УПРАЖНЕНИЕ 1
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (В обращении к ослу.) (И.Крылов) – (5)Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А.Пушкин) – (11)О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так суетишь безумно? – (8)Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) – (6)В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) – (4)Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) – (2)Сладкая скорбь. – (7)Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица) – (2)– В соответствии с темой урока приведите лингвистический комментарий следующих примеров:1) Гр озой снесенные мосты, Гр оба с размытого кладбища.
(А.Пушкин)
2)... Черно глазую девицу,
Черно гривого коня!(М.Лермонтов) 3) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.(С.Есенин)4) Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.(А.Пушкин)
(В начале каждого параллельного ряда во всех примерах повторяются одни и те же элементы. Такая стилистическая фигура называется анафорой, или единоначатием. Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков) – пример 1; морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов) – пример 2; лексической (повторение одних и тех же слов) – пример 3; синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций) – пример 4; строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...».)
|
|
Вопрос об использовании анафоры в прозаической речи вызвал у учащихся затруднение. Для анализа был дан следующий пример:
Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н.Гоголь)(В качестве примера дан период. Период – это сильно распространенное простое предложение или многочленное сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение. Суть анафоры в периоде заключается в том, что члены периода – повышение и понижение – начинаются одними и теми же словами.)
– Сейчас мы обратимся к примерам, которые позволят понять суть стилистической фигуры, противоположной анафоре.
1) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь)
|
|
2) Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А.Блок)
Итак, о чем речь?
(Стилистическая фигура, противоположная анафоре, – это эпифора, т.е. повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).)
– Писатели и поэты в своих произведениях широко используют градацию. Ваша задача – вписать в определение градации вместо точек подходящие по смыслу слова.
Градация – это... (стилистическая) фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая... (последующая) заключает в себе... (усиливающееся, реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается... (нарастание, реже ослабление) производимого ими впечатления. В зависимости от этого градация бывает... (восходящей или нисходящей). Градация восходящая – это расположение слов в порядке... (усиливающегося) значения. Градация нисходящая – это расположение слов в порядке... (уменьшающегося) значения.
– Определите тип градации в следующих примерах:1) Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)2) Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.(О.Берггольц)
3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков)
(Примеры 1, 3 – градация восходящая, пример 2 – градация нисходящая.)– Поговорим об инверсии. Что такое инверсия?
(Это стилистическая фигура. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.)
– Обратимся к конкретным примерам. Найдите инверсию в следующих предложениях.
1) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)2) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (А.Неверов)3) Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (М.Салтыков-Щедрин)4) Сначала очень была огорчена. (А.Пушкин)
(В первом предложении имеет место инверсия главных членов, во втором – инверсия согласованных определений, в третьем – инверсия дополнений, в четвертом – инверсия обстоятельства меры и степени.)
– Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. Как вы думаете, какой член предложения оказывается в наиболее выигрышном положении? Проанализируйте следующие примеры:
1) Помогла детям чистейшая случайность.2) Не надеюсь я на его аккуратность.3) За Отчизну сражались герои-партизаны.4) Рассказ он написал замечательный.5) С радостью было воспринято это сообщение.
(В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало, если только это место не является для него обычным, или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. В первом примере инверсировано подлежащее случайность, во втором – сказуемое не надеюсь, в третьем – дополнение за Отчизну, в четвертом – определение замечательный, в пятом – обстоятельство образа действия с радостью.)
– Инверсию каких членов предложения мы наблюдаем в следующих предложениях? (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)
1) Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев)2) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин)3) Досадно было, боя ждали. (М.Лермонтов)4) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ф.Гладков)5) Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково. (С.Аксаков)6) Да, мы дружны были очень. (Л.Толстой)7) Тут сгорел мой приятель со стыда. (И.Тургенев)
|
|
– Насколько верно утверждение, что парцелляция и присоединение – это одно и то же, синонимы?
(Верно частично. Присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами. В последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают. Парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения. Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.)
– Дадим определение парцелляции.
(Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.)
– Прочитайте следующие примеры и скажите, есть ли в них присоединение.1) С девушкой он вскоре поссорился И вот из-за чего. (Гл. Успенский)2) У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панферов)3) Флёров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М.Горький)4) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.Ильина)
(Нет, во всех примерах мы наблюдаем парцелляцию.)– Один из частотных тропов – сравнение. Что называется сравнением?(Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.)– Существуют различные способы выражения сравнения. Ваша задача – определить способы выражения сравнения в данных примерах.
1) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б.Горбатов)2) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)4) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М.Лермонтов)5) Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)
(Сравнение выражено в примере 1 – творительным падежом; в примере 2 – формой сравнительной степени прилагательного; в примерах 3, 4 – оборотами со сравнительными союзами; в примере 5 – лексически, при помощи слова подобна.)
|
|
– Какие еще способы выражения сравнения вы знаете?
(Сравнение может быть выражено фразеологическим оборотом; сущ. в им.п. в роли именной части сказуемого или приложения; СПП с придаточным сравнения; наречиями, морфемный состав которых соответствует моделям: по-...ому, по-...ему, по-...и.)
– Даны два примера. Определите, в чем различие между сравнениями в первом предложении и во втором.
1) Ее уста, как роза, рдеют. (А.Пушкин)2) Он [стих Пушкина] нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (В.Белинский)
(1 – сравнение простое, предметы сравниваются по одному общему у них признаку; 2 – сравнение развернутое, построено на сопоставлении многих схожих черт.)
– Еще один пример. В чем его особенность? То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, – в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене. («Слово о полку Игореве»)
(Сравнение построено не на сопоставлении двух явлений, а на их противопоставлении. Это сравнение отрицательное.)
– А теперь по характерным признакам постарайтесь угадать, какая стилистическая фигура имеется в виду.
– В переводе с греческого это слово обозначает выпадение, опущение. Пропущенный элемент высказывания легко восстанавливается в данном контексте или ситуации. Писатели и поэты используют эту стилистическую фигуру для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи. Догадались? Правильно, это эллипсис. Подтвердим сказанное примерами.
1) Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой)2) Шампанского! (А.Чехов)3) Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки. (М.Салтыков-Щедрин)
– Решив задачу «Четвертое лишнее», вы поймете, о каком тропе пойдет речь.1) Веселый ветер, 2) седая старина,3) деревянный дом,4) черная тоска.
(Лишним является пример 3, в примерах 1, 2, 4 используются эпитеты, в примере 3 эпитет отсутствует.)
– Что называется эпитетом?
(Эпитет – это художественное, образное определение.)
– Необходимо знать о том, что существует расширительное толкование эпитета*, при котором эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол: мороз-воевода, ветер-бродяга, старик океан; гордо реет.
А теперь попробуйте самостоятельно продолжить ряд примеров: красна девица, море синее, солнце красное...
(Речь идет о постоянных эпитетах. Они часто встречаются в народном поэтическом творчестве, переходят из одного произведения в другое. Примеры постоянных эпитетов можно продолжить: добрый молодец, поле чистое, тучи черные, зелена трава и т.д.)
– Скажите, пожалуйста: что можно назвать риторическим, имея в виду тему нашего урока? (Риторическим бывает обращение, вопрос.)
– В чем особенности этих стилистических фигур? (Риторическое обращение состоит в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему. На риторический вопрос не ожидается ответа.)
– В каких из приведенных примеров встречаются риторические обращения?
1) Приятель дорогой, здорово! (И.Крылов)2) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)3) Старик! О прежнем позабудь... (М.Лермонтов)4) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин)5) Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? (И.Никитин)
(Риторические обращения встречаются в примерах 2, 4, 5.)
– Сравните два предложения. Какое из них представляет собой риторический вопрос? (Второе.)
1) Ты откуда же взялся, Андрей? (Б.Горбатов)2) На кого не действует новизна? (А.Чехов)
Обратимся к тексту М.Пришвина «Неведомому другу». Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная работа с последующим анализом.)
ОТДЕЛ СПРАВКИ
И - Ы после Ц
О - Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательны х
| БУКВЫ –И-У-А- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
После шипящих ж, ч, ш, щ не пишутся я, ю, ы, а пишутся а, у, и,
: чайка, чудо, щука, час, роща, жир, шить.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: жюри, брошюра, парашют.
Приставки на...з -...с
|
Порядок словообразовательного анализа. 1. Поставить анализируемое слово в начальную форму. 2. Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу. 3. Указать словообразующую морфему. 4. Указать способ словообразования. 5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (прежде всего чередование гласных и согласных). |
безударных корнях -лаг- - -лож-
О-А в безударных корнях -раст- - -ращ- - -рос-
И - Е в корнях с чередованием
О - Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
Приставки пре- и при-
Запомнить:
|
Безударные гласные в корне
СПРАВКА
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:1) выяснить лексическое значение слова (или корня);2) определить, проверяется безударная гласная ударением или она непроверяемая, не является ли она чередующейся;3) выбрать способ проверки гласной в корне. |
А перед суффиксом -а- | касаться прикасаться касательная |
О перед -сн- | прикоснуться прикосновение |
Правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор-
Под ударением | Без ударения | ||
-гар- | загар огарок | -гор- | загорел горелый |
-зар- - -зор- | зарево зорька | -зар- | зарница озарение |
-клан- - -клон- | кланяться поклон | -клон- | наклонять склонение |
-твар- - -твор- | тварь творчество | -твор- | Творить |
О - А в безударных корнях -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -ровн-
-мок- (-моч-) | в с овах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде" | непромокаемый вымокнуть |
-мак- | "погружать в жидкость" | макать сухарь в чай |
-равн- | "равный, наравне, одинаковый" | подравнять - сделать равным уравнение |
-ровн- | "прямой, гладкий, ровный" | заровнять |
Исключения: | равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь |
О - Е (Ё) в корнях после шипящих
Ё (под ударением) | шёлк - шелка зачёт - вычет щёголь - щеголять шёпот – шептать |
О (без ударения) в заимствованных словах | жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия |
Исключения: | крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол |
Гласные Ы и И после приставок
Ы | И |
|
|
Запомнить:
взирать | Изымать |
отнимать | подымать |
поднимать | Отымать |
снимать |
Правописание корней
1.Безударные гласные проверяются ударением.Измени слово или подбери однокоренное(дождливый-дождь)2.Правописание безударных гласных запомни или обращайся к словарю.(бордовый,директор,экскурсовод). Чередование гласных в корне слова. В данном случае постарайся сначала запомнить, от чего зависит написание гласной:1.От согласной корня: ЛАГ-ЛОЖ- О пишем перед Ж, А- перед Г(поЛАГать-поЛОЖение); РОС-РАСТ: А пишем перед СТ и Щ |
ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
ТАБЛИЦА № 1
ЧАСТИ РЕЧИ | ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ | НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ |
1.Существительное | Предмет | кто? что? |
2.Прилагательное | признак предмета | какой? чей? |
3.Числительное | количество предметов, порядок предметов | сколько?какой? который? |
4.Местоимение | указывает на предмет, признак и количество, не называя их | кто? что? какой7 чей? сколько? который? |
5.Глагол | действие или состояние | что делать? что сделать? |
6.Причастие | Признак предмета по действию | какой? |
7.Деепричастие | добавочное действие к глаголу | что делая? что сделав? |
8.Наречие | признаки действия, признака или качеств | как? где? когда? почему? зачем? И др. |
ТАБЛИЦА № 2
1. | Имя существительное | 1)одушевленное или неодушевленное 2)собственное или нарицательное 3)род 4)склонение | 1)число 2)падеж |
2. | Имя прилагательное | 1)качественное, относительное или притяжательное 2)полное или краткое(у качественных) 3)степень сравнения (у качественных) | 1)число 2)род 3)падеж |
3. | Имя числительное | 1)простое, составное (или сложное) 2)количественное или порядковое 3) обозн. целое,дробное или собирательное число(у количественных) | 1)падеж 2)род (у порядковых) 3)число (у порядковых |
4. | Местоимение | 1)разряд по значению (личное, возвратное, вопросительное, относительное, отрицательное неопределенное, притяжательное, указательное, определительное 2)лицо (у личных) | 1)падеж 2)число(не все местоимения имеют) 3)род |
5. | Глагол | 1)вид 2)переходность 3)возвратность 4)спряжение | 1)падеж 2)время 3)число 4)лицо 5)род |
6. | Причастие | 1)действительное или страдательное 2)время 3)вид | 1)полная или краткая форма 2)число 3)род 4)падеж |
7. | Деепричастие | 1)неизменяемость 2)совершенного или несовершенного вида | - |
8. | Наречие | 1)неизменяемость 2)значение: образа действия, цели, места, причины,времени |
ТАБЛИЦА № 3
1.существительные 2.прилагательные 3.глаголы 4.наречия 5.местоимения 6.числительные 7.причастия 8.деепричастия | (служебные части речи) 1. предлоги 2. союзы 3. частицы 4. междометия |
|