Золотой век русской культуры


Первая половина XIX в. вошла в историю как «золотой век» русской культуры. Культурный прогресс определялся небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г. и развивался нередко вопреки консервативной политике правительства.после реформы П.Д. Киселева сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования: приходские школы — для государственных крестьян, уездные училища — для купеческих детей и прочих городских обывателей, кадетские училища — для подготовки офицеров, гимназии — для детей дворянства и чиновничества. Для дворян создавались также кадетские корпуса и другие учебные заведения. Продолжала развиваться наука, причем происходит ее дифференциация, т.е. выделение самостоятельных научных дисциплин. В 1826 г. выдающийся русский математик Н.И. Лобачевский создал «неевклидову геометрию», признанную в науке лишь несколько десятилетий спустя. Была построена Пулковская астрономическая обсерватория под Петербургом. Важнейшие открытия сделаны русскими учеными в электротехнике, медицине., в 1814 г. появилась первая библиотека для широкой публики — Императорская публичная библиотека, основу которой составило польское книжное собрание. Вход в нее был открыт бесплатно три раза в неделю всем желающим, кроме «непристойно одетых». В 1831 г. основан Румянцевский музей в Петербурге, названный по имени собирателя первоначальной коллекции графа Н.П. Румянцева. В 1861 г. его собрание перевезено в Москву и послужило основой Российской государственной библиотеки. В 1852 г. придворный Эрмитаж также был открыт для посещений. Развивается русский театр: наряду с крепостными театрами русских аристократов (Шереметевых, Юсуповых), существовали государственные театры — Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. Начинает складываться русская, национальная музыкальная школа, в создании которой исключительную роль сыграл М.И. Глинка, автор первой национальной оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Композитор А.С. Даргомыжский, автор оперы «Русалка», добивался максимального выражения музыкальными средствами психологического портрета своих героев. Его кредо в искусстве «хочу правды» послужило основой для последующих исканий русских композиторов, занявших видное место в мировой музыкальной культуре. В русской архитектуре господствуют традиции позднего классицизма — стиль «ампир», проявившийся в создании крупных архитектурных ансамблей Петербурга: Адмиралтейства (А.Д. Захаров), стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами (Т. де Томон), Казанского собора (А.Н. Воронихин). Самым высоким зданием России того времени стал Исаакиевский собор (А.А. Монферран). После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва: здесь создаются ансамбли Театральной площади (О.И. Бове), Манежной площади. В 30-е гг. XIX в. классицизм сменяется «русско-византийским» стилем, крупнейшим мастером которого был К.А. Тон — создатель Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, автор проекта храма Христа Спасителя. Строительство ведется не только в столицах, но и в других городах — например, ансамбль Приморского бульвара в Одессе с Потемкинской лестницей (А.И. Мельников).

 

 


Мир в начале 20 века


К на чалу ХХ века самые раз витые по эко но ми че скому по тенци а лу дер жа вы стали вступать в эпоху ин дустри аль ной циви ли за ции, от ка зываясь от традици он ной – аграр ной. Это было свя за но со всё более на бирав шей обо ро ты про мыш лен но стью, ко то рой требовались новые рынки сбыта, уве ли че ниема те ри аль но-ре сурс ной базы и проч. Ка пи та лизмвсту пил в свою наивысшую ста дию – им пери а лизм. Ин дустри аль наяциви ли за ция поз во ли ла людям со здатьма шин ное про из вод ство, что об лег чало труд рабо че го и уве ли чивало про из вод ство то вара в разы, при ве ла к со зданию новых, более быстрых средств пе ре дви же ния – аэропла нов, ав то моби лей, новых быстро ход ныхко раб лей. Уве ли чива ю щей еже днев но свой по тенци ал про мыш лен но сти по сто ян но требовалисьсво бод ные руки, люди, ко то рые могли бы встать за ста нок и рабо тать на про из вод стве.Вместе с тем, в об ществе стал на блюдать ся де могра фи че ский рост, что при вело к по явлению боль шой без работицы, эко но ми че скиекризисы стали пла той за ин тен сив ность раз вития.
На ли чие толп без ра бот ных, го то вых в любой мо мент за нять место вы быв шего по раз личным при чи нам рабо че го, поз во лил круп ной бур жу а зии пре не бре гать своей рабо чей силой. Страховки, со ци аль ные вы пла ты, улучшениеусловий труда и т. д. были меч той рабо че го че лове ка – про ле та рия. Из-за тяжёлыхусловий труда и несоблю де ния ос нов ных норм и пра вил по от но шению к че лове ку в на чале ХХ века стали на би рать силу про фес си о нальные союзы (проф со ю зы) – ор га ни за ции, за щи ща ю щие права рабо чих. В такой среде по пулярны ми ста но вились идеи со ци ал-де мократии. Со ци а лизмви делсямногимнесбыточ ной меч той, но, видя тя же лую еже дневнуюрабо ту, всё боль ше и боль ше людей стали со чувствовать идеям со ци а лизма и спра вед ли во сти. ин дустри аль ное об щество, со всеми его ми ну са ми и плюса ми, было рас про стра не но толь ко в стра нах За пад ной Ев ропы и Се вер ной Америки. По дав ля ю щее число остальных стран или толь ко пе ре хо ди ли к ин дустри аль но му об ществу, или были пол но стьюаграрны ми, где сель ское хо зяйство со став ля ловедущую роль в эко но ми кего су дар ства. На чало ХХ века ха рак те ризует собой тех но логи че ский рывок. По явление радио, те легра фа, те лефо на, элек три че ства, самолё та и проч. поз во ли ло че лове ку пе ре смотреть своё от но шение к миру. Он стал на много ближе. Ин же не ры круп ных за падных ком па ний раз ра ба ты ва ли новые типы пас са жир скихко раб лей, более быстро ход ных и мощных. По дну Ат лан ти че ского оке а на был про ло жен те ле граф ный ка бель, ко то рый со единил США и Ев ропу. Про кладывались новые мор ские пути. Со здавались транс на ци о нальные ком па нии.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: