Шалабаева Карлыга Алжахановна, стаж педагогической работы – 1 год

СИЛЛАБУС

  По    KN -1 1220 «Коммуникативные навыки-1»

 

 Для специальности:   специальности: 051301 «Общая медицина»

 

 Практические  занятия   36  (часов)

 

 СРС  18 (часов)

 

 

Дифференциальный зачет: 1-2семестр

                             

 

Всего часов 54

 

Курс:     1

 

Семестр: 1-2

 

 

                             Астана  2012 г.

 

 

Силлабус составлен на основании рабочей программы

По дисциплине «Коммуникативные навыки -1»

Для специальности «Общая медицина»

 

Силлабус  обсужден на заседании

кафедры   психиатрии и наркологии

Протокол  № 1   от «20» сентября 2012г.

 

Зав. кафедрой

 психиатрии и наркологии                           Сулейменова А.К.

 

Силлабус  обсужден на заседании

кафедры психиатрии и наркологии

Протокол №     от «»                    20 г.

 

Зав. кафедрой

 психиатрии и наркологии                           Сулейменова А.К.

 

Силлабус  обсужден на заседании

кафедры психиатрии и наркологии

Протокол №     от « »                  20 г.

 

Зав. кафедрой

 психиатрии и наркологии                           Сулейменова А.К.

 

1.  Сведения о преподавателях:

  Зав. кафедрой психиатрии и наркологии:                                                                Сулейменова Айжан Калибековна, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы – 17 лет

Научные интересы: Аутоагрессивное поведение у осужденных, внутренняя картина болезни у больных шизофренией.

Научная школа: очная аспирантура, защита кандидатской диссертации в 2001году  

Читает лекции и проводит практические занятия по психиатрии, наркологии на казахском и русском языках.

Телефон: сот. 8 701 341 12 62

 

ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

Магай Николай Валентинович, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы - 27 лет,

Научные интересы: Проблема лечения опийной наркомании, диагностика и лечение заболеваний периферической нервной системы.

Научная школа: защита кандидатской диссертации  

Читает лекции и проводит практические занятия по коммуникативным навыкам, психиатрии, наркологии на русском языке.

Телефон: сот. 8 701 131 12 45

 

 2. Джантлиева Алфия Маратовна, ассистент, стаж педагогической работы – 10 лет.

 Научные интересы: Клинические особенности алкогольных психозов у женщин, вопросы психологии больного.

 Проводит практические занятия по психиатрии, наркологии и коммуникативным навыкам на казахском и русском языках.

Телефон: сот. 8 701 552 47 68

Пешкова Татьяна Яковлевна, ассистент, стаж педагогической работы – 16 лет.

Научные интересы: Вопросы суицидологии и конфликтологии.

Проводит практические занятия по дисциплинам: психиатрия, наркология и коммуникативные навыки на русском языке.

Телефон: сот.8 777 263 65 75

Мукашева Галлия Ризабековна, ассистент, стаж педагогической работы - 6 лет

Научные интересы: Синдром хронической усталости, пограничные психические расстройства.

 Проводит практические занятия по психиатрии, наркологии и коммуникативным навыкам на казахском и русском языках.

Телефон: сот. 8 701 455 48 42

Шамарданова Ольга Михайловна, ассистент, стаж педагогической работы - 16 лет

  Научные интересы: Соматогенные депрессии, влияние личностных особенностей больных на внутреннюю картину болезни.

 Проводит практические занятия по психиатрии, наркологии и коммуникативным навыкам на русском языке.

Телефон: сот. 8 702 411 14 99

Ракишева Ак-уке Салимжановна, стаж педагогической работы- 2года

Научные интересы: аутоагрессивные тенденции у больных с героиновой зависимостью

Проводит практические занятия по психиатрии, наркологии и коммуникативным навыкам на казахском и русском языках.

Телефон: сот. 8 701 9995457

Айтжанова Алия Досымбековна, стаж педагогической работы – 2 года

Научные интересы: психосоматические расстройства, психотерапия болезней зависимости от ПАВ

  Проводит практические занятия по психиатрии, наркологии и коммуникативным навыкам на казахском и русском языках.

Телефон: сот. 8 702 293 3302

Есмуханова Гульнара Муратовна, стаж педагогической работы – 2 года

Научные интересы:  коммуникативные навыки общения в медицинской среде

  Проводит практические занятия по   коммуникативным навыкам на казахском и русском языках.

Телефон: сот. 8 7015124182

Койшибеков Тохтар Толеуханович стаж педагогической работы – 1 год

Научные интересы: клинико-лабораторная диагностика и  психотерапия болезней зависимости от ПАВ

  Проводит практические занятия по наркологии на казахском и русском языках.

Телефон: сот. 8 702 2249974

Шалабаева Карлыга Алжахановна, стаж педагогической работы – 1 год

Научные интересы:  навыки коммуникации среди сотрудников и взаимодействие со студентами

  Проводит практические занятия по коммуникативным навыкам  на казахском и русском языках.

Телефон: сот. 

 

 2.  Время и место проведения учебной дисциплины.

В соответствии с расписанием занятия проводятся на клинической базе ГККП «МЦППЗ», а также учебные комнаты кафедры  психиатрии и наркологии расположены по адресу ул. Кабанбай батыра 29/1, автобусы № 25 до остановки  «Психиатрическая больница», автобус № 34 и маршрутное такси № 109 до остановки «Медицинский колледж»; автобусы № 10,41 до остановки «Азия парк».

 

3. Политика дисциплины. Изучая дисциплину «Коммуникативные навыки», с тудент приобретает представление об основных закономерностях психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений, получает возможность развития своего творческого психологического потенциала, формирует интегративное, целостное врачебно-гуманистическое мировоззрение, приобретает навыки эффективного установления взаимопонимания и доверия в отношениях между врачом и пациентом, вместе с тем преподаватели кафедры проводят политику, направленную на расширение кругозора, эрудиции и познания самого себя.

Преподаватели кафедры предоставляют возможность студентам познакомиться и овладеть некоторыми простыми наиболее известными клинико-экспериментальными методами исследования психопатологических расстройств, необходимыми в практической деятельности врача.

   Кафедра психиатрии и наркологии в изучении дисциплины коммуникативные навыки придаёт особое значение соблюдению учебной дисциплины ВУЗа: обязательное наличие медицинского халата, сменной обуви, посещение лекций и практических занятий с систематической подготовкой, выполнение заданий по СРС и СРСП, этико-деонтологических норм поведения, культуры общения в медицинской среде. Студенты, обучающиеся на курсе, обязаны строго соблюдать вышеуказанные нормы в общении с коллегами, педагогами и пациентами клиники. При не соблюдении вышеуказанных норм к студентам будут применяться штрафные санкции, а также при двукратном опоздании на занятие на 15 минут и более, студенту выставляется «пропуск занятия по неуважительной причине», при отсутствии сменной обуви – 1-й раз выставляется «неудовлетворительно», во 2-й раз - «пропуск занятия по неуважительной причине».                                            

 

2. Программа:

Введение

 

Коммуникативные навыки рассматриваются как неотъемлемая часть додипломного и последипломного медицинского образования, непрерывного профессионального развития и являются важными для формирования и поддержки взаимоотношений врача с пациентом, сбора и обмена информацией, принятия решений, а также взаимодействия с коллегами и другими специалистами, вовлеченными в оказание медицинской и социальной помощи.

    Программа дисциплины «Коммуникативные навыки -1» направлена на изучение основных принципов эффективного общения с пациентом, членами его семьи, коллегами, что важно не только для понимания течения заболевания пациента как процесса, но и для понимания мышления пациента, его мнения, ощущений и ожиданий и принятия наилучшего решения в отношении каждого пациента. Эффективное общение врача и пациента способствует пониманию пациентом назначенного обследования и лечения, что позволяет улучшить комплайенс (удовлетворенность пациентов) и состояние здоровья пациентов.

Коммуникативная компетентность необходима врачу для успешного взаимодействия с коллегами и эффективной работы в команде специалистов здравоохранения для оказания квалифицированной медицинской помощи.

    Коммуникативная компетентность требует постоянного развития навыков общения и непрерывного улучшения приобретенных навыков в процессе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

    Объектом изучения дисциплины являются виды общения, используемые врачом в профессиональной деятельности и направленные на обеспечение его эффективного взаимодействия с пациентами, родственниками пациентов, коллегами

     

2.2 Цель дисциплины: формирование и развитие навыков, необходимых для эффективного общения врача с пациентами, родственниками пациентов и коллегами в различных ситуациях (в условиях клиники, оказания амбулаторной помощи и неотложной медицинской помощи)

 

2.3 Задачи дисциплины:

- усвоение студентами понятий о коммуникативных навыках, 

коммуникативном процессе и коммуникативной компетентности врача

- формирование понимания значимости навыков эффективного и

бесконфликтного общения с пациентами, родственниками пациентов и

коллегами;

 - формирование представления о психологических требованиях к

личности врача правильное построение и ведение медицинского

интервью с пациентами

- формирование навыков эффективного и бесконфликтного общения с

пациентами, родственниками пациентов и коллегами

- определение барьеров и решение проблем, препятствующих

эффективному общению врача и пациента

- определение психологических типов пациентов и применение

эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом

и пациентом

2.4 Конечные результаты изучения:

Студент должен:

Знать:

- принципы эффективного общения с пациентами, родственниками

пациентов и коллегами

- основные виды общения, которые используются врачом в

профессиональной деятельности

- структуру построения медицинского интервью

- барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию врача и

пациента

- методы эффективного общения между врачом, пациентом и

родственниками пациента в трудных ситуациях

- основные требования к личности врача

- важность непрерывного совершенствования коммуникативных 

навыков в профессиональной деятельности врача.

Уметь:

- применять принципы эффективного общения с пациентами,                                  родственниками пациентов, коллегами                             

- выбрать и использовать соотвествующую модель медицинского 

интервью, ориентированную на пациента

- устанавливать первоначальное взаимопонимание и доверие с

пациентом

- определять причины обращения пациента к врачу

- внимательно выслушать пациента и ясно отвечать на вопросы пациента

- использовать методы вербального и невербального общения с

пациентом

- использовать вопросы открытого типа при проведении медицинского

интервью

- формировать эффективные взаимоотношения с пациентом,

родственниками пациента

- правильно информировать пациента в доступной форме

- проявлять чуткость, заботу и сострадание при общении с пациентом,

членами его семьи

- проявлять внимание и уважение к личной жизни, комфорту и

безопасности пациента

- соблюдать принципы конфиденциальности медицинского интервью

- осознавать важности влияния решений врача на состояние здоровье 

пациента

- понимать важность непрерывного совершенствования навыков общения

в профессиональной деятельности врача

 

 Владеть навыками:

· построения и проведения эффективного медицинское интервью с пациентом

· применения эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом и пациентом, родственниками пациентов и коллегами

· документирования данных о пациенте по завершению медицинского интервью

2.5 Пререквизиты дисциплины: казахский/русский язык,основы психологии, основы права, информатика

2.6 Постреквизиты дисциплины: введение в клинику – 2, коммуникативные навыки – 2, пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, общая врачебная практика, психиатрия, наркология, неврология, скорая неотложная медицинская помощь.

 

2.7. Содержание дисциплины. Понятие о коммуникативных навыках. Коммуникативный процесс. Коммуникативная компетентность. Общие принципы эффективного общения. Барьеры, препятствующие эффективному общению врача и пациента. Медицинское интервью: понятие, основные принципы, структура. Основные модели построения взаимоотношений «врач и пациент».Психология пациента. Личность врача. Психологические требования к личности врача

Тематические план практических занятий, СРС

Тематический план практических занятий

Тема Форма проведения Объем в часах
1 Понятие о коммуникативных навыках, коммуникативном процессе. Значимость коммуникативных навыков в профессиональной деятельности врача Устный опрос, разбор темы. 2
2 Коммуникативная компетентность врача и психологические характеристики, её формирующие. Устный опрос, разбор темы. 2
3 Общие принципы эффективного общения с пациентами, родственниками и различными специалистами здравоохранения Устный опрос, разбор темы. 2
4 Использование врачом вербальных и невербальных средств общения для достижения эффективного взаимодействия врача с пациентом Устный опрос, разбор темы. 2
5 Медицинское интервью: понятие, основные принципы, структура. Введение в медицинское интервью. Опрос пациента Устный опрос, разбор темы. 2
6 Объяснение и планирование в медицинском интервью: основные задачи, структура данного этапа медицинского интервью. Завершение медицинского интервью Устный опрос, разбор темы. 2
7 Барьеры, препятствующие эффективному общению врача и пациента.    Устный опрос, разбор темы. 2
8 Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность врача. Личность врача. Психологические требования к личности врача. Устный опрос, разбор темы. 2
9  Рубежный контроль тестирование. 2
10 Психология пациента, особенности его психики  Устный опрос, разбор темы. 2
11 Общение с пациентами с различными психологическими, поведенческими особенностями и психическими нарушениями Устный опрос, разбор темы. 2
12 Общение с пациентами, имеющими различные затруднения (пациенты с культурными, языковыми различиями; глухие, слепые, немые пациенты) Устный опрос, разбор темы. 2
13 Особенности общения с асоциальными пациентами, с пациентами, имеющими сексуальные расстройства. Общение с ВИЧ-инфицированными пациентами. Устный опрос, разбор темы. 2
14 Подходы к построению взаимоотношений между врачом и пациентом в трудных и чрезвычайных ситуациях Устный опрос, разбор темы. 2
15 Общение с пациентами разного возраста  Устный опрос, разбор темы. 2
16 Типы отношения к болезни.   Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание Устный опрос, разбор темы. 2
17 Личностные опросники, клинические стандартизированные шкальные методы оценки и самооценки состояния пациентов. Устный опрос, разбор темы. 2
18 Итоговое занятие (диф. зачет) тестирование 2
  Итого:     36 часов                                                                      

          2.8.2. Темы самостоятельной работы студентов (СРС)

Тема самостоятельной работы Форма проведения Сроки выполнения Объем в часах
1 Болезнь как самостоятельная психотравма. Общая концепция болезни - причина болезни – болезнь - плохое самочувствие - роль больного.     презентация 1 рубежный контроль 2
2 Взаимоотношения врач - медицинская сестра- пациент   Ролевая игра 1 рубежный контроль  2
3 Взаимоотношения врач - родственники пациента - пациент Ролевая игра 1 рубежный контроль 2
4 Роль и ответственность врача в обществе   презентация 1 рубежный контроль 2
5 Профессиональная деформация врача Реферат   2 рубежный контроль 1 рубежный контроль
6 Психологические портреты врачей разных специальностей Составление ситуационной задачи 2 рубежный контроль 1 рубежный контроль
7 Лидерские качества врача и их значение в профессиональной деятельности   презентация 2 рубежный контроль 1 рубежный контроль
8 Особенности межличностного общения с коллегами Ролевая игра 2 рубежный контроль 1 рубежный контроль
9 Факторы возникновения конфликтов и пути их разрешения   презентация 1 рубежный контроль 2
   Итого:                                                                          

18 часов                                                                             

 

  2.9 Список рекомендуемой литературы

На русском языке:

1.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001 г.

2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2204.

 

Дополнительная литература:

1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.

2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.

3.Вербергер Р., Вербергер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. Спб Прайм – Евразия. 2006.

4. Асимов М.А., Нурмагамбетова С.А. Игнатьев Ю.В. Коммуникативные навыки в медицине. Алматы, 2008.

                                                                 

  2.10. Методы преподавания:

· практические занятия в учебных группах, включающие в себя устный опрос; решение тестовых заданий; обсуждение основных вопросов тем дисциплины; демонстрация аудио- и видео записей медицинского интервью для обсуждения, анализа и оценки различных примеров интервью врача с пациентом (примеры правильного и неправильного общения пациентом)

· проблемно-ориентированное обучение – работа в малых группах, ролевые игры, моделируемые консультации: коммуникативное общение друг с другом (студент-студент), на симулируемых пациентах, на реальных пациентах под постоянным наблюдением и оценкой со стороны преподавателей

· самостоятельная работа студентов: работа с учебной и дополнительной литературой; с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов; видеозапись студентами собственных интервью и/или подбор видео–аудио записей интервью врача с пациентом, которые могут быть использованы как основа для самооценки и обсуждения в группе; ведение дневника с записями о приобретаемых коммуникативных навыках, описание своего индивидуального отношения и размышления по каждой пройденной теме; постановка ролевых игр; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения

 2.11. Контроль и оценка результатов обучения:

· Текущий контроль: тестирование, письменный/устный опрос, решение ситуационных задач, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах, (оценка коммуникативных навыков при общении друг с другом (студент-студент), защиты рефератов, докладов, проверки составленных глоссариев.

· Рубежный контроль: коллоквиум (тестирование)

· Итоговый контроль: дифференцированный зачет, включающий тестирование и оценку коммуникативных навыков студента через прямое наблюдение преподавателя.   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: