Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируются права человека на благоприятную окружающую среду, отражаются положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.
Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в I разделе Закона. Впервые четко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения при осуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Согласно этому разделу Закона объектами охраны являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, а также Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие растения и животные.
|
|
Компетенция государственных органов в экологической области определена в нескольких статьях 1-го раздела Закона. Эти статьи являются основой для построения системы управления охраной природы в России.
Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду закреплено во 2-ом разделе Закона. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, которое обеспечивается планированием, управлением, нормированием и госконтролем качества среды, страхованием граждан, возмещением им ущерба здоровью, нанесенному за счет загрязнения природной среды или иных вредных воздействий. Каждый гражданин имеет право участвовать в общественных экологических объединениях и движениях, которые имеют государственные гарантии предоставленных им прав в области охраны среды.
Экономический механизм охраны среды (3раздел) — основной в Законе «Об охране окружающей природной среды». В нем раскрывается принцип платности за природопользование и загрязнение среды. Размеры оплат отличаются в несколько раз для разрешенных (в пределах лимитов) объемов природопользования (или загрязнение) и сверхлимитных. При нанесении ущерба среде плата не освобождает природопользо-вателя от обязанности восстановления нарушенного объекта.
Важное место в экономическом механизме охраны среды имеет ст. 18, которая устанавливает, что любой природопользователь обязан заключить договор с исполнительным органом власти на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность. Договор заключается на основе экологической экспертизы и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Договор устанавливает порядок использования ресурсов, права и обязанности природопользователя, ответственность сторон, размеры платежей, порядок компенсаций ущерба, организацию санитарно-защитных зон и пр. Лицензия, выдаваемая специально уполномоченными государственными органами, устанавливает лимиты на использование природных ресурсов и загрязнения среды, фиксирует экологические требования. Несмотря на некоторую неопределенность в порядке введения договоров на природопользование, во взаимодействии ветвей власти и государственных органов надзора при их использовании, эта статья Закона может играть решающую роль в переходе природополь-зователей к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям, к бережному отношению к природе.
|
|
Средства, получаемые за природопользование, согласно Закону, аккумулируются на счетах внебюджетных экологических фондов и реализуются на природоохранные цели в следующей пропорции: 10 процентов перечисляются в федеральный фонд, 30 — в областной (краевой, республиканский), а 60 — определяют местный (городской, районный) фонд. Такое положение критикуют отдельные руководители Министерства финансов Российской Федерации, которые полагают, что логичнее все отчисления аккумулировать в бюджете, на специальных расчетных счетах. Однако не столь важно, где хранить средства, важно — как их расходовать. По мнению большинства специалистов по вопросам охраны окружающей природной среды, более логичным является сохранение установленных Законом экологических фондов при условии их использования только по назначению, на решение наиболее приоритетных задач, гласно.
Нормирование качества окружающей среды и порядок государственной экологической экспертизы, установленные в разделах IV и V, позволяют обеспечить государственное воздействие на природопользователей. Уровни предельно допустимых воздействий на окружающую среду по всем их видам должны утверждаться специально уполномоченными органами РФ в области охраны среды и санитарно-эпидемиологического надзора. Эти же органы могут выдавать предписания на ограничение, приостановление и прекращение деятельности природопользователя при нарушении имустановленных экологических нормативов. Это, безусловно важный рычаг воздействия на природопользователей, введение которого в жизнь диктуется отсутствием должного набора нормативных актов, определяющих порядок применения санкций к нарушителям.
Перед заключением договора на природопользование должна проводиться государственная экспертиза, выводы которой обязательны как при заключении договора и определении его условий, так и при применении экономических и иных санкций к природопользователю. В Законе предусматривается и общественная экологическая экспертиза, выводы которой становятся юридически обязательными, если они утверждены органами госэкспертизы.
Экологические требования к предприятиям, сооружениям и иным о б ъ е к т а м сформулированы в VI-VII разделах Закона. Они обязательны как при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в строй, так и при эксплуатации объектов. Эти требования учитывают при составлении договоров на природопользование, при отработке ведомственных нормативных документов, в том числе строительных норм и правил (СНиП), норм технологического проектирования (НТП, ВСН), ведомственных норм технологического проектирования (ВНТП) и др. Только после приведения этих документов в соответствие с положениями Закона можно говорить об единой комплексной программе экологизации хозяйственной деятельности. В ряде СНиПов вопросы экологии полностью отсутствовали (2.01-82 «Строительная климатология и геофизика», 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы» и др.). В некоторых они сформулированы так, что не имеют юридической силы. Например: «По возможности следует давать оценку предполагаемого воздействия объекта строительства на окружающую среду».1
|
|
Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в VIII-IX разделах. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия устанавливают высшие органы власти РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов. По их жепредставлению образуются и государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, на чьих территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям их создания.
Особо выделены в Законе курортные и лечебно-оздоровительные зоны, в которых введены округа санитарной охраны и которые рассматриваются как особо охраняемые территории вокруг городов и поселков.
Законом не оговаривается, но их защитная роль от всех видов за грязнений атмосферы общеизвестна (исследованиями, проводившимися в 68 городах и поселках Московской области, установлена зависимость между площадью зеленых насаждений, приходящихся на одного человека, и средней продолжительностью жизни). Поэтому разработка положений о содержании зеленых насаждений с учетом местных условий в соответствии со статьями Закона, безусловно, необходима.
Экологический контроль согласно Закону является системным и состоит из государственного, производственного и общественного. Государственный контроль должен осуществляться как органами власти, так и специально уполномоченными органами. Оптимальным решением является скоординированный контроль представителями обоих органов.
Порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды устанавливается в XII разделе Закона.