Политические институты Московского государства в 17 веке. Структура, функционирование

Функционировавшая в XVII в. система центральных и местных органов власти и управления, их структура сложились в основных чертах уже в середине - второй половине XVI века. Ключевые позиции во всех звеньях государственного аппарата продолжали удерживать за собой феодальная аристократия и привилегированная верхушка служилого дворянства. С началом созыва земских соборов в годы царствования Грозного феодальная монархия приобрела черты сословно-представительной монахрии и сохраняла их до середины 50-х гг. XVII века. Политическую форму Русского государства XVII в. В. И. Ленин определил как "самодержавие... с боярской Думой и боярской аристократией" подчеркнув тем самым разделение верховной власти между царем и феодальной знатью, неполноту "самодержавия" в тот период. Понятия "самодержавие" и "абсолютизм" становятся синонимами лишь в рамках абсолютной монархии.

1)В XVII в. социально-политическая база монархии в ее стремлении к абсолютизму значительно расширялась. Бурные события, потрясшие Русское государство в начале XVII в. и запечатленные в народной памяти как Смутное время, как годы "великого разорения", привели к ослаблению и расстройству государственной власти и управления, поставив страну на грань государственно-политического хаоса, особенно опасного для феодалов в условиях нараставшего накала классовой борьбы народных масс. В числе политических уроков, извлеченных для себя феодалами и зажиточной верхушкой городского населения из событий Смутного времени было осознание ими необходимости сплочения своих рядов, восстановления пошатнувшегося престижа царской власти. Вместе с тем в ходе борьбы с польско-шведской интервенцией в широких кругах русского народа крепло понимание необходимости сильной верховной власти для восстановления расшатанной государственности и обеспечения обороноспособности страны.
В 1613-1622 гг. земские соборы действовали почти непрерывно, превратившись фактически в орган, подкреплявший своим авторитетом действия правительства. Правительствующая роль земских соборов того времени была обусловлена не только молодостью и заурядностью первого представителя новой династии Романовых, нуждавшейся в поддержке ее "всей землей", но и прежде всего политической активизацией уездного дворянства, служилых людей по прибору (особенно казачества) и посадского населения. Именно эти слои, вовлеченные в годы "Смуты" в борьбу вокруг царского престола, активно участвовавшие в гражданской войне и в борьбе с интервентами, проявили инициативу в организации всенародной борьбы за государственное и национальное возрождение. Они же стали инициаторами и основными участниками Земского собора 1613 г. (Акты, относящиеся к истории Земских соборов. Под ред. Ю. В. Готье. М., 1909, с. 16; Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв.. М., 1978.), отстранив от участия в обсуждении вопроса о выборе новой династии лиц из феодальной знати, наиболее скомпрометировавших себя сотрудничеством с интервентами. Земский собор 1613 г., работавший почти без перерыва до 1615 г., являлся как бы продолжением "Совета всей земли" 2-го ополчения, осуществлявшего в 1611-1612 гг. функции верховного правительственного органа в лице выборных от "всяких чинов людей".

2) Боярская думма.

Боярская дума - это высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. В эпоху Киевской Руси Боярская дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и "старцами градскими" (местной родоплеменной знатью), в удельный период боярские думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской думы входили так называемые "путные бояре" (ведавшие "путями", то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: