1. Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
2. Формы семейных отношений.
3. Семейное воспитание и семейная педагогика.
4. Семейные традиции.
Семья как субъект педагогического воздействия
И социокультурная среда воспитания и развития личности
Жизнь семьи теснейшим образом связана с общей жизнью государства. Семейные отношения создаются различно в различных странах, в зависимости в конечном счета от тех же факторов, которые создают и строй государства: от природы, богатства страны, подъема экономической производительности, характера народа, уровня его культурности и т. д.
Современная русская семья болеет многими недугами, причины которых лежат далеко вне ее и излечение которых также не зависит от ее единичных усилий. Прежде всего, бросается в глаза необыкновенное разнообразие семейных отношений и самое пестрое разнообразие семейного воспитания.
Историческое прошлое русского народа не дало здоровых традиций, применение и развитие которых могло бы создать единую национальную систему воспитания. Татарщина, крепостничество, чиновничий и полицейский гнет, многовековое бесправие — внесли бесправие в русскую семью, придавили личность, создали типично русское безволие, безучастность ко всему, что выходит за границы собственного частокола, тяжелое недоверие к личным усилиям, которое так образно выражается грустной народной поговоркой: «Ничего не поделаешь».
Интеллигентная семья, возвысившаяся над общим низким уровнем культурности, увидела всю ненормальность традиционного строя русской семьи и первобытную грубость нашего национального воспитания. Ей приходилось не продолжать и развивать традиции прошлого, а напротив, более или менее резко порвать с ними и искать на стороне, в более культурных странах, иных педагогических идеалов, иных систем и приемов воспитания. Нужно было эти светлые идеалы, эти разумные системы перенести на русскую почву, приспособить их к национальным особенностям славянского характера, к условиям русской природы и жизни. Но последнее — дело трудное. Русская интеллигентная семья поступила иначе. Она слепо поверила в иностранные воспитательные системы и, мало смущаясь их чуждостью, их оторванностью от жизни, переносила их целиком на русскую почву, сохраняя даже мелочи: иностранные игры, иностранные детские песенки и т. п. Она увлекалась французским воспитанием, изяществом манер, светскостью, танцами, обязательной музыкой; она почтительно преклонилась перед немецкой педагогикой и заставляла русских детей пунктуально проделывать все упражнения фребелевской системы; она увидела серьезные достоинства английского воспитания и проводила его целиком, до крайностей закаливания, до предоставления полной свободы ребенку.
За последнее время русская педагогика пришла к выводу, что абсолютной системы воспитания не существует, что целиком провести иностранную педагогическую систему в русской семье невозможно. Начались попытки, заимствуя лучшее чужое, видоизменять его и применять к условиям русской жизни, особенностям русской природы и характера. Появилось стремление создать новое национальное воспитание. Но эта задача лишь наметилась.
Если картина воспитания и раньше была довольно пестра благодаря слишком большому расстоянию, отделяющему интеллигентные верхи от народных масс и неимению общих педагогических традиций, то теперь, в дни коренной перестройки России, конечно, «хаос» семейного воспитания еще более увеличился.
Чтобы не соединять для общих выводов, в сущности, несоединимого, даже диаметрально противоположного в русском воспитании, пришлось описание его разбить на две части: семейное воспитание в селах и семейное воспитание в городах. Россия — страна с исключительно многочисленным. сельским населением. В селах живет около 87,1% всего населения России.
Сельское воспитание сравнительно однообразно, как однообразно низок и общий культурный уровень крестьянской массы. Поэтому картина крестьянского воспитания легко поддается обобщениям. Не то в городах. Предлагая общие выводы, рисующие характер городского воспитания, постоянно пришлось бы оговариваться, что те или другие средства или приемы, обычные в одних классах общества, совершенно неизвестны, недоступны, пользуются недоверием или прямо отвергнуты в других. Поэтому сейчас воспитание рассматривается как технология.
Составной частью семейного воспитания является организация досуга семьи. Среди наиболее популярных можно выделить:
1. Коллекционирование — состав собранных предметов, объединенным каким-либо признаком. Можно выделить наиболее популярные разновидности коллекционирования:
а) филателия — собирание почтовых марок;
б) нумизматика — коллекционирование монет;
в) филокартия — собирание художественных картинок;
г) фалеристика — собирание наград, значков;
д) сфрагистика — собирание печатей.
2. Охота — вид пользования животным миром, заключающийся в правомерных действиях по добыванию диких зверей и птиц.
3. Рыболовство процесс ловли рыбы.
4. Садоводство — вид деятельности, направленный на выращивание плодовых деревьев — яблонь, груш, либо совместного произрастания с другими породами или сортами растений.
5. Игры — занятия, времяпровождение с целью развлечения или тренировки.
6. Вязание, плетение, работа с тканью и др.
Организация досуга семьи зависит от многих условий. Прежде всего, интересов, круга общения и привязанностей членов семьи, их желания провести совместный досуг определенным образом.