Ориентировочные (анализ условий и их соотношений с имеющимися возможностями) | Исполнительные (активное преобразование изучаемого объекта) | Оценочные (самоконтроль и самооценка хода и результата деятельности) |
1.Понимание задач поставленных учителем. 2.Активное восприятие задачи поставленной учителем. 3.Самостоятельная постановка учебной задачи. 4.Самостоятельная постановка нескольких (системы) задач. | 1. Выполнение отдельных операций как звеньев действия. 2. Выполнение одиночных учебных действий. 3. Выполнение нескольких действий слитых в крупные блоки. 4.Осуществление этих крупных блоков на осознанном уровне (умение) или автоматически (навык). | 1.Самоконтроль и самооценка путем сопоставления с образцом. 2.Самоконтроль и самооценка по ходу работы. 3. Самоконтроль и самооценка до начала деятельности как прогнозирование ее хода прогнозируемого результата. |
Критерии качества учебных действий
- Уровень выполнения (репродуктивный, продуктивный)
- Осознанность
- Обобщенность
- Самостоятельность
- Гибкость и вариативность
- Форма выполнения (умственная, материальная или материализованная, внешне речевая).
Структура учебной деятельности:
Учебно-познавательные Предмет деятельности Процесс Результат
мотивы и цели
Учебная задача Блоки
Ориентировочный Личностно- Исполнитель- Контроли- Коррек тировочный мативационный ный рующий
Положения современной концепции развивающего образования:
- Обучение и умственное развитие два взаимосвязанных процесса. Ведущим в этой взаимосвязи является обучение, которое должно:
1.1 Стоять на высоком, но доступном уровне сложности в условиях ведущей роли теоретических знаний;
1.2 Обеспечивать продвижение вперед быстрым темпам на основе сознательного участия учащегося в обучении;
1.3 Учитывая и используя закономерности развития приспосабливаться к уровню обученности и особенностям личности;
2. Ученик полноценный субъект своей позновательной деятельности.
3. Развитие в процессе обучения происходит в 2-х планах:
а) микроплан (в одной возростной группе);
б) макроплан – переход из 1-ой возростной группы в другую;
4. Об уровне развития судят по комплексу признаков:
а) содержание и качество усвоенных знаний;
б) качество умений применять знания и умения, осуществлять их перенос;
в) качество осуществления умственно деятельности;
5. Важнейшими условиями повышения развивающего эффекта обучения являются:
а) формирование предметных знаний и умений;
б) формирование приёмов умственной деятельности;
в) овладение рациональными приемами учебной деятельности;
г) применение активных методов и форм обучения;
6. Основой развивающего обучения является проблемное обучение.
Многоуровневая система развивающего обучения
Название уровня | |||
1. Ядро содержания | Понятие | Теория | Закон |
Система учебных проблем | |||
2. Сфера познания и моделирования | Язык науки, предметная графика | Методы познания | Соотношения и взаимосвязи |
3.Сфера интеграций и соединения теории с практикой | Межпридметная интеграция | Имперические знания и факты | Контекст жизненного опыта и знаний |
4. Сфера развития личности | Развитие внутренней мотивации | Развитие внутренней самооценки | Адаптационно-развивающее общение |
5.Планируемые результаты | Научное-гуманистическое мировоззрение | Развитие основных сфер личности | Обеспечение самодвижение в обучении |
Проблемное обучение и технологические аспекты его реализации.
П.о - это тип развивающего обучения в основе которого лежит совместная деятельность учителя и учащихся по выявлению, постановки и решению системы учебных проблем.
Структурная единица проблема.
Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то что еще нужно познать.
Этапы познания посредством учебных проблем:
1.Выявление
2. Постановка
3. Решение
Структура процесса обучения
Недостатки проблемного обучения:
1. Требует больше временных затрат на освоение одного и того же объема информации, чем другие типы обучения.
2. В меньшей мере применимы для формирования практических умений и навыков.
3. Сложность управления проблемно-поисковой деятельности учащегося.
Общая схема формирования образовательного процесса.