Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.
Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.
Квазигруппа— малоустойчивая^ неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм. разновидности квазигруппы:
- аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;
- фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;
- толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.
Основные свойства квазигрупп:
+ Анонимность
| Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Признаки социальной общности
• Сходство условий жизнедеятельности.
• Общность потребностей.
• Наличие совместной деятельности.
• Формирование собственной культуры.
• Социальная идентификация членов общности, их
самопричисление к этой общности.
|
Социальная мобильность (лат. mobilis — подвижный) — это перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.
Виды социальной мобильности
Вертикальная — это движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.
Горизонтальная — это географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»)
| Виды Социальной мобильности
Индивидуальная — это перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.
Групповая — это перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).
Межпоколенная — это сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).
Внутрипоколенная — это изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).
Организованная — это перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.
Структурная — это вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).
|
Государство– политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:
1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
6. обязательность членства в государстве;
7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;
8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).
| Функции государства – основные направления деятельности государства:
Внутренние функции
· Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
· · Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация
· · Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
· · Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
Внешние функции
· Обеспечение национальной безопасности
· Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
· Развитие взаимовыгодного сотрудничества
· Участие в решении глобальных проблем
|
Форма правления: монархия, республика
Форма государственно-территориального устройства: унитарное, федерация, конфедерация
Политический режим: демократический, тоталитарный, автритарный
| Политическая элита– относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов
2. Характерные черты
· Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа
· Высокий социальный статус
· Значительный объем государственной и информационной власти
· Непосредственное участие в осуществлении власти
· Организаторские способности и талант
|
Политическое лидерство— это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти. Лидерство – феномен власти, способность одного лица заставлять что-либо делать других.
2.К основным функциям политического лидерства относятся:
· определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция);
· интеграция общества, объединение народных масс (интегративная функция);
· нахождение и принятие оптимальных политических решений (управленческая функция);
· социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе (защитная функция);
· коммуникация власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства (коммуникативная функция);
· инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей (мобилизационная функция);
· легитимация политического строя (функция легитимации)
| Демократия характеризуется следующими признаками: 1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их; 2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны; 3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства; 4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю; 5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства; 6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции; 7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры; 8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации; 9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; 10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.
|
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.
· Юридическая ответственность - одна из форм социалбязательное наличие правонарушения как основание для ее наступления.
· — Официальный характер государственного осуждения (порицания) поведения правонарушителя.
· — Всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные (материальные), моральные, физические, политические и иные.
ьной ответственности. Ее особенности:
· всегда оценивает прошлое (действие или бездействие)
· устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение.
Виды юр.ответственности: материальная, уголовная, дисциплинарная, административная, гражданско-правовая
Функции: карательная, воспитательная, предупредительная, регулятивная, правовосстановительная
При наличии определенных обстоятельств виновное лицо может быть полностью или частично освобождено от юридической ответственности
| Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
1. воинский учет;
2. обязательную подготовку к военной службе;
3. призыв на военную службу;
4. прохождение военной службы по призыву;
5. пребывание в запасе;
6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
|