Государственное регулирование эк роста

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значимая чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В рыночной экономике государство не осуществляет непосредственно управление экономической сферой. Регулятором хозяйственных отношений является рынок Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы социально-экономического развития. Однако практика многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государственного вмешательства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью рыночного механизма.

Следовательно, макроэкономическая политика государства, должна включать меры не только по стабилизации экономики, но и экономическому росту. С этой целью государство влияет на источники и факторы экономического роста, в том числе и накопления. Норма накопления возрастает, когда политика государства направлена на привлечение инвестиций на капитальные вложения для осуществления расширения, технического перевооружения, реконструкции или модернизации основного капитала. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то политика государства должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций. Увеличить норму сбережений возможно через государственные сбережения или косвенно через создание стимулов для накопления частных сбережений.

В связи с этим за государством сохраняются функции:

· эмиссии денег, денежно - кредитного и налогово-бюджетного регулирования;

· формирования устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых институтов;

· развития науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

· проведения активной внешнеэкономической политики;

· формирования производственной, социальной и экономической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечения условий для экономического роста, повышение благосостояния населения;

· разработки и реализации стратегии социально-экономического развития.

Для регулирования социально - экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования субъектов хозяйствования всех форм собственности и рыночной инфраструктуры, а также антимонопольном регулировании.

Административные методы экономического регулирования управления экономикой включают прямое управление и косвенное регулирование. К прямому – относят законы, указы, распоряжения и институты государства их применяющие, согласно которым исполнители обязаны действовать без права выбора вариантов своих действий. С помощью административных мер осуществляется контроль за расходованием бюджетных средств, установлением цен монополистами, защита национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности, в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.

Косвенное регулирование экономики осуществляется экономическими методами. С этой целью используется:

· бюджетно-налоговая политика;

· денежно-кредитная политика;

· ценовое регулирование;

· амортизационная политика.

· научное прогнозирование экономического роста;

· индикативное планирование экономического развития;

· субсидирование инвестиционной деятельности с целью влияния на фазы циклов;

· дифференциация налогов, установление льгот, налоговых ставок, ссудного процента;

· политика в области занятости и безработицы;

· валютная политика и т.д.

Прямые методы регулирования предполагают установление государственных заказов, квот, выдачу лицензий, прямое бюджетное финансирование и др.меры.

Особой формой осуществления стабильного развития экономики, поддержание сложившейся структуры и пропорций является разработка и принятия государственных программ в соответствии с определенной на длительную перспективу стратегией устойчивого социального и экономического развития страны.

 

39. Социальная политика: объекты, субъекты принципы, …

Социальная политика — это согласованная деятель­ность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.

Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

Субъекты социальной политики — те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы. Основным субъектом, координирующим эту дея­тельность, выступает государство.

Социальная политика пронизывает все уровни об­щественной и экономической деятельности. Можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. о социальной политике фирмы, корпорации, о деятельности различных, в том числе и благотворительных, организаций. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика.

Социальная по­литика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему со­циальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной по­литики доходов. Цель социальной политики государства — формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики — стимулирующую и стабилизирующую. Реализация первой функции предполагает: стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте. Реализация второй функции достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп. Реализация этих принципов требует больших усилий и определенного времени, решения целого комплекса сложных и противоречивых задач.

В соответствии с этими функциями в рамках социальной политики следует решить следую­щие задачи:

· подготовка и реализация программ занятости;

· помощь наиболее социально уязвимым слоям на­селения;

· обеспечение доступности ценностей культуры;

· развитие образования, медицины, социального страхования.

Социальная политика базируется на ряде принципов.

Принцип социальной справедливости. В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, способны и работоспособны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм налогов и трансфертов, посредством перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

Социальная политика должна также обеспечивать возможность самореализации человека, свободного выбора в приложении его способностей, в том числе и на рынке труда. По существу, социальная политика должна обеспечивать развитие человеческого потенциала в широком смысле этого слова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: