Изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Общение может быть рассмотрено также и с точки зрения выделения ее внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон.
Импpессивная (внутренняя) стоpонаобщения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь – потpебности и мотивы, pеализующиеся в общении: они побуждают, напpавляют, pегулиpуют общение и пpидают ему личностный смысл, связываясь с содеpжанием осознаваемых целей общения. Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, а также передаваемое (принимаемое) содержание, которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях.
Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому.
Средства общения можно определить как способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства).
- Коммуникативный барьер – психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Они в основном носят социальный или психологический характер.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Так, по средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение – авторитарное, директивное взаимодействие с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.
Манипулятивное общение – тип межличностного общения, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.
Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.
Основные черты, определяющие специфику коммуникации между людьми.
Во-первых, в процессе общения люди не только обмениваются объективным содержанием, но вырабатывают общий смысл, т.е. общее видение ситуации. Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. В третьих, только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Понимание – способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика – движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики); 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика), 4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары); 5) ольфакторные (связанные с запахом).
Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.
Перцепция социальная – восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга.
Выделяют следующие основные функции социальной перцепции: познание себя; познание партнера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания (социально-психическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга); установление эмоциональных отношений.
Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.Взаимодействие – в психологии: процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе общения; сопряжение систем взаимных воздействий. Влияние – процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта.
Под конфликтом(от лат. conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
В современной науке различают следующие виды конфликтов: а) внутриличностные; б) социальные: [межличностные; между личностью и группой; конфликты между социальными группами (малыми, средними, большими); международные (между отдельными государствами, между коалициями государств)].
В зависимости от основных участников выделяются следующие виды конфликтов:
1) Внутриличностный – острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
2) Межличностный конфликт возникает между двумя (или больше) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок различных людей.
3) Личностно-групповой конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
4) Межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.
Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами. Это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
Объект конфликта – материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон, к обладанию или использованию которой стремятся оба оппонента.
Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта (по Томасу, избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество).
Используемая литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.
3. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981.
4. Бодалев А.А. Личность в общении. М., 1983.
5. Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989.
6. Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1998.
7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. Минск, 1976.
8. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1975.
9. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
10. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1983.
11. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
12. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Г.М. Андреевой и Н.Н. Богомоловой. М., 1977.
13. Робер М.- А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с франц. М., 1988.
14. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. Ростов-на-Дону., 1998.
12. Крижанская Ю.С., Третьяков В.В. Грамматика общения. Л., 1990.