Классификация сервиса досуга

Система сервиса досуга предлагает различные технологии организации досуга человека. В настоящее время классификация сервиса досуга зависит от интересов человека, целей, которые он преследует в организации своего свободного времени. И здесь главная цель системы сервиса — эффективно организовать свободное время человека.

Итак, рассмотрим общую классификацию сервиса досуга в зависимости от цели, которую преследует человек:

1. Цель: активный отдых (занятия спортом, туризм).

Сервис досуга: спортивные секции, кружки «туристов».

2.      Цель: хобби.

Сервис досуга: в зависимости от хобби, увлечений, которые позволяют человеку заниматься тем, чем ему нравится, например, дайвинг, сёрфинг, водные лыжи, сноубординг, археология, художественное и техническое творчество, фотодело, коллекционирование антиквариатов, марок, открыток, вещей, которые представляют ценность.

3.     Цель: общение, интеллектуальный отдых.

Сервис досуга: общества, где собираются люди и проводят, например, различного рода тренинги, общение по интересам (общество рыбаков, заядлых футболистов, хоккеистов, интеллектуалов и т.д.), занятия в творческих коллективах. Также заведения, где люди могут общаться: кафе, бары.

4.     Цель: удовлетворить свои потребности в риске, азарте, «экстриме».

Сервис досуга: заведения, где люди могут поиграть в азартные игры, и

посоревноваться в таких играх, где требуется риск: казино, боулинг-клубы, бильярд, шахматы. Также спортивные игры, экстремальные виды спорта могут удовлетворить потребности в азарте и «экстриме»: сноубординг, велоспорт, баскетбол, парашютизм и т.д.

5.     Цель: развлечение.

Сервис досуга: ночные клубы, боулинг-клубы, различные развлекательные комплексы, закрытые клубы.

6.     Цель: духовное развитие.

Сервис досуга: театры, музеи, кинотеатры, выставки, театры оперы, театры балета, кружки писателей, музыкантов;

7. Цель: загородный отдых, потребность в природе, в оздоровлении, семейный отдых.

Сервис досуга: базы отдыха, санатории, профилактории, дома отдыха, загородные ранчо, пансионаты.

8.     Цель: детский досуг.

Сервис досуга: компьютерные клубы, заведения с игровыми автоматам (тир, детский боулинг), различного рода кафе (кафе мороженое), различные детские комнаты, где дети могут поиграть, пока родители заняты работой или тоже развлекаются.

Таким образом, в настоящее время существуют довольно много организаций по проведению досуга. Данные организации разделяют на бюджетные и коммерческие. В настоящее время именно коммерческие организации занимают главное место в системе организации свободного времени человека.

Итак, система сервиса досуга при эффективной организации свободного времени человека помогает ему реализовать различного рода потребности:

a. В свободное время на первое место выступают личностные особенности в размеренности, чередовании действий, выражающие неповторимый индивидуальный порядок жизни человека.

b. При правильном использовании досуга человек восстанавливает не только физические силы, но и психические силы, что способствует дальнейшему совершенствованию творческой, духовной и преобразовательной деятельностей.

c. Досуг — это не только средство для творческого и духовного совершенствования, но и средство нейтрализации и компенсации негативных сторон повседневного образа жизни, элементов монотонности и жестких стереотипов.

d. Досуг отличается особенно высоким уровнем эмоциональной насыщенности. Это обеспечивается, с одной стороны, нацеленным на эмоциональную встряску содержанием досуговых занятий, а с другой — неизменной положительной оценкой этих занятий.

e. Эффективная организация досуга повышает общий психический тонус личности, формирует хорошее, жизнерадостное настроение, которое в отличие от эмоций не связано с каким-либо конкретным объектом. Настроение — это обшее эмоциональное состояние личности. Оно создается под влиянием многих впечатлений, причем некоторые из них даже не осознаются человеком. Конечно, правильно организованный досуг не в состоянии устранить те жизненные обстоятельства, которые отрицательно повлияли на настроение человека, но может сыграть важную роль в разрядке нервного напряжения и в подавлении отрицательных эмоций.

f. Досуг предоставляет возможность человеку проявить сообразительность, находчивость, изобретательность, гибкость ума, творческую выдумку, что активизирует мыслительные процессы головного мозга человека.

g. Досуг способен оказать положительное влияние на нравственное становление личности, в частности на выработку чувства коллективизма. Это связано, прежде всего, с тем, что важной социально-психологической характеристикой организации свободного времени является общение.

Свободное время необходимо каждому человеку. Поэтому на современном этапе развития перед системой сервиса досуга и обществом в целом стоит задача воспитания культуры использования свободного времени, умение рационально организовывать его. Для этого необходимо развивать и совершенствовать уже созданные предприятия и заведения, которые оказывают услуги по заполнению свободного времени человека. Также важным в организации сервиса досуга является то, чтобы человек, который пришел в досуговое заведение, думал не столько о том, что ему придется заплатить огромные деньги за, например, игру в боулинг, сколько о том, что эта игра принесет ему удовлетворение. Поэтому, система сервиса досуга должна заняться очень важным, на самом деле, вопросом — как сделать так, чтобы люди не думали о том, сколько они заплатят за данную услугу, сколько о том, как они ей насладятся, должна предусматриваться система скидок.

Но, следует обратить внимание на то, что любой вид досуговой деятельности хорош в умеренном количестве. Если же он чрезмерно доминирует а сфере свободного времени, то он не развивает, а тормозит развитие личности. В организации свободного времени все должно быть рациональным для того, чтобы успевать, многое, лишь тогда можно получить определенную пользу и удовлетворение.

Библиографический список

1. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. - М.: Знание, 1996.- 136 с.

2. Бабосов Е.М. Культура досуга. - М.: Свобода, 1992. - 580 с.

3. Балховитинов В., Колтова Б., Лаговский М. Твое свободное время. — М.: Наука, 1985.- 167 с.

4. Барановский A.M. Книга домашнего умельца. — Киев: Наук думка, 1989.

5. Букреев В.И. Активный отдых как фактор развития личности. - М.: Просвещение, 1981. - 132 с.

6. Бытовые услуги/ Ред. М.А.Шевченко. - М.: ПРИОР, 2002. - 316 с.

7. В час досуга/ Сост. Б. Башмаков, Л. Аверьянов. - М.: Просвещение, 1986. - 126 с.

8. В часы досуга/ Ред. сост. Е.Д. Гончарова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

9. Грибакин А. В. Проблемы общественного регулирования свободного времени. - Свердловск: Уральская правда, 1986. - 176 с.

10. Мельсон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: