Основание и порядок применения административно-предупредительных мер

Административно-предупредительные меры: понятие, цели, основания и порядок применения, система и виды. Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также обеспечение общественной безопасности. Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи. Законодатель не только закрепляет юридически властные полномочия на применение исполнительными органами таких принудительных мер, как реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов, освидетельствование и других аналогичных мер, но и определяет порядок реализации этих мер. Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность. Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление. При применении административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в виду такие ситуации, которые, если их не принять во внимание, ведут к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий. Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и характеру правоограничений. По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы: 1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории;2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных правонарушений, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование);4) особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных.

 



БИЛЕТ №6

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Власть РБ распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства на территории РБ определяется Законом от 03.06.1993 г. «О правовом поло­жении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ», а также международными договорами. Иностранными гражданами при­знаются лица, не являющиеся гражданами РБ и имеющие доказательства своей принадлежно­сти к гражданству другого государства. Лицами без гражданства призна­ются лица, не являющиеся гражданами РБ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами и свобода­ми и выполняют те же обязанности, что и граждане РБ, если иное не следует из законодатель­ства республики. Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан РБ, обеспечения государственной безопас­ности, охраны общественного порядка и здоровья населения. Иностранные граждане и лица без гражданства счита­ются постоянно проживающими в РБ, если они имеют выданное органами внутренних дел разре­шение на постоянное жительство в РБ. Иностранные граждане и лица без гражданства, посто­янно проживающие в РБ, имеют право: заниматься трудовой или хозяйственной деятельно­стью, если это совместимо с целями их пребывания; на получение образования в РБ; вступать на общих основаниях с гражданами РБ в профессиональные союзы и другие обще­ственные объединения; заключать или расторгать брак с гражданами РБ и иными лицами. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут: избирать и быть избранными в выборные государст­венные органы РБ, а также принимать участие в референдумах; занимать должности, назначение на которые в соот­ветствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству РБ. Иностранные граждане и лица без гражданства не исполняют всеобщей воинской обязанности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: