запрещает перепрофилирование предприятия;

б) позволяет осуществлять действия лишь предусмотренные условиями приватизации;

в) позволяет осуществлять любые действия вплоть до его ликвидации;

г) запрещает увольнять наемных работников.

 

34. Разгосударствление экономики представляет собой:

а) национализация;

б) либерализация цен;

в) снятие с государства функций прямого хозяйственного управления;

г) увеличение функции государственного регулирования экономики.

 

35. Роль государства в странах с переходной экономикой:

а) остается неизменной;

б) является пассивной;

в) возрастает;

г) уменьшается.

 

36. На стадии перехода к постиндустриальному обществу находятся:

а) развитые в экономическом отношении страны;

б) развивающиеся страны;

в) постсоциалистические страны;

г) социалистические страны.

 

37. Задача построения индустриального общества стоит:

а) перед постсоциалистическими странами;

б) развивающимися странами;

в) развитыми странами;

г) социалистическими странами.

 

38. Основным недостатком командно-административной системы явля-лось следующее:

а) высокая степень социальной защищенности населения;

б) отсутствие беспокойства за будущее;

в) слабая мотивация трудовой деятельности, особенно к творческому созидательному труду;

г) гарантированность занятости.

 

39. Невиданный в истории мировой экономики экономический рост Китая за последние 20 лет (около 10 % в год) обусловлен:

а) выбором либеральной модели социально-экономического развития;

б) углублением и расширением государственного планирования;

в) революционными институциональными преобразованиями;

г) сочетанием жесткого государственного контроля и регулирования социально-экономических процессов с использованием рыноч-ных механизмов и ориентацией на национальные духовно-культурные ценности.

 

40. Из перечисленных ниже признаков реформирования укажите характерные для России (1) и Китая (2):

а) цель – социально-экономический прогресс;

б) предпосылка – удержание власти любой ценой;

в) движущая сила – все слои населения;

г) цель – реформа;

д) предпосылка – социально-политическая стабильность;

е) движущая сила – бюрократический криминальный капитал, внутренняя и внешняя олигархия.

 

41. К признакам переходности не относится:

а) цикличность;

б) устойчивость;

в) альтернативность;

г) историчность;

д) преемственность.

42. Непосредственно к процессу приватизации относится:

а) коммерциализация;

б) денационализация;

в) смешанное предпринимательство;

г) либерализация.

 

43. К процессу разгосударствления не относится:

а) либерализация;

б) национализация;

в) коммерциализация;

г) смешанное предпринимательство.

 

44. Процессу приватизации должны предшествовать:

а) национализация;

б) денационализация;

в) разгосударствление;

г) создание коллективных форм собственности.

 

45. Целью приватизации является:

а) изменение отношений собственности;

б) совершенствование структуры общественного производства;

в) улучшение показателей финансово-хозяйственной деятельности приватизируемых предприятий;

г) формирование конкурентной среды.

 

46. Отрицательные последствия от приватизации обусловлены:

а) самодовлеющим процессом приватизации;

б) заменой государственной монополии частной;

в) формированием конкурентной среды на основе разрыва технико-экономических связей между хозяйствующими субъектами;

г) всем перечисленным.

 

47. Переходность состояния экономики России не допускает:

а) планирования социально-экономического развития;

б) опоры только на самоорганизацию экономических отношений между хозяйственными субъектами;

в) централизованного регулирования национальной экономики;

г) социальной ориентации экономической политики государства.

 

48. Развитие экономической интерпретации стран – членов СНГ обусловлено всем перечисленным, кроме:

а) использования кооперационного и научно-технического сотрудничества в рамках ранее сформировавшихся единых хозяйственных комплексов;

б) обеспечения геополитических интересов России;

в) получения выгод от взаимного обмена;

г) создания условий для экономического диктата со стороны России.

 

49.* К закономерностям перехода к рыночной экономике относят:

а) формирование разных типов рынка и рыночной инфраструктуры;

б) приоритет в экономике по социальным вопросам;

в) усиление роли государства;

г) разгосударствление экономики.

 

50.* К основным проблемам командной экономики в нашей стране относились:

а)  отсутствие экономической свободы;

б)  недостаточное развитие военно-промышленного комплекса;

в)  перепроизводство товаров народного потребления;

г)  масштабный государственный монополизм.

 

Библиорафический список

 


1. Гусейнов, Р. М. Экономическая теория: учебник / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2008. – 440 с.

2. Курс экономической теории: учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – 5-е изд., перераб., испр. и доп. – Киров: АСА, 2007. – 848 с.

3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А. В. Сидоровича. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2007. – 1040 с.

4. Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие /           Т. Ю. Матвеева; Гос. ун-т – Высш. шк. экономики. – 5-е изд., испр. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2007. – 511 с.

5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2006. – 688 с.

6. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник: пер. с англ. / К. Р. Макконнелл, С. А. Брю. – М.: Инфра-М, 2007. – Т. 1–2.

7. Михайлушкин, А. И. Экономика. Практикум: учеб. пособие /           А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. – М.: Высшая школа, 2001. – 311 с.

8. Фишер, С. Экономика: пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: [б. и.], 1998. – 784 с.

9. Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 831 с.

10. Экономическая теория: учебник / под ред. В. И. Видяпина [и др.]. – изд. испр., и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 672 с.

11. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2006. – 463 с.


Учебно-практическое издание

 

 



МАКРОЭКОНОМИКА

Сборник тестов

Составитель

Иванченко Людмила Анатольевна

 


Редактор А. И. Эберле

Оригинал-макет и верстка И. Д. Бочаровой

 

Подписано в печать 04.10.2010. Формат 60×84/16. Бумага офсетная.

Печать плоская. Уч.-изд. л. 8,5. Усл. печ. л. 7,9. Тираж 100 экз.

Заказ           . С 99/10.

 

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 24.49.04.953.П.000032.01.03 от 29.01.2003 г.

 

Редакционно-издательский отдел Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та.

Отпечатано в отделе копировально-множительной техники

Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та.

660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: