Краткое содержание лекции

Изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Общение может быть рассмотрено также и с точки зрения выделения ее внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон.

Импpессивная (внутренняя) стоpонаобщения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь – потpебности и мотивы, pеализующиеся в общении: они побуждают, напpавляют, pегулиpуют общение и пpидают ему личностный смысл, связываясь с содеpжанием осознаваемых целей общения. Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, а также передаваемое (принимаемое) содержание, которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях.

Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах пере­дается от одного человека к другому.

Средства общения можно определить как способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства).

- Коммуникативный барьер психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Они в основном носят социальный или психологический характер.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Так, по средствам общение может быть непосредственным и опосред­ствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осу­ществляется с помощью естественных органов, данных живому су­ществу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которы­ми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конф­ликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностя­ми), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. В социальной психологии выделяют три типа межличностно­го общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение авторитарное, директивное взаимодействие с партнером по общению с целью достиже­ния контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

Манипулятивное общение тип межличностного обще­ния, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Диалогическое общение равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, само­познание партнеров по общению.

Основные черты, определяющие специфику коммуникации между людьми.

Во-первых, в процессе общения люди не только обмениваются объективным содержанием, но вырабатывают общий смысл, т.е. общее видение ситуации. Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. В третьих, только приня­тие единой системы значений обеспечивает возможность партне­ров понимать друг друга.   Понимание – способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые систе­мы: 1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика – движение и позы, направление взгляда, визуальный кон­такт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики); 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организа­цию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика), 4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары); 5) ольфакторные (связанные с запахом).

Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.

Перцепция социальная восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга.

Выделяют следующие основные функции социальной перцепции: познание себя; познание партнера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания (социально-психическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга); установление эмоциональных отношений.

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов обще­ния, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредствен­ной организацией их совместной деятельности.Взаимодействие в психологии: процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе общения; сопряжение систем взаимных воздействий. Влияние процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта.

Под конфликтом(от лат. conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В современной науке различают следующие виды конфликтов: а) внутриличностные; б) социальные: [межличностные; между личностью и группой; конфликты между социальными группами (малыми, средними, большими); международные (между отдельными государствами, между коалициями государств)].

В зависимости от основных участников выделяются следующие виды конфликтов:

1) Внутриличностный – острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

2) Межличностный конфликт возникает между двумя (или больше) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок различных людей.

3) Личностно-групповой конфликт зачастую возникает в слу­чае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

4) Межгрупповой. В этом случае может происходить столк­новение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами. Это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Объект конфликта – материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон, к обладанию или использованию которой стремятся оба оппонента.

Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта (по Томасу, избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество).

Используемая литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

3. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981.

4. Бодалев А.А. Личность в общении. М., 1983.

5. Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989.

6. Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1998.

7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. Минск, 1976.

8. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1975.

9. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

10. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1983. 

11. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.

12. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Г.М. Андреевой и Н.Н. Богомоловой. М., 1977.

13. Робер М.- А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с франц. М., 1988.

14. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. Ростов-на-Дону., 1998.

12. Крижанская Ю.С., Третьяков В.В. Грамматика общения. Л., 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: