Особенности российской правовой модели социального партнерства. Перспективы института социального партнерства в сфере труда

Механизмы, способствующие формированию договорных отношений между субъектами СТО, в нашей стране сформированы еще в 1992 г. По примеру развитых стран в России была создана на федеральном уровне трехсторонняя комиссия по социальному партнерству. Фактически социальное партнерство реализуется в виде системы трехсторонних переговоров по вопросам коллективно-договорного регулирования социально-трудовых проблем. Правовой базой работы таких институтов стали: Федеральный закон «О порядке разрешения коллективно-трудовых споров» 1995 г.. Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» 1995 г.. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 1996 г.. Указ президента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений» 1997 г. В настоящее время вопросы развития социального партнерства закреплены в Трудовом кодексе РФ.

В соответствии со ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Российская модель социального партнерства предполагает заключение трехсторонних соглашений на следующих уровнях:

§ федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

§ межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

§ региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

§ отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

§ территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.

§ локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда

Наиболее значимым для Российской Федерации является регулирование трудовых отношений и отношений по поводу заработной платы, в частности, в рамках территорий (регионов).

Сформированная российская модель социального парт­нерства имеет ряд специфических особенностей: 1) социальное партнерство было введено как способ урегулирования социально - трудовых конфликтов; 2) оно распространялось не только на сфе­ру трудовых отношений» но и на социальную сферу; 3) из-за слабости производственного звена предприятий заключение кол­лективных договоров на конкретных предприятиях превалирую­щим не стало.

Российская модель социального партнерства основывается на:

общих закономерностях и общих принципах социального партнерства, присущих этому феномену, независимо от его принадлежности к той или иной стране;

международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений;

рациональном использовании мирового опыта становления и развития социального партнерства в российской практике с обязательном учетом российской специфики;

учете новых факторов и явлений, которые привносят в практику социального партнерства отечественный опыт и современные реалии.

 

 

Перспективы СП в сфере труда в РФ

Социальное партнерство - это привилегия взрослого и развитого общественного организма, находящегося в здоровом состоянии. Механизм социального партнерства - это механизм для относительно спокойной, развитой экономики, для стабильного общества. А, следовательно, решая проблему партнерства, необходимо начать с создания необходимых социально-экономических условий, что особенно сложно в период мирового финансового кризиса.

Особенно остро встают вопросы в трудовой сфере: закрытие предприятий, рост безработицы, сокращение заработных плат работников, нарушение трудового законодательства при увольнении и др. В настоящее время главная задача для всех - выжить; однако стратегии выживания таковы, что каждая сторона старается выжить за счет других, что подрывает основы созданных институтов социального партнерства.

Решая социальные вопросы, государство вынуждено активно вступать в социальный диалог со всеми его участниками. В первую очередь это должно отразиться на тех действиях и реализации тех механизмов, которые превращают диалог из формальности в реальное сотрудничество трех социальных партнеров. Соответственно существует реальная возможность устранения особо значительных недостатков в развитии института социального партнерства и повышения его эффективности.

Следовательно, в ближайшее время следует ожидать усиления ряда тенденций в развитии российской модели социального партнерства.

В структуре системы социального партнерства это:

совершенствования правового поля социального партнерства и механизмов исполнения законов;

повышение статуса органов социального партнерства на федеральном уровне;

развитие межрегионального уровня взаимодействия (социальное партнерство на уровне федеральных округов);

развитие территориального уровня системы социального партнерства (на уровне муниципальных образований и на межмуниципальном уровне);

укрупнение отраслевого уровня, сокращение числа отраслевых секторов за счет расширения сферы их влияния;

конкретизация договорных обязательств на локальном уровне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: