СРСП 8:
Задание: Подобрать тексты по специальности, выделить в нем различные способы развития информации в тексте, привести собственные примеры.
Форма проведения: презентация.
Контрольные вопросы:
1.Какие способы развития информации в тексте существуют?
2. Что такое параллельный способ развития информации?
3. Что такое последовательный способ развития информации?
Литература:
1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.
2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.
Методические указания: при подготовке к данному заданию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Способы развития информации в тексте». Необходимо ознакомиться с основными моделями построения предложений при цепном и параллельном способах развития информации.
Тема: Лексика научного стиля речи. Основные пласты лексики научной речи: общеупотребительные слова, общенаучная и терминологическая лексика. Употребительность слов с обобщенным и отвлеченным значением. Распространенность слов иноязычного происхождения.
|
|
СРСП 9.
Задание. Подобрать тексты по специальности, выписать из них в три колонки слова общеупотребительные, общенаучные и термины.
Форма проведения: письменная работа.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные языковые особенности лексики научного стиля
2. Какие пласты выделяются в лексике научного стиля?
3. Что такое общенаучная лексика?
4. Что такое термины?
5. Какие слова относятся к общеупотребительной лексике?
Литература:
1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.
2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.
Методические указания: при подготовке к данному заданию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Лексика научного стиля». Провести работу с терминологическими словарями по специальности.
СРСП 10:
Задание: Подобрать тексты по специальности с иноязычными терминами, объяснить их значение.
Форма проведения: презентация
Контрольные вопросы:
1. Что такое иноязычные термины?
2. Какие иноязычные аффиксы вы знаете?
3. Значение иноязычных аффиксов.
4. Происхождение иноязычных терминов.
Литература:
1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.
2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
|
|
3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.
Методические указания: при подготовке к данному заданию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Иноязычные термины». Провести работу с терминологическими словарями по специальности.
Тема: Терминологическая лексика русского языка. Понятие о терминах, их особенностях.
Терминология как основной признак научного стиля. Узкоспециальная и общенаучная терминология. Однозначность терминов. Терминологические словари. Определение термина. Работа над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов. Конструкции выражения источника, способа получения, наличия информации.
СРСП 11.
Задание: Составить двуязычный терминологический словарь по специальности (25-30 терминов).
Форма проведения: презентация
Контрольные вопросы:
1. Почему терминологичность является основным признаком научного стиля?
2. Что такое однозначность терминов?
Литература:
1. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.
2. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
3. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2011.
Методические указания: при подготовке к данному заданию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Терминологическая лексика русского зыка». Провести работу с терминологическими словарями по специальности.
Семестр 3
III Развитие навыков и речевых умений на уровне компрессии научной информации. Совершенствование технологии продуцирования письменной речи в учебно-профессиональной и научно-профессиональной сферах. Культура устной речи и особенности речевого поведения в профессиональной сфере (уровень С1, С2)
Тема. Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста – первоисточника. Основные правила компрессии текста.
СРСП 1:
Задание. Подобрать тексты по специальности, сократить их методом компрессии текста (предоставить оба варианта).
Форма проведения: Письменная работа.
Контрольные вопросы по пройденной теме:
1. Дайте определение понятию «компрессия».
2. Расскажите о смысловой компрессии.
3. Что такое «вторичный текст»?
4. Какие три правила компрессии текста вы знаете?
5. Что такое «ключевые слова»?
6. Перечислите основные операции с текстом-источником.
Литература:
1. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи: для казахских отделений университета. – 3-е изд. – Алматы, 2011. – С.105-106.
2. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.
3. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
4. Имангалиева, Г.С. Русский язык для студентов гуманитарных вузов: учебное пособие / Г.С. Имангалиева.- Астана: ИД "Сарыарка", 2006.
Методические указания:
при подготовке к данной теме необходимо прочитать и сделать логические схемы по ТМ в пособии Мухамадиева (С.105-106); знать основные понятия (термины) по теме и их определения (дефиниции); Подобрать тексты по специальности, сократить их методом компрессии текста (предоставить оба варианта)
Тема. План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи.
СРСП 2:
Задания: 1) Прочитайте текст «Мировые языки». 2) Составьте вопросный план текста. 3) Перескажите его согласно этому плану.
Форма проведения: Письменная работа.
Контрольные вопросы по пройденной теме:
1. Как составляется план к тексту? Расскажите.
2. Назовите основные этапы работы над планом.
3. Чем отличается простой план от сложного?
4. Что такое «назывной план»?
5. Что такое «вопросный план»?
|
|
6. Что такое «тезисный план»?
Литература:
1. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи: для казахских отделений университета. – 3-е изд. – Алматы, 2011. – С.107.
2. Бейсенова Ж.С. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. Уч.пос. – Астана, 2010.
3. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
4. Имангалиева, Г.С. Русский язык для студентов гуманитарных вузов: учебное пособие / Г.С. Имангалиева.- Астана: ИД "Сарыарка", 2006.
Методические указания:
1. При подготовке к данной теме необходимо прочитать и сделать логические схемы по ТМ в пособии Мухамадиева Х.С. (с.107);
2. Знать основные понятия (термины) по теме и их определения (дефиниции).
3. Прочитайте текст «Мировые языки».
4. Составьте вопросный план текста.
5. Перескажите его согласно этому плану.