МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Утверждаю
Проректор
по академическим вопросам
____________Дуйсенгулова Н.С.
«____»_______________2013 г.
Образовательная программа бакалавриата
Специальность – 5B050500 - «Регионоведение»
Форма обучения - дневная
СИЛЛАБУС
По дисциплине «Теория и практика межкультурной коммуникации»
Курс: 2
Семестр: 3
Количество кредитов: 2
Преподаватель Шахгулари В.В., кандидат педагогических наук, доцент
Телефон: 302-21-55, кабинет № 300
Алматы, 2013
Составитель: к.п.н., доцент _____________________ Шахгулари В.В.
Силлабуссоставлен на основе рабочей программы дисциплины «Теория и практика межкультурной комммуникации» для студентов специальности - 5B050500 - «Регионоведение»
|
|
Силлабусрассмотрен на заседании кафедры «Общеобразовательные дисциплины»
Протокол №_ 1 от «29» августа2013г.
Зав. кафедрой «Общеобразовательные дисциплины»
д.ф.н., профессор_______________ Абдигалиева Г.К.
Силлабусодобрен на заседании УМС НОУ «МАБ»
Протокол №_____ от «_____» ______________2013 г.
Предисловие
Данная дисциплина рассматривает и изучает теорию и практику межкультурной коммуникации.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
- чтение лекций;
- проведение практических занятий;
- СРСП;
- СРС.
Целью преподавания дисциплины «Теория и практика межкультурной коммуникации» формирование у бакалавров межкультурной компетенции, которая достигает на основе овладения ими стратегиями межкультурного общения и знаниями в области родной и иноязычной культуры..
Задачи изучения данной дисциплины заключаются в:
· развитии у студентов системы знаний о явлениях и феноменах иноязычной культуры, воспитании бережного отношения к ценностям своей и иноязычной культур;
· привитии понимания стереотипов, свойственных другому народу и обусловленных культурой данного народа;
· сформировании коммуникативной компетенции, основанные на понимании взаимосвязи языка и культуры;
· сформировании у студентов умения по реализации межкультурного общения.
Пререквизиты курса – «Критическое мышление», «Социология»..
Постреквизиты курса – «Современные проблемы регионов в системе международных отношений»..
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны:
Освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра.
|
|
Общие компетенции:
· знать:
· основные понятия межкультурной коммуникации;
· наиболее эффективные методы исследования процесса межкультурной коммуникации;
· систему ценностных ориентиров в родной и иноязычной культуре;
· уметь:
· критически подходить к интерпретации особенностей ситуативно-обусловленного поведения носителей иной культуры;
· осознавать значимость опыта, приобретенного в родной культурной среде и степень его влияния на характер действий и поступков человека;
· интерпретировать содержание текстов различных типов и жанров, произведений искусства и медийную информацию иного культурного сообщества;
· овладеть навыками: ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в регионе.
Предметно специализированные:
· знать
· суть собственных культурных установок и их значение в разных контекстах жизнедеятельности;
· сходства и различия сопоставляемых культур;
· поведенческие стратегии, необходимые для обеспечения адекватного поведения в различных ситуациях межкультурных контактов,
· уметь
· распознавать сходства и различия двух культур;
· использовать необходимые фоновые знания для понимания иноязычной культуры и владеть стратегиями приобретения таких знаний;
· проводить анализ процесса межкультурной коммуникации, осуществлять саморефлексию и самоконтроль;
· использовать знания по межкультурной коммуникации с целью осуществления адекватного перевода,
· овладеть навыками: иметь представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия.
Описание курса: Методологической основой «Теории и практики межкультурной коммуникации» является философско-антропоцентрический (гуманистический) принцип, который реализуется через личностно-ориентированный подход к изучению проблем межкультурной коммуникации.
Содержание дисциплины нацелено на то, чтобы обучение теории и практике межкультурной коммуникации имело системно-обобщающий прагмо-профессиональный характер. В соответствии с требованиями кредитной технологии предусматривается большой объем СРС, направленной на дальнейшее саморазвитие, самореализацию и саморефлексиюобучаемых в процессе овладения профессиональными знаниями и умениями. Обучение основам теории и практики межкультурной коммуникации предполагает использование современных интерактивных технологий обучения: индивидуальные и групповые проектные работы, метод глобальной симуляции, приемы развития системного мышления, ролевые игры и др.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»
№ п/п | Наименование темы | Контактные часы | ||||||
в том числе | ||||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | СРСП | |||||
1 | Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина | 1 | ||||||
2 | Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина | 2 | 1 | 1 | 1 | |||
Этапы составления таблицы толкований | 2,3 | 2,3 | ||||||
3 | Истоки и основные этапы развития теории коммуникации | 3 | 2 | |||||
4 | Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации | 4 | 4 | 3 | ||||
Защита таблицы толкований | 4 | |||||||
5 | Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации | 5 | 5 | 4 | ||||
Этапы написания эссе | 5-6 | 5-7 | ||||||
6 | Сущность культуры и особенности поведения людей в процессе коммуникации | 6 | 5 | |||||
7 | Сущность культуры и особенности поведения людей в процессе коммуникации | 7 | 6 | |||||
Защита эссе
| 7 | |||||||
Рубежный контроль 1 | 7 | |||||||
8 | Особенности межкультурной коммуникации | 8 | 7 | |||||
| Этапы создания реферата | 8-10 | 8-15 | |||||
9 | Особенности межкультурной коммуникации | 9 | 8 | |||||
10 | Коммуникативные процессы между различными культурными процессами | 10 | 9 | |||||
11 | Коммуникативные процессы между различными культурными процессами | 11 | 10 | |||||
12 | Основные формы межкультурной коммуникации | 12 | 11 | |||||
13 | Основные формы межкультурной коммуникации | 13 | 12 | |||||
14 | Значение языка в межкультурной коммуникации | 14 | 13 | |||||
15 | Значение языка в межкультурной коммуникации | 15 | 14 | |||||
| Защита реферата | 11-14 | ||||||
Рубежный контроль 2 | 15 | |||||||
Экзаменационная сессия | 16,17,18 | |||||||
Содержание практических занятий, форма контроля и оценка
№ темы | Вопросы практических занятий | Литература | Форма контроля | Макс. балл | ||
1 | 1. Коммуникация как процесс. 2. Изменение роли коммуникации в информационном обществе. 3. Общие характеристики коммуникации. 4. Модели коммуникации. | Основная литература №1 стр. 9-30, №2 стр. 16-19, №4 стр. 5-10. | Устный | 100 | ||
2 | 1. Проблема коммуникации в античной культуре. 2. Вклад немецкой классической философии в развитие теории коммуникации. 3. Коммуникативные аспекты философии экзистенциализма и персонализма. 4. Ключевые проблемы теорий массовой коммуникации. | Основная литература №1 стр. 31-45, №3 стр. 12-15, Дополнительная литература №1 стр. 14-21. | Устный | 100 | ||
3 | 1. Понятие межличностной коммуникации. 2. Речевое поведение в межличностном взаимодействии. 3. Неречевое поведение в межличностном взаимодействии. 4. Чувства и эмоции как коммуникативные действия. | Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 46-73, №4 стр. 16-22 Дополнительная литература № 1 стр. 28-34. | Устный | 100 | ||
4 | 1. Понятие коммуникативного поведения и аспекты его описания. 2. Коммуникативное поведение и культура. 3. Национально-культурная специфика коммуникативного поведения. 4. Невербальное коммуникативное поведение. | Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 74-90, № 3 стр. 87-91. Дополнительная литература № 2 стр. 38-44. | Устный. Тестирование | 100 | ||
5 | 1. Понятие и типы межкультурной коммуникации. 2. Переменные межкультурной коммуникации как ее системные составляющие. 3. Теория Э. Холла: типы контекста культуры. 4. Теория Г. Хофстеде: четыре параметра сравнения культур. | Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 98-118, № 3, стр. 112-118 № 4, стр. 45-51. Дополнительная литература № 1 стр. 46-53, № 2 стр. 112-120. | Устный | 100 | ||
6 | 1. Понятие и виды коммуникации в малой группе. 2. Функции коммуникации в малой группе. 3. Структура и динамика коммуникации в малой группе. 4. Структура и функции массовой коммуникации. | Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 120-126, № 3 стр. 120-128, № 5 стр. 48-54. Дополнительная литература № 5 стр. 87-94, № 6 стр. 51-58, № 8 стр. 12-23. | Устный | 100 | ||
7 | 1. Структура межкультурной коммуникации. 2. Основные стратегии аккультурации. 3. Понятие культурного шока и его симптомы. 4. Механизмы развития культурного шока. | Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 129-1138, № 4 стр. 111-114. Дополнительная литература № 1 стр. 99-103, № 2 стр. 56-65, № 7 стр. 144-149. | Устный. Тестирование | 100 | ||
8 | 1. Определение языковой личности. 2. Формы участия языковой личности в межкультурной коммуникации. 3. Понятие идентичности. Виды идентичности. 4. Социальная идентичность. | Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 162-178, № 3 стр. 167-171. Дополнительная литература № 2 стр. 77-84, № 4 стр. 134-138. | Устный | 100 | ||
Итого:
| 100 |
График проведения СРСП*
№ темы | Задание на СРС | Цель и содержание заданий | Литература | Форма контроля | Сроки сдачи (неделя) | Макс. балл |
1 | Раздача заданий на СРС | 1 нед. | ||||
2 | Консультации по сдаче СРС | 2 нед. | ||||
3 | Консультации по сдаче СРС | 3 нед. | ||||
4 | Таблица толкований | Умение работать с литературой и выписывать множество различных толкований понятия «межкультурная коммуникация» | Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 11-18, № 3 стр. 16-17. Дополнительная литература № 2 стр. 7-9, № 4 стр. 12-16. | Таблица. Защита толкований | 4 неделя | 100 |
5 | Консультации по сдаче СРС | 5-6 нед. | ||||
6 | Написание аргументированного эссе «Роль межкультурной коммукации в профессиональном развитии личности» | Навыки написания аргументированного эссе по схеме: введение (исследовательский вопрос), тезисное утверждение, факты/данные, контраргументы, анализ, заключение. | Основная литература № 1 стр. 18-19, № 2 стр. 16-23. Дополнительная литература № 2 стр. 17-24, № 4 стр. 124-130. Интернет источники. Современные технологии обучения http://www.it-n.ru/. | Письменная работа. Защита эссе. | 7 нед. | 100 |
7 | Составление глоссария по предшествующим темам, проверка конспектов | Навыки поиска информации в справочной и энциклопедической литературы. Знание основных терминов по теме. | Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 34-41, № 3 стр. 45-52. Дополнительная литература № 1 стр. 72-87, № 5 стр. 121-129. Справочники. Энциклопедии | Письменная работа. | 10 нед. | 100 |
8 | Консультации по сдаче СРС | 8-10 нед. | ||||
9 | Написание (выборочно) и защита реферата по темам: «История становления межкультурной коммуникации», «Проблемы общения представителей разных культур», «Преодоление культурных различий в процессе коммуникации», «Особенности межкультурной коммуникации в современном информационном пространстве», «Влияние культуры на поведение и коммуникацию», «Межкультурные особенности невербальной коммуникации» | Выработка навыков сбора, систематизации, анализа, оформления и презентации учебного материала. Навыки публичного выступления. Формирование стиля изложения материала. Навыки организации и представления результатов исследования. Умение отвечать на вопросы и замечания и ведение дискуссии. | Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 148-153, № 4 стр. 23-26. Дополнительная литература № 2 стр. 11-17, № 4 стр. 32-39.Интернет. Современные технологии обучения http://www.it-n.ru/. | Письменная работа. Реферат защищается. | 11-14 неделя | 100 |
10 | Составление глоссария по пройденным темам, проверка конспектов | Навыки поиска информации в справочной и энциклопедической литературы. Знание основных терминов по теме | Конспекты лекций. Основная литература № 1 стр. 12-98, № 2 стр. 15-42. Дополнительная литература № 1 стр. 5-46, № 4 стр. 14-45. Справочник и иЭнциклопедии. | Письменная работа | 8,9,10, 11, 12, 13, 14 неделя | 100 |
* Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП в соответствии с утвержденным расписанием.