Требования, предъявляемые к актам государственного управления

БИЛЕТ №1

Понятие, особенности и виды административно-правового статуса граждан Республики Беларусь.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь является, с одной стороны, элементом более широкой правовой категории, именуемой «правовое положение», или «правовой статус» гражданина. С другой стороны, он является частью такого важного правового явления, как «правовой статус личности». Содержание и сущность административно-правового статуса граждан проявляются в ряде признаков. Во-первых, он складывается в рамках системы «государство (прежде всего, в лице его административных органов) — гражданин». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь государства и гражданина. Во-вторых, эти отношения осуществляются гражданами в сфере государственного управления. В-третьих, содержание этих отношений зависит от ряда причин, среди которых состояние политико-правовой системы государства, его экономики, правовая культура граждан.

Содержание правового статуса граждан в сфере административного права (административная правосубъектность) зависит от объема и содержания административной правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность, то есть способность граждан быть носителем прав и обязанностей в административно-правовой сфере, является основополагающим элементом в характеристике административно-правового статуса гражданина.

Административная дееспособность, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правой сфере, также связана с возрастом и в ряде случаев с состоянием здоровья (наличием психического расстройства, вследствие которого гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной административной дееспособностью. Полная дееспособность в сфере административного права наступает с совершеннолетием.

Административнаяделиктоспособность граждан наступает при достижении ими 16 лет. Именно с этим возрастом КоАП Республики Беларусь связывает возможность привлечения к административной ответственности.

Виды административно-правовых статусов граждан:

1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусноеположение гражданина в сфере государственного управления, котороезакрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражаетособенности правового положения отдельных категорий граждан в сферегосударственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи,военнослужащие и т.д.);

3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует(фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сферегосударственного управления с учетом пола. Возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей

Структура нормативного правового акта. Требования, предъявляемые к актам управления.

Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Нормативный правовой акт может иметь преамбулу – вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Включение нормативных предписаний в преамбулу, как правило, не допускается.

Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, в том числе кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты – на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.

 

Требования, предъявляемые к актам государственного управления.

В административно-правовой литературе, можно выделить три основные группы требований:

1. Общие требования законности, которым должны удовлетворять все акты управления независимо от того, как они создаются, по какому вопросу и каковы их юридические свойства. Конкретно они заключаются в следующем:

· правовой акт управления должен быть издан в соответствии с законом и его целями полномочным органом управления и в пределах его компетенции;

· акт управления не должен нарушать права и законные интересы граждан, общественных объединений, предпринимательских и коммерческих организаций, фирм и иных ассоциаций и объединений;

· акт управления должен приниматься в строго установленном порядке, предусмотренном соответствующими нормативными актами либо прямо вытекающем из структуры органа управления;

· акт управления должен быть юридически обоснован, т. е. в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия;

· акт управления должен быть издан с соблюдением формы (официальное наименование акта), установленной Конституцией, текущими законами или иными правовыми актами, т. е. с отражающим сущность заголовком, с соответствующими реквизитами, подписями, с указанием места и времени принятия, исполнителями, контроля за исполнением и т. д.

2. Специальные требования законности (дополнительные) предъявляются к некоторым актам государственного управления в зависимости от их содержания и назначения:

· некоторые акты могут быть изданы лишь в определенный срок.;

· многие акты издаются после предварительного согласования с другими государственными органами, заинтересованными сторонами, с предшествующим получением заключений компетентных органов;

· отдельные акты могут издаваться лишь по отношению к лицам, достигшим определенного возраста (например, постановление о применении административного взыскания к нарушителям, достигшим 16-летнего возраста);

· в отдельных случаях акты управления могут издаваться лишь при наличии оснований в виде других правовых актов.

3. Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить конкретное оперативное и дифференцированное руководство.

Акт управления должен быть написан кратко, четко, доступным для понимания языком; в нем не должны быть положения, не имеющие к нему прямого отношения или допускающие двусмысленные толкования. Безупречным должно быть его грамматическое оформление, любые ошибки могут исказить его смысл.

Как правило, текст акта должен быть отпечатан. Письменные акты – особый вид служебных документов, и в ряде случаев они должны быть оформлены на специальных бланках, формулярах, иметь четкие оттиски штампов, печатей.

Таковы основные требования, предъявляемые к актам управления. Если они нарушаются при издании актов, то в зависимости от степени и характера нарушения акты управления становятся дефектными. Такие акты принято подразделять на оспоримые и ничтожные.

 



БИЛЕТ №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: