Определение. Сервис – это оказание услуги клиенту. Услуги, которая удовлетворяет потребность, осознаваемую клиентом.
Рассмотрим это определение более детально.
Во-первых, сервис определяется в нем как деятельность (оказание услуги). Далее мы будем использовать понятие «сервис-деятельность» и рассмотрим, каким образом компания может ее строить. Сервисная деятельность будет рассматриваться нами как неотъемлемая составляющая корпоративной культуры.
Во-вторых, сервисом не может быть названо любое взаимодействие с клиентом, понятие «сервис» включает в себя только оказание услуги.
В-третьих, речь не идет о любой услуге, а только о той, которая удовлетворяет осознаваемую клиентом потребность. Это означает, что оказание клиенту услуг, которых он не ожидает, или попытка удовлетворить те потребности клиента, которые он в данный момент не осознает, не является сервисом.
Качественный сервис – это безупречная сервисная деятельность.
Сервис-деятельность безупречна, когда у бизнесмена есть хорошо проработанная модель клиента и продуманный ассортимент услуг.
|
|
У клиента есть потребности и есть представления об услугах, которые он ожидает получить.
Сервис-деятельность становится неэффективной, когда:
1. Услуги не удовлетворяют потребности клиента.
2. Модель клиента не включает в себя потребности клиента.
3. Услуги, предлагаемые клиенту, оказываются хуже, чем представления об услугах, имеющиеся у клиента.
4. Модель клиента не включает в себя представления клиента об услугах.
Качественный сервис – это сервис-деятельность, в которой отсутствуют перечисленные рассогласования.
Однако, дав определение через отрицание, мы ни на шаг не приблизились к решению. Мало ли, чем НЕ является качественный сервис. Нам ведь важно понять, чем он является.
Матрица потребностей клиента с точки зрения бизнесмена
Поставленные в средних графах звездочки описывают потребность клиента. Соединив их, мы можем получить своего рода графический профиль потребности. Нетрудно посчитать, что профилей в этой простой таблице можно построить 46 штук.
Ваш сервис хорош, когда Вы можете удовлетворить потребности, описанные в крайнем левом столбце. И Ваш сервис превосходен, если Вы можете удовлетворить практически все потребности, перечисленные в таблице.
Начнем с того, как построить хороший сервис.
1. Вы должны предвидеть, какие стандартные и предсказуемые потребности возникнут у Вашего клиента, и уметь видеть логику возникновения этих потребностей (тогда Вы можете увидеть, что потребности возникают группами или цепочками).
|
|
2. Вы должны видеть, какие потребности осознаны клиентом, должны читать проявления этих потребностей на лицах и в жестах клиентов, и должны иметь в виду, что все потребности, которые в принципе удовлетворяемы, должны находиться в меню Ваших услуг.
Как же это сделать? По сути, рекомендация очень проста: Вам необходимо научиться строить детальную и точную модель Вашего клиента. Тогда Вы сможете читать клиентов как открытые книги.