Общая характеристика методических и организационных требований к словарной работе на уроках чтения

 


Требование Содержание
1. Словарную работу необходимо планиро-вать при подготовке к изучению темы (раз-дела) и к отдельному уроку. Учитель отбирает лексический минимум, который нуждается в разъяснении, определяет место и назначение словарной работы на разных этапах изучения текста, приёмы объяснения и закрепления словаря. При подготовке к уроку чтения производит словарно-фразеологический анализ текста и решает вопрос о поурочной дозировке словаря. На урок не берут слишком много слов, так как нужно не только раскрыть их значения, но и провести упражнения по закреплению лексики в речевой практике.
2. Словарная работа включается во все ви-ды деятельности уча-щихся с читаемым материалом. Словарная работа находит место при подготовке к чтению, в процессе чтения и разбора текста, при воспроизведении и обобщении прочитанного. Выделяется словарь для активного усвоения, т.е. осуществляется дифференци-рованный подход к словарю. Словарный запас школь-ников обогащается словами и словосочетаниями, характе-ризующими историческую эпоху, обстановку действия, картины природы, морально-этический образ человека, сферу общественно-социальной деятельности людей.
3. При проведении словарной работы не-обходимостимулиро-вать познавательную активность учащихся. Детей привлекают к осмыслению слов в контексте, к другим приёмам объяснения, спрашивают, знает ли кто-то из учащихся класса это слово или словосочетание.
4. Целенаправленное обогащение и расши-рение лексического запаса школьников. Достигается организацией специального закрепления определённого минимума активного словаря в их речевой практике. Учащиеся ведут словари двух типов: постатейные и тематические. В постатейные вписываются слова, объясняемые в определённом тексте. Тематические составляются к определённым разделам книги для чтения. Также используются устные и письменные задания репродуктивного, эвристического и творческого характера.

 


 

29. Виды пересказа прочитанного и методика обучения пересказам.
Пересказ текста – это эффект-е средство проверки усвоения и закрепления содержания текста, его лексико-фразеологических особенностей; в то же время это вид работы по разв-ю связной речи дет-й.
На уроках чтения гл-е шк-ки, согласно программным требованиям, овладевают разными формами пересказа: подробным, кратким, творческим (выборочным). Подробный и краткий пересказы различаются объёмом, но тот и др может быть близким к тексту или передан своими словами. Творческий пересказ – более сложный вариант пересказа, предполагающий определённую переделку текста: изменить лицо рассказчика, время действия, дополнить изложение, дать пересказ не всего текста, а частично.
Каждой форме пересказа дет-й надо учить. В числе первых – пересказ, близкий к тексту, по картинкам, аппликациям, макету. Для этого подбираются тексты с чётким сюжетом. Обучение начин-ся с 1 класса, уч-ся используют в пересказе готовые образцы предложений, взятых из текста. Потом, уч-ся по эллюстрациям должны рассказать, добовляя пропущенные слова и данные для этого предложения.
Пересказ своими словами означает не только использование известного уч-ся лексич-го материала, но и обязательное употребление новых слов, кот необх-мы для передачи прочитанного и могут обогатить активный словарный запас. Эти слова выписываются на доске, и их предлагается употреблять в пересказе. С 3 класса гл-е шк-ки должны уметь пересказывать прочитанное кратко. Обучение краткому пересказу следует начинать с составления картинно-словесного плана к тексту, в котором легко выдел-ся логически законченные по смыслу части. Каждый заголовок дополняется 1-2 предл-ми, получается краткий пересказ. Добавления уч-ся вначале делают с помощью вопросов уч-ля. Творческий пересказ с изменением лица рассказчика или времени действия вызывает у гл-х значительные трудности, т.к.для этого надо не только обладать достаточным воображением, но и уметь оформить своё выссказ-е правильно грамматич-ки и стилистически. Этот пересказ требует подготовки: разбора с уч-ся описанных событий, создания чёткого представления о том действующем лице, от имени кот-го предстоит передавать прочитанное. Одним из вариантов творч-го пересказа явл-ся пересказ с дополнением:придумываниедр-го конца, начала. (с 4 кл.)


 

27. Виды бесед на уроках чтения и методика проведения бесед.
Беседа
это диалог о прочитанном между учителем и учащимися или учащихся между собой под контролем уч-ля, между учеником и классом. Беседа пробуждает к воспроизведению, анализу и общению прочитанного материала. Она активизирует мысль ученика, вовлекает в размышления, разв-ет умение рассуждать, высказывать своё мнение о произведении, героях.
В зависимости от того, на каком этапе работы над текстом проводится беседа, определяется её характер. После первичного чтения провод-ся репродуктивная беседа, выясняющая понимание общего содержания. Этап анализа связан с проведением репродуктивно-эвристической беседы с элементами творчества (на проверку понимания прочитанного). На заключительном этапе работы над текстом провод-ся обобщающая беседа, преследующая цель систематизации знаний текста, его фактического и идейного содержания, авторской и жанровой принадлежности. Всё это содействует обогащению жизненного опыта и лит-го кругозора уч-ся, стимулирует интерес к книге.
В беседе как диалоге выделяются 2 стороны – вопросы и ответы. При разборе читаемого детям предлагаются следующие группы вопросов:
1) вопросы, выясняющие осмысление конкретного содержания текста (о ком, кто и что сделал?)
2) вопросы, выясняющие и уточняющие понимание в контексте значений слов и словосочетаний, без кот-х не может быть правильно понято фактическое содержание (как ты понимаешь слово «пороша»?)
3) в-сы, помогающие устанавливать причинно-следственные связи (почему нельзя портить деревья?)
4) в-сы, побуждающие к оценке поведения действующих лиц (как поступил…?)
5) в-сы, связывающие читаемое с личным опытом и знаниями детей (а вы сделали кормушку?)
6) в-сы, побужд-щие к рассужд-ю и обоснованию своего мнения (как ты думаешь, каким человеком будет…?)
7) в-сы на определение авторской и жанровой принадлежности текста (кто написал рассказ? Какое это произведение: сказка, рассказ, стихотворение?)
Основные вопросы в беседе предлагаются в записи на доске или даны на стр.учебника. Прочитанный хором вопрос мобилизует всех уч-ся на ответ. На вопросы уч-ся отвечают по-разному – выборочным чтением и своими словами. Выборочное чт-е используется при ответах на вопросы репродуктивного, эвристического и обобщающего хар-ра.Если ученики замечают несоответствие вопроса содержанию, то это свидетельствует об их ориентировке в тексте. Как можно раньше надо переходить к вопросам, в кот-х состав слов не повторяет лексику предложения в тексте. Внимание фиксируется на правильности содержания ответа, его грамматического оформления и произношения.


 




















Виды плана, методика обучения составлению планов.

Составление плана. Эта работа помогает уч-ся более глубоко осознать содержание, последовательность и связь описанных в тексте событий и явлений. Работа над планом развивает мышл-е и речь уч-ся. Составить план – значит определить логическую последовательность событий и соответственно разделить текст на законченные по смыслу части, выделить в них самое основное и озаглавить каждую часть, т.е. сформулировать пункты плана. Составление плана к прочитанному предполагает обучение шк-в анализу, т.е. выделению логически законченных частей, и синтезу – озаглавлению их.
Умение составлять план прочитанного формир-ся у уч-ся постепенно. Они выполняют постепенно усложняющиеся задания:
1) картинки к тексту даются в логической последовательности. Учителем картинки показыв-ся по порядку. Уч-ся читают о том, что изображено на каждой. Усложняется задание – вразброс картинки.
2) создание иллюстраций к выделенным частям текста.
3) дорисовка недостающей картинки (со 2 кл)
4) словесное рисование (дети должны сказать, что можно изобразить на 1,2,3 рисунках.
К 5 кл. дети должны уметь делить текст на части сам-но и озаглавливать их. В мл-х классах умения по составлению плана формир-ся на основе картинок. Переходным этапом  от картинного плана к словесномуявл-ся словесное рисование (3 кл).
Упр-я для обучения составлению планов по прочитанному материалу:
1)
анализ готового плана (со 2 кл). Дети знакомятся с планом и сопоставляют его с текстом, к каждому пункту подбир-ся отрывок из текста. В готовом плане может отсут-ть 1 из пунктов, уч-ся дополняют.
2) работа с деформированным планом (со 2 кл.). Распределить в соответствии с содержанием читаемого.

3) дополнение плана (с 3 кл.). Найти пропущенные отрывки в плане, придумать зпаголовоки к ним.
4) составление плана параллельно с разбором содержания части (3 кл.) После разбора определ-ся главная её мысль, которая и становится заглавием.
5) самост-е составл-е плана (с 3 кл.)













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: