А23 (А22). Знаки препинания в простом предложении с однородными членами

Если союз и (да (=и), или, либо) одиночный в ряду слов с одинаковым вопросом – запятая не ставится. Если союз двойной (как…так и, не только…но и, если не…то, не столько…сколько, хотя…но, и…и, да (=и)…да (=и),  или…или, либо...либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли) – ставится одна  запятая  перед второй частью союза. Перечислены несколько (более двух)  однородных членов, союз и (да (=и), или, либо, то, не то, то ли,  ни) повторился – запятая ставится после каждого однородного члена предложения (т.е. между всеми однородными словами). Устойчивые сочетания (ни свет ни заря, и день и ночь и др.) не разделяются запятой.

 

А24 (А23). Двоеточие, тире в простом и сложном предложениях.

• считаю грамматические основы:

- одна грамматическая основа – выбираю вариант: ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО И ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ;

- две грамматические основы – выбираю из вариантов БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

1) если в предложении ДВОЕТОЧИЕ, то могут быть значения «ПРИЧИНА» (подставляю «потому что»), «ПОЯСНЯЕТ, РАСКРЫВАЕТ СОДЕРЖАНИЕ» (подставляю «а именно»), «ДОПОЛНЯЕТ СОДЕРЖАНИЕ» (подставляю «и увидел, и услышал, и почувствовал… что»);

2) если в предложении ТИРЕ, то могут быть значения «ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ» (подставляю «а, но»), «УСЛОВИЕ» (к первой части добавляю ЕСЛИ…), «ВРЕМЯ» (к первой части добавляю КОГДА…), «СЛЕДСТВИЕ» (подставляю «так что»), «НЕОЖИДАННАЯ, БЫСТРАЯ СМЕНА СОБЫТИЙ».

 

А25 (А24). Запятые в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным.

• убираю варианты ответа с той цифрой, что после слова «КОТОРЫЙ» (никогда не ставится запятая)

* нахожу в главной части слово (существительное или местоимение), от которого можно задать вопрос «КАКОЙ?» (в нужной форме).

• запоминаю ответ на этот вопрос (это и есть придаточное определительное).

• ставлю одну запятую, если придаточное находится после главного предложения (там, где начинается ответ на вопрос, НА ГРАНИЦЕ главного и придаточного); ставлю две запятые, если придаточное в середине главного предложения (В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ  полученного ответа на вопрос). Пробую опустить выделенную часть.

 

А26 (А25). Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

• ищу в предложении ТО (ТАК, НО, СТОЛЬКО) после придаточного предложения.

• ставлю запятую перед ТО (ТАК, НО, СТОЛЬКО) и не ставлю на стыке союзов (подсказка: убираю варианты ответов, в которых содержится цифра, находящаяся между двумя союзами).

• если нет ТО (ТАК, НО, СТОЛЬКО) – запятую ставлю ВЕЗДЕ (проверяю, можно ли изъять эти части из предложения без ущерба для смысла. Постановку запятой перед союзом И проверяю таким способом: убираю придаточное предложение, а в оставшейся главной части определяю грамматические основы: одна – запятую перед И не ставлю; две – ставлю запятую перед И. Не забываю об однородности придаточных предложений (=одинаковые подчинительные союзы или союзные слова), в том числе и о таких, где второй подчинительный союз скрыт, но восстанавливается: однородные придаточные с союзом И между ними запятой не разделяются.

 

А27. Информационная обработка текста.

• выбираю вариант, в котором микротекст сжат лучше всего, то есть самый полный по содержанию (больше всего фактов)

 

А28. Работа над содержанием текста автора.

Читаю текст (четыре раза), чтобы найти соответствию или противоречие каждого варианта ответа.

 В этом задании можно найти подсказку для формулировки проблемы к С1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: