Социально-педагогическая деятельность. Педагог как субъект социально-педагогической деятельности
Структура занятия:
1) тест по теме СП 4 (за 15 минут самим разработать 5 тестовых заданий)
2) понятийный диктант по теме (социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социально-педагогическая защита, объекты социально-педагогической деятельности, функции социально-педагогической деятельности)
3) эссе
Литература:
1. Неценко О. В.Социально-педагогическая деятельность: учебно-методическое пособие / О. В. Неценко. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. – С. 24-34, 58-69
2. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе: учебное пособие / М. В. Шакурова. – Москва: Академия, 2004. – Глава 2, п. 2.4., Глава 3
Темы для эссе
1. Защита детей – это моя высочайшая забота,мой профессиональный долг, моё призвание (Ш.А. Амонашвили)
2. Детей нет, есть люди (Корчак Януш)
3. Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает (ЭрмаБомбек)
4. Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель (К. Д. Ушинский)
5. Воздавать каждому свое (Латинское изречение)
6. Не тревожься о том, что дети тебя никогда не слушают; тревожься о том, что они всегда за тобой наблюдают (Роберт Фулем)
7. Если ты действительно готовишь ребенка к жизни, не учи его подчиняться – учи командовать! (ФранЛебовиц)
8. Один в поле не воин (Русская пословица)
Методические рекомендации
Эссе́ (из фр. Essai «попытка, проба, очерк», от лат. Exagium «взвешивание») – литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.
Эссе – это один из видов творческих работ, цель которого состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и формировании умения письменно излагать собственные мысли. При этом такой вид работы, как никакой другой, позволяет научиться структурировать информацию, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, выделять причинно-следственные связи, аргументировать свои выводы.
Признаки эссе:
- наличие конкретной темы/проблемы или вопроса (формулировка отражает только одну мысль, соответственно, предполагает ответ на один вопрос);
- собственная позиция/личностная позиция автора по поводу предложенной/сформулированной проблемы/темы;
- небольшой объем текста (эссе – это полный простор для мысли и творчества в ограниченный объемах);
- стиль изложения (от публицистического, литературно-критического, научно-популярного до разговорных интонаций);
- мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов, которые подкрепляются доказательствами (аргументами);
- важной особенностью жанра является свободная композиция (хотя, как правило, эссе имеет следующее построение: вступление; основную часть, где представлены тезисы и аргументы и заключение).
Требования к написанию эссе:
- отражение собственной позиции: умение аргументированно (с привлечением примеров из собственного жизненного, педагогического опыта) доказать, представить собственную/личностную позицию;
- соблюдение этических норм и фактологической точности. Тактичность и деликатность в изложении собственной точки зрения и отсутствие фактических ошибок в материале, который был использован для доказательства собственного мнения (в исторических, литературных или научных фактах, цитатах;
- последовательность изложения: логика подачи материала, смысловая цельность;
- убедительная аргументация.В качестве аргументов, подтверждающих позицию пишущего, могут быть использованы ссылки на цитаты, афоризмы авторитетных людей, известных педагогов;крылатые выражения;знание определенных фактов, законов, статистических данных, официальных документов;сведения, почерпнутые из научной, публицистической и художественной литературы; личный опыт;
- структурная целостность. Эссе, как правило, состоит из трех частей. Во введении определяется основная/ведущая идея. Основная часть непосредственно содержит ответ на поставленный вопрос. Именно здесь приводятся доказательства, иллюстрации, аргументы в подтверждении собственной позиции. В заключении подводится итог всему сказанному и предлагается окончательный ответ/вывод на поставленный вопрос/проблему.
Алгоритм написания эссе:
1. Выбирая тему эссе, убедитесь, что Вы в целом поняли смысл высказывания, тема Вам интересна, Вы имеете личный опыт и сможете привести примеры и аргументы в качестве доказательства Вашей позиции.
2. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
3. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.
4. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
5. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
6. Подумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
7. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).
8. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
9. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
- вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора);
- необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы;
- стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания – тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить;
- исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
Эссе по стилю, виду и содержанию бывают различными (философскими, историческими, художественно-публицистическими, эссе-заметки, эссе-рецензии, эссе-лирические миниатюры и др.).