Безударные гласные в корне

УПРАЖНЕНИЕ 1

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (В обращении к ослу.) (И.Крылов) – (5)Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А.Пушкин) – (11)О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так суетишь безумно? – (8)Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) – (6)В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) – (4)Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) – (2)Сладкая скорбь. – (7)Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица) – (2)– В соответствии с темой урока приведите лингвистический комментарий следующих примеров:1) Гр озой снесенные мосты, Гр оба с размытого кладбища.

(А.Пушкин)

2)... Черно глазую девицу,
Черно гривого коня!(М.Лермонтов) 3) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.(С.Есенин)4) Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.(А.Пушкин)

(В начале каждого параллельного ряда во всех примерах повторяются одни и те же элементы. Такая стилистическая фигура называется анафорой, или единоначатием. Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков) – пример 1; морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов) – пример 2; лексической (повторение одних и тех же слов) – пример 3; синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций) – пример 4; строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...».)

Вопрос об использовании анафоры в прозаической речи вызвал у учащихся затруднение. Для анализа был дан следующий пример:

Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н.Гоголь)(В качестве примера дан период. Период – это сильно распространенное простое предложение или многочленное сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение. Суть анафоры в периоде заключается в том, что члены периода – повышение и понижение – начинаются одними и теми же словами.)

– Сейчас мы обратимся к примерам, которые позволят понять суть стилистической фигуры, противоположной анафоре.

1) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь)

2) Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!

(А.Блок)

Итак, о чем речь?

(Стилистическая фигура, противоположная анафоре, – это эпифора, т.е. повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).)

– Писатели и поэты в своих произведениях широко используют градацию. Ваша задача – вписать в определение градации вместо точек подходящие по смыслу слова.

Градация – это... (стилистическая) фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая... (последующая) заключает в себе... (усиливающееся, реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается... (нарастание, реже ослабление) производимого ими впечатления. В зависимости от этого градация бывает... (восходящей или нисходящей). Градация восходящая – это расположение слов в порядке... (усиливающегося) значения. Градация нисходящая – это расположение слов в порядке... (уменьшающегося) значения.

– Определите тип градации в следующих примерах:1) Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)2) Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.(О.Берггольц)

3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков)

(Примеры 1, 3 – градация восходящая, пример 2 – градация нисходящая.)– Поговорим об инверсии. Что такое инверсия?

(Это стилистическая фигура. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.)

– Обратимся к конкретным примерам. Найдите инверсию в следующих предложениях.

1) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)2) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (А.Неверов)3) Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (М.Салтыков-Щедрин)4) Сначала очень была огорчена. (А.Пушкин)

(В первом предложении имеет место инверсия главных членов, во втором – инверсия согласованных определений, в третьем – инверсия дополнений, в четвертом – инверсия обстоятельства меры и степени.)

– Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. Как вы думаете, какой член предложения оказывается в наиболее выигрышном положении? Проанализируйте следующие примеры:

1) Помогла детям чистейшая случайность.2) Не надеюсь я на его аккуратность.3) За Отчизну сражались герои-партизаны.4) Рассказ он написал замечательный.5) С радостью было воспринято это сообщение.

(В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало, если только это место не является для него обычным, или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. В первом примере инверсировано подлежащее случайность, во втором – сказуемое не надеюсь, в третьем – дополнение за Отчизну, в четвертом – определение замечательный, в пятом – обстоятельство образа действия с радостью.)

– Инверсию каких членов предложения мы наблюдаем в следующих предложениях? (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)

1) Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев)2) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин)3) Досадно было, боя ждали. (М.Лермонтов)4) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ф.Гладков)5) Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково. (С.Аксаков)6) Да, мы дружны были очень. (Л.Толстой)7) Тут сгорел мой приятель со стыда. (И.Тургенев)

– Насколько верно утверждение, что парцелляция и присоединение – это одно и то же, синонимы?

(Верно частично. Присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами. В последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают. Парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения. Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.)

– Дадим определение парцелляции.

(Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.)

– Прочитайте следующие примеры и скажите, есть ли в них присоединение.1) С девушкой он вскоре поссорился И вот из-за чего. (Гл. Успенский)2) У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панферов)3) Флёров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М.Горький)4) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.Ильина)

(Нет, во всех примерах мы наблюдаем парцелляцию.)– Один из частотных тропов – сравнение. Что называется сравнением?(Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.)– Существуют различные способы выражения сравнения. Ваша задача – определить способы выражения сравнения в данных примерах.

1) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б.Горбатов)2) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)4) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М.Лермонтов)5) Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)

(Сравнение выражено в примере 1 – творительным падежом; в примере 2 – формой сравнительной степени прилагательного; в примерах 3, 4 – оборотами со сравнительными союзами; в примере 5 – лексически, при помощи слова подобна.)

– Какие еще способы выражения сравнения вы знаете?

(Сравнение может быть выражено фразеологическим оборотом; сущ. в им.п. в роли именной части сказуемого или приложения; СПП с придаточным сравнения; наречиями, морфемный состав которых соответствует моделям: по-...ому, по-...ему, по-...и.)

– Даны два примера. Определите, в чем различие между сравнениями в первом предложении и во втором.

1) Ее уста, как роза, рдеют. (А.Пушкин)2) Он [стих Пушкина] нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (В.Белинский)

(1 – сравнение простое, предметы сравниваются по одному общему у них признаку; 2 – сравнение развернутое, построено на сопоставлении многих схожих черт.)

– Еще один пример. В чем его особенность? То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, – в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене. («Слово о полку Игореве»)

(Сравнение построено не на сопоставлении двух явлений, а на их противопоставлении. Это сравнение отрицательное.)

– А теперь по характерным признакам постарайтесь угадать, какая стилистическая фигура имеется в виду.

– В переводе с греческого это слово обозначает выпадение, опущение. Пропущенный элемент высказывания легко восстанавливается в данном контексте или ситуации. Писатели и поэты используют эту стилистическую фигуру для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи. Догадались? Правильно, это эллипсис. Подтвердим сказанное примерами.

1) Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой)2) Шампанского! (А.Чехов)3) Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки. (М.Салтыков-Щедрин)

– Решив задачу «Четвертое лишнее», вы поймете, о каком тропе пойдет речь.1) Веселый ветер, 2) седая старина,3) деревянный дом,4) черная тоска.

(Лишним является пример 3, в примерах 1, 2, 4 используются эпитеты, в примере 3 эпитет отсутствует.)

– Что называется эпитетом?

(Эпитет – это художественное, образное определение.)

– Необходимо знать о том, что существует расширительное толкование эпитета*, при котором эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол: мороз-воевода, ветер-бродяга, старик океан; гордо реет.

А теперь попробуйте самостоятельно продолжить ряд примеров: красна девица, море синее, солнце красное...

(Речь идет о постоянных эпитетах. Они часто встречаются в народном поэтическом творчестве, переходят из одного произведения в другое. Примеры постоянных эпитетов можно продолжить: добрый молодец, поле чистое, тучи черные, зелена трава и т.д.)

– Скажите, пожалуйста: что можно назвать риторическим, имея в виду тему нашего урока? (Риторическим бывает обращение, вопрос.)

– В чем особенности этих стилистических фигур? (Риторическое обращение состоит в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему. На риторический вопрос не ожидается ответа.)

– В каких из приведенных примеров встречаются риторические обращения?

1) Приятель дорогой, здорово! (И.Крылов)2) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)3) Старик! О прежнем позабудь... (М.Лермонтов)4) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин)5) Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? (И.Никитин)

(Риторические обращения встречаются в примерах 2, 4, 5.)

– Сравните два предложения. Какое из них представляет собой риторический вопрос? (Второе.)

1) Ты откуда же взялся, Андрей? (Б.Горбатов)2) На кого не действует новизна? (А.Чехов)

Обратимся к тексту М.Пришвина «Неведомому другу». Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная работа с последующим анализом.)












ОТДЕЛ СПРАВКИ

И - Ы после Ц
Ы
  1. окончания лов
пловцы, птицы, смуглолицый
  1. суффикс -ын-:
сестрицын
  1. цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках и производные от них
И
  1. в корне существительных:
цилиндр, цинга, цифра
  1. в словах на -ция:
кульминация

О - Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательны х

  О (под ударением) Е (без ударения)
суффикс речонка бережок камышовый кумачовый облицовка реченька кусочек ключевой плюшевый ситцевый
окончание плечом Кузьмичом большому деревцо зрелищем Наташей большему деревце
БУКВЫ –И-У-А- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ После шипящих ж, ч, ш, щ не пишутся я, ю, ы, а пишутся а, у, и, : чайка, чудо, щука, час, роща, жир, шить. ИСКЛЮЧЕНИЯ: жюри, брошюра, парашют. Приставки на...з -...с
...з- (перед гласными и звонкими согласными) ...с- (пере  глухими согласными)
бездомный возглавить изгнать бесконечный воспеть истратить
  1. В приставках -раз- (-рас-) - -роз- (-рос-) под ударением пишется О, без ударения - А:

раздать - розданный

  1. Приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными:

стереть – сделать

      

Порядок словообразовательного анализа. 1. Поставить анализируемое слово в начальную форму. 2. Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу. 3. Указать словообразующую морфему. 4. Указать способ словообразования. 5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (прежде всего чередование гласных и согласных).

 

 

безударных корнях -лаг- - -лож-
О (перед ж) -лож- положить предложить изложить
А (перед г) -лаг- полагать прилагательное
Исключение:

Полог

О-А в безударных корнях -раст- - -ращ- - -рос-

А (перед СТ, Щ) -раст- - -ращ- возраст растить выращивать приращение
О (перед остальными) -рос- заросли вырос
Исключения:

росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав

И - Е в корнях с чередованием

И перед суффиксом -а-

Е

в остальных случаях

-бир(а)- Собирать -бер- Соберет
-дир(а)- Обдирать -дер- Обдерет
-мир(а)- Замирать -мер- Замереть
-тир(а)- Обтирать -тер- Обтереть
-пир(а)- Запирать -пер- Запереть
-жиг(а)- Выжигать -жег- Выжег
-стил(а)- расстилать -стел- Расстелить
-блист(а)- Блистать -блест- Блестеть
-чит(а)- Вычитать -чет- Вычет

 

О - Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

  О (под ударением) Е (без ударения)
суффикс речонка бережок камышовый кумачовый облицовка реченька кусочек ключевой плюшевый ситцевый
окончание плечом Кузьмичом большому деревцо зрелищем Наташей большему деревце

Приставки пре- и при-

пре- в значении "очень", "весьма", "через", "по-иному" (близка к пере-) при- в значении близости, присоединения, приближения, неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия
пребольшой (очень) преувеличивать преступать (пере...) превращать преображать приморский приделать пригибать приоткрыть придумать припевать

Запомнить:

Прибаутка Примитивный пребывать Прельстить
прибывать принцесса превзойти Прелюдия
привидение приоритет преграда Препираться
привилегия приохотить предание Преподнести
Призвание Притворщица преемник Препятствие
прилежание Притон президент Преставиться
присмиреть приурочить презирать Претворять
присутствие Причудливый прекословить Претензия






Безударные гласные в корне

СПРАВКА

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:1) выяснить лексическое значение слова (или корня);2) определить, проверяется безударная гласная ударением или она непроверяемая, не является ли она чередующейся;3) выбрать способ проверки гласной в корне.

 

 

О - А в безударных корнях -кос- - -кас-
А перед суффиксом -а- касаться прикасаться касательная
О перед -сн- прикоснуться прикосновение

Правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор-

Под ударением

Без ударения

-гар- загар огарок -гор- загорел горелый
-зар- - -зор- зарево зорька -зар- зарница озарение
-клан- - -клон- кланяться поклон -клон- наклонять склонение
-твар- - -твор- тварь творчество -твор- Творить

О - А в безударных корнях -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -ровн-

-мок- (-моч-) в с овах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде" непромокаемый вымокнуть
-мак- "погружать в жидкость" макать сухарь в чай
-равн- "равный, наравне, одинаковый" подравнять - сделать равным уравнение
-ровн- "прямой, гладкий, ровный" заровнять
Исключения:

равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

О - Е (Ё) в корнях после шипящих

Ё (под ударением) шёлк - шелка зачёт - вычет щёголь - щеголять шёпот – шептать
О (без ударения) в заимствованных словах жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия
Исключения: крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол

Гласные Ы и И после приставок

Ы И
  • после приставок, оканчивающихся на согласную
    • играть-
сыграть отыграть
    • искать-
подыскать разыскать
  • после приставок меж-, сверх- межинститутский сверхизысканный
  • после иноязычных приставок и частиц контр-, дез-, транс-, пан-
контригра дезинформация панисламизм

Запомнить:

взирать Изымать
отнимать подымать
поднимать Отымать
снимать  





Правописание корней

  1.Безударные гласные проверяются ударением.Измени слово или подбери однокоренное(дождливый-дождь)2.Правописание безударных гласных запомни или обращайся к словарю.(бордовый,директор,экскурсовод). Чередование гласных в корне слова. В данном случае постарайся сначала запомнить, от чего зависит написание гласной:1.От согласной корня: ЛАГ-ЛОЖ- О пишем перед Ж, А- перед Г(поЛАГать-поЛОЖение); РОС-РАСТ: А пишем перед СТ и Щ

 

                      ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

                                     ТАБЛИЦА № 1

    ЧАСТИ   РЕЧИ ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ   НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ
     1.Существительное Предмет кто? что?
2.Прилагательное признак предмета какой? чей?
3.Числительное количество предметов, порядок предметов сколько?какой? который?
     4.Местоимение указывает на предмет, признак и количество, не называя их кто? что? какой7 чей? сколько? который?
5.Глагол действие или состояние  что делать? что сделать?
6.Причастие                                                Признак предмета по действию какой?
7.Деепричастие добавочное действие к глаголу что делая? что сделав?
8.Наречие признаки действия, признака или качеств как? где? когда? почему? зачем? И др.

 

ТАБЛИЦА № 2

    
  1. Имя существительное 1)одушевленное или неодушевленное 2)собственное или нарицательное 3)род 4)склонение 1)число 2)падеж
2. Имя прилагательное  1)качественное, относительное или притяжательное 2)полное или краткое(у качественных) 3)степень сравнения (у качественных) 1)число 2)род 3)падеж
3. Имя числительное 1)простое, составное (или сложное) 2)количественное или порядковое 3) обозн. целое,дробное или собирательное число(у количественных) 1)падеж 2)род (у порядковых) 3)число (у порядковых
4. Местоимение 1)разряд по значению (личное, возвратное, вопросительное, относительное, отрицательное неопределенное, притяжательное, указательное, определительное 2)лицо (у личных) 1)падеж 2)число(не все местоимения имеют) 3)род
5. Глагол 1)вид 2)переходность 3)возвратность 4)спряжение 1)падеж 2)время 3)число 4)лицо 5)род
6. Причастие 1)действительное или страдательное 2)время 3)вид 1)полная или краткая форма 2)число 3)род 4)падеж
7. Деепричастие 1)неизменяемость 2)совершенного или несовершенного вида -
8. Наречие 1)неизменяемость 2)значение: образа действия, цели, места, причины,времени  

                 ТАБЛИЦА № 3  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


 

        1.существительные                                                                                                              2.прилагательные 3.глаголы 4.наречия 5.местоимения 6.числительные 7.причастия 8.деепричастия   (служебные части речи) 1. предлоги 2. союзы 3. частицы 4. междометия

double arrow