Содержание практических занятий, форма контроля и оценка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

                                                   Утверждаю

                                            Проректор

                                                                            по академическим вопросам

____________Дуйсенгулова Н.С.

«____»_______________2013 г.

Образовательная программа бакалавриата

Специальность – 5B050500 - «Регионоведение»

Форма обучения - дневная

СИЛЛАБУС

По дисциплине «Теория и практика межкультурной коммуникации»

Курс: 2

Семестр: 3

Количество кредитов: 2

Преподаватель Шахгулари В.В., кандидат педагогических наук, доцент

 

Телефон: 302-21-55, кабинет № 300

 

Алматы, 2013


Составитель: к.п.н., доцент _____________________ Шахгулари В.В.

 

Силлабуссоставлен на основе рабочей программы дисциплины «Теория и практика межкультурной комммуникации» для студентов специальности - 5B050500 - «Регионоведение»

 

Силлабусрассмотрен на заседании кафедры «Общеобразовательные дисциплины»

Протокол №_ 1 от «29» августа2013г.

 

Зав. кафедрой «Общеобразовательные дисциплины»

 

д.ф.н., профессор_______________ Абдигалиева Г.К.

 

 

Силлабусодобрен на заседании УМС НОУ «МАБ»

Протокол №_____ от «_____» ______________2013 г.

 




Предисловие

Данная дисциплина рассматривает и изучает теорию и практику межкультурной коммуникации.

Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:

- чтение лекций;

- проведение практических занятий;

- СРСП;

- СРС.

Целью преподавания дисциплины «Теория и практика межкультурной коммуникации» формирование у бакалавров межкультурной компетенции, которая достигает на основе овладения ими стратегиями межкультурного общения и знаниями в области родной и иноязычной культуры..

Задачи изучения данной дисциплины заключаются в:

· развитии у студентов системы знаний о явлениях и феноменах иноязычной культуры, воспитании бережного отношения к ценностям своей и иноязычной культур;

· привитии понимания стереотипов, свойственных другому народу и обусловленных культурой данного народа;

· сформировании коммуникативной компетенции, основанные на понимании взаимосвязи языка и культуры;

· сформировании у студентов умения по реализации межкультурного общения.

Пререквизиты курса – «Критическое мышление», «Социология»..

Постреквизиты курса – «Современные проблемы регионов в системе международных отношений»..

Студенты, изучившие данную дисциплину, должны:

Освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра.

Общие компетенции:

· знать:

· основные понятия межкультурной коммуникации;

· наиболее эффективные методы исследования процесса межкультурной коммуникации;

· систему ценностных ориентиров в родной и иноязычной культуре;

· уметь:

· критически подходить к интерпретации особенностей ситуативно-обусловленного поведения носителей иной культуры;

· осознавать значимость опыта, приобретенного в родной культурной среде и степень его влияния на характер действий и поступков человека;

· интерпретировать содержание текстов различных типов и жанров, произведений искусства и медийную информацию иного культурного сообщества;

· овладеть навыками: ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в регионе.

Предметно специализированные:

· знать

· суть собственных культурных установок и их значение в разных контекстах жизнедеятельности;

· сходства и различия сопоставляемых культур;

· поведенческие стратегии, необходимые для обеспечения адекватного поведения в различных ситуациях межкультурных контактов,

· уметь

· распознавать сходства и различия двух культур;

· использовать необходимые фоновые знания для понимания иноязычной культуры и владеть стратегиями приобретения таких знаний;

· проводить анализ процесса межкультурной коммуникации, осуществлять саморефлексию и самоконтроль;

· использовать знания по межкультурной коммуникации с целью осуществления адекватного перевода,

· овладеть навыками: иметь представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия.

Описание курса: Методологической основой «Теории и практики межкультурной коммуникации» является философско-антропоцентрический (гуманистический) принцип, который реализуется через личностно-ориентированный подход к изучению проблем межкультурной коммуникации.

Содержание дисциплины нацелено на то, чтобы обучение теории и практике межкультурной коммуникации имело системно-обобщающий прагмо-профессиональный характер. В соответствии с требованиями кредитной технологии предусматривается большой объем СРС, направленной на дальнейшее саморазвитие, самореализацию и саморефлексиюобучаемых в процессе овладения профессиональными знаниями и умениями. Обучение основам теории и практики межкультурной коммуникации предполагает использование современных интерактивных технологий обучения: индивидуальные и групповые проектные работы, метод глобальной симуляции, приемы развития системного мышления, ролевые игры и др.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»

п/п

Наименование темы

Контактные часы

в том числе

Лекции Практические занятия СРС СРСП
1

Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

1      
2

Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

2 1 1 1
 

Этапы составления таблицы толкований

  2,3 2,3  
3

Истоки и основные этапы развития теории коммуникации

3     2
4

Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации

4   4 3
 

Защита таблицы толкований

  4    
5

Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации

5   5 4
 

Этапы написания эссе

  5-6 5-7  
6

Сущность культуры и особенности поведения людей в процессе коммуникации

6     5
7

Сущность культуры и особенности поведения людей в процессе коммуникации

7     6
 

Защита эссе

  7    

Рубежный контроль 1

7

8

Особенности межкультурной коммуникации 8     7

 

Этапы создания реферата   8-10 8-15  

9

Особенности межкультурной коммуникации 9     8

10

Коммуникативные процессы между различными культурными процессами 10     9

11

Коммуникативные процессы между различными культурными процессами 11     10

12

Основные формы межкультурной коммуникации 12     11

13

Основные формы межкультурной коммуникации 13     12

14

Значение языка в межкультурной коммуникации 14     13

15

Значение языка в межкультурной коммуникации 15     14

 

Защита реферата   11-14    

Рубежный контроль 2

15

Экзаменационная сессия

16,17,18
             

Содержание практических занятий, форма контроля и оценка

№ темы Вопросы практических занятий Литература Форма контроля Макс. балл
1 1. Коммуникация как процесс. 2. Изменение роли коммуникации в информационном обществе. 3. Общие характеристики коммуникации. 4. Модели коммуникации. Основная литература №1 стр. 9-30, №2 стр. 16-19, №4 стр. 5-10.   Устный 100
2 1. Проблема коммуникации в античной культуре. 2. Вклад немецкой классической философии в развитие теории коммуникации. 3. Коммуникативные аспекты философии экзистенциализма и персонализма. 4. Ключевые проблемы теорий массовой коммуникации.   Основная литература №1 стр. 31-45, №3 стр. 12-15, Дополнительная литература №1 стр. 14-21. Устный 100
3 1. Понятие межличностной коммуникации. 2. Речевое поведение в межличностном взаимодействии. 3. Неречевое поведение в межличностном взаимодействии. 4. Чувства и эмоции как коммуникативные действия.     Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 46-73, №4 стр. 16-22 Дополнительная литература № 1 стр. 28-34. Устный 100
4 1. Понятие коммуникативного поведения и аспекты его описания. 2. Коммуникативное поведение и культура. 3. Национально-культурная специфика коммуникативного поведения. 4. Невербальное коммуникативное поведение.   Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 74-90, № 3 стр. 87-91. Дополнительная литература № 2 стр. 38-44.   Устный. Тестирование 100
5 1. Понятие и типы межкультурной коммуникации. 2. Переменные межкультурной коммуникации как ее системные составляющие. 3. Теория Э. Холла: типы контекста культуры. 4. Теория Г. Хофстеде: четыре параметра сравнения культур. Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 98-118, № 3, стр. 112-118 № 4, стр. 45-51. Дополнительная литература № 1 стр. 46-53, № 2 стр. 112-120.   Устный 100
6 1. Понятие и виды коммуникации в малой группе. 2. Функции коммуникации в малой группе. 3. Структура и динамика коммуникации в малой группе. 4. Структура и функции массовой коммуникации.   Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 120-126, № 3 стр. 120-128, № 5 стр. 48-54. Дополнительная литература № 5 стр. 87-94, № 6 стр. 51-58, № 8 стр. 12-23.   Устный 100
7 1. Структура межкультурной коммуникации. 2. Основные стратегии аккультурации. 3. Понятие культурного шока и его симптомы. 4. Механизмы развития культурного шока.   Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 129-1138, № 4 стр. 111-114. Дополнительная литература № 1 стр. 99-103, № 2 стр. 56-65, № 7 стр. 144-149. Устный. Тестирование 100
8 1. Определение языковой личности. 2. Формы участия языковой личности в межкультурной коммуникации. 3. Понятие идентичности. Виды идентичности. 4. Социальная идентичность.   Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 162-178, № 3 стр. 167-171. Дополнительная литература № 2 стр. 77-84, № 4 стр. 134-138. Устный 100
 

Итого:

100

 

 

График проведения СРСП*

 

№ темы Задание на СРС Цель и содержание заданий Литература Форма контроля Сроки сдачи (неделя) Макс. балл
1

Раздача заданий на СРС

  1 нед.  
2

Консультации по сдаче СРС

2 нед.  
3

Консультации по сдаче СРС

3 нед.  
4 Таблица толкований Умение работать с литературой и выписывать множество различных толкований понятия «межкультурная коммуникация» Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 11-18, № 3 стр. 16-17. Дополнительная литература № 2 стр. 7-9, № 4 стр. 12-16. Таблица. Защита толкований 4 неделя 100
5

Консультации по сдаче СРС

5-6 нед.  
6 Написание аргументированного эссе «Роль межкультурной коммукации в профессиональном развитии личности» Навыки написания аргументированного эссе по схеме: введение (исследовательский вопрос), тезисное утверждение, факты/данные, контраргументы, анализ, заключение. Основная литература № 1 стр. 18-19, № 2 стр. 16-23. Дополнительная литература № 2 стр. 17-24, № 4 стр. 124-130. Интернет источники. Современные технологии обучения http://www.it-n.ru/. Письменная работа. Защита эссе. 7 нед. 100
7 Составление глоссария по предшествующим темам, проверка конспектов Навыки поиска информации в справочной и энциклопедической литературы. Знание основных терминов по теме.  Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 34-41, № 3 стр. 45-52. Дополнительная литература № 1 стр. 72-87, № 5 стр. 121-129. Справочники. Энциклопедии Письменная работа. 10 нед. 100
8

Консультации по сдаче СРС

8-10 нед.  
9 Написание (выборочно) и защита реферата по темам: «История становления межкультурной коммуникации», «Проблемы общения представителей разных культур», «Преодоление культурных различий в процессе коммуникации», «Особенности межкультурной коммуникации в современном информационном пространстве», «Влияние культуры на поведение и коммуникацию», «Межкультурные особенности невербальной коммуникации» Выработка навыков сбора, систематизации, анализа, оформления и презентации учебного материала. Навыки публичного выступления. Формирование стиля изложения материала. Навыки организации и представления результатов исследования. Умение отвечать на вопросы и замечания и ведение дискуссии. Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 148-153, № 4 стр. 23-26. Дополнительная литература № 2 стр. 11-17, № 4 стр. 32-39.Интернет. Современные технологии обучения http://www.it-n.ru/. Письменная работа. Реферат защищается. 11-14 неделя 100
10 Составление глоссария по пройденным темам, проверка конспектов Навыки поиска информации в справочной и энциклопедической литературы. Знание основных терминов по теме Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 12-98, № 2 стр. 15-42. Дополнительная литература № 1 стр. 5-46, № 4 стр. 14-45. Справочник и иЭнциклопедии. Письменная работа 8,9,10, 11, 12, 13, 14 неделя 100

 

* Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП в соответствии с утвержденным расписанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: