Тема: Способы развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации. Цепной способ развития информации

СРСП 8:

Задание: Подобрать тексты по специальности, выделить в нем различные способы развития информации в тексте, привести собственные примеры.

Форма проведения: презентация.

Контрольные вопросы:

1.Какие способы развития информации в тексте существуют?

2. Что такое параллельный способ развития информации?

3. Что такое последовательный способ развития информации?

Литература:

1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.

2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.

3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.

Методические указания: при подготовке к данному заданию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Способы развития информации в тексте». Необходимо ознакомиться с основными моделями построения предложений при цепном и параллельном способах развития информации.

Тема: Лексика научного стиля речи. Основные пласты лексики научной речи: общеупотребительные слова, общенаучная и терминологическая лексика. Употребительность слов с обоб­щенным и отвлеченным значением. Распространенность слов иноязычного происхождения.

СРСП 9.

Задание. Подобрать тексты по специальности, выписать из них в три колонки слова общеупотребительные, общенаучные и термины.

Форма проведения: письменная работа.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные языковые особенности лексики научного стиля

2. Какие пласты выделяются в лексике научного стиля?

3. Что такое общенаучная лексика?

4. Что такое термины?

5. Какие слова относятся к общеупотребительной лексике?

Литература:

1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.

2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.

3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.

Методические указания: при подготовке к данному заданию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Лексика научного стиля». Провести работу с терминологическими словарями по специальности.

СРСП 10:

Задание: Подобрать тексты по специальности с иноязычными терминами, объяснить их значение.

Форма проведения: презентация

Контрольные вопросы:

1. Что такое иноязычные термины?

2. Какие иноязычные аффиксы вы знаете?

3. Значение иноязычных аффиксов.

4. Происхождение иноязычных терминов.

Литература:

1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.

2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.

3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.

Методические указания: при подготовке к данному заданию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Иноязычные термины». Провести работу с терминологическими словарями по специальности.

Тема: Терминологическая лексика русского языка. Понятие о терминах, их особенностях.

Терминология как основной при­знак научного стиля. Узкоспециальная и общенаучная терминология. Одно­значность терминов. Терминологические словари. Определение термина. Работа над интернацио­нальными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов. Конструкции выражения источника, способа получения, наличия информации.

СРСП 11.

Задание: Составить двуязычный терминологический словарь по специальности (25-30 терминов).

Форма проведения: презентация

Контрольные вопросы:

1. Почему терминологичность является основным признаком научного стиля?

2. Что такое однозначность терминов?

Литература:

1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.

2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.

3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.

Методические указания: при подготовке к данному заданию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Терминологическая лексика русского зыка». Провести работу с терминологическими словарями по специальности.

 

Семестр 3

III   Развитие навыков и речевых умений на уровне компрессии научной информации. Совершенствование технологии продуцирования письменной речи в учебно-профессиональной и научно-профессиональной сферах. Культура устной речи и особенности речевого поведения в профессиональной сфере (уровень С1, С2)

Тема. Компрессия как основной вид переработки научного текста.  Виды компрессии текста – первоисточника. Основные правила компрессии текста.

СРСП 1:

Задание. Подобрать тексты по специальности, сократить их методом компрессии текста (предоставить оба варианта).

Форма проведения: Письменная работа.

Контрольные вопросы по пройденной теме:

1. Дайте определение понятию «компрессия».

2. Расскажите о смысловой компрессии.

3. Что такое «вторичный текст»?

4. Какие три правила компрессии текста вы знаете?

5. Что такое «ключевые слова»?

6. Перечислите основные операции с текстом-источником.

Литература:

1. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи: для казахских отделений университета. – 3-е изд. – Алматы, 2011. – С.105-106.

2. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.

3. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.

4. Имангалиева, Г.С. Русский язык для студентов гуманитарных вузов: учебное пособие / Г.С. Имангалиева.- Астана: ИД "Сарыарка", 2006.

Методические указания:

при подготовке к данной теме необходимо прочитать и сделать логические схемы по ТМ в пособии Мухамадиева (С.105-106); знать основные понятия (термины) по теме и их определения (дефиниции); Подобрать тексты по специальности, сократить их методом компрессии текста (предоставить оба варианта)

Тема. План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи.

СРСП 2:

Задания: 1) Прочитайте текст «Мировые языки». 2) Составьте вопросный план текста. 3) Перескажите его согласно этому плану.

Форма проведения: Письменная работа.

Контрольные вопросы по пройденной теме:

1. Как составляется план к тексту? Расскажите.

2. Назовите основные этапы работы над планом.

3. Чем отличается простой план от сложного?

4. Что такое «назывной план»?

5. Что такое «вопросный план»?

6. Что такое «тезисный план»?

Литература:

1.  Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи: для казахских отделений университета. – 3-е изд. – Алматы, 2011. – С.107.

2. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.

3. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.

4. Имангалиева, Г.С. Русский язык для студентов гуманитарных вузов: учебное пособие / Г.С. Имангалиева.- Астана: ИД "Сарыарка", 2006.

Методические указания:

1. При подготовке к данной теме необходимо прочитать и сделать логические схемы по ТМ в пособии Мухамадиева Х.С. (с.107);

2. Знать основные понятия (термины) по теме и их определения (дефиниции).

3.  Прочитайте текст «Мировые языки».

4. Составьте вопросный план текста.

5. Перескажите его согласно этому плану.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: