Тормозные механизмы

Колесные тормозные механизмы.

У всех автомобилей семейства ЗИЛ-133 эти механизмы одинаковы. Конст­рукция переднего и заднего колес ного тормозов показана на рис. ПЛ. Передний тормоз установлен на штам­пованном щите 9, закрепленном на фланце поворотного кулака болта­ми 10, задний — на литом суппорте 9 закрепленном на фланцах балок промежуточного и заднего мостов ана­логичными болтами.

При торможении под действием диафрагмы тормозной камеры вал разжимного кулака 4 поворачивает­ся. Кулак воздействует через роли­ки 5 и их опоры 5 на тормозные колод­ки 2, вследствие чего последние по­ворачиваются на эксцентриковых осях 8 и прижимаются к тормозному ба­рабану 7. Тормозные накладки / изготовлены из асбестового фрикци­онного материала.

При растормаживании усилие на штоке тормозной камеры уменьшается до нуля и колодки возвращаются в исходное положение под действием оттяжных пружин 6.

Усилие от тормозной камеры к раз­жимному кулаку тормозного меха­низма передается через регулировоч­ный рычаг, с помощью которого меж­ду накладками и барабаном поддер­живается постоянный зазор, увеличи­вающийся по мере их износа. Уст­ройство регулировочного рычага по­казано на рис. 11.2. В корпусе 1 ры­чага находятся: шестерня 5 со шлицевым отверстием для установки на вал 6 разжимного кулака; червяк 3 и запрессованная в него ось 4; фик­сатор 2. При повороте оси червяка за квадратный наружный хвостовик червяк поворачивает шестерню и вместе с ней вал разжимного кулака. При этом кулак придвигает колодки к барабану, уменьшая зазор между ними.

 

Механизм вспомогательной тор­мозной системы дизельных автомо­билей. Представляет собой заслонку 4 (рис. 11.3) моторного тормоза, ус­тановленную в специальном корпусе 2, к которому подходят патрубки / приемных труб глушителя дизельно­го двигателя. На валу 3 заслонки за­креплен также поворотный рычаг, соединенный тягой с пневматическим цилиндром привода.

При включении вспомогательного тормоза заслонка устанавливается перпендикулярно потоку газов, вследствие чего в выпускных трубо­проводах двигателя создается опре­деленное противодавление. Одновре­менно прекращается подача топлива и двигатель переводится на режим при­нудительного вращения, что создает дополнительное сопротивление дви­жению автомобиля.

Двухсекционный тормозной кран предназначен для управления исполнительными механизмами тормозов рабочей тормозной системы автомобиля и комбинированным приводом тормозов прицепа при наличии раздельного привода к тормозам передних и задних колес.

Основными элементами крана (рис. 7.7) являются: ускоритель­ный поршень /, верхний 2 и нижний // клапаны, большой 3 и ма­лый 9 следящие ступенчатые поршни, упругий элемент 4, рычаг 5, толкатель 6, упорный болт 7, пружины 8 и  10 ступенчатых поршней, толкатель малого поршня 12. Выводы I и II крана через промежу­точные аппараты соединены с тормозными камерами соответственно передних и задних колес; выводы /// н IV — с воздушными балло­нами двух раздельных контуров привода рабочей тормозной систе­мы. В исходном положении (тормозная педаль отпущена) клапаны 2 и // (рис. 7.7, б) под действием своих пружин закрыты, вывод / разобщен с выводом IV и вывод //— с выводом ///; выводы I и II сообщены с атмосферой через окно 13.

При нажатии на тормозную педаль (рис. 7.7, б) усилие через систему тяг и рычагов привода передается на рычаг тормозного крана и далее через толкатель 6 и упругий элемент 4 следящему поршню 3. Перемещаясь вниз, поршень 3 сжимает пружину закрывает выпускное окно при касании клапана 2 и разобщает вывод // с атмосферой, а затем отрывает клапан 2 от седла. Сжатые воздух, подводимый к выводу ///, через открытый клапан 2 поступает к выводу //и далее в тормозные камеры задних колес до тех пор, пока сила нажатия на рычаг 5 не будет уравновешена давление сжатого воздуха и пружины 8 на поршень 3 (осуществляется следя­щее действие в верхней секции тормозного крана).

 

 

 

Одновременно с повышением давления в выводе // сжатый воз­дух через канал «а» в корпусе крана проходит в полость А над уско­рительным поршнем 1 второй секции тормозного крана. Имея боль­шую площадь, поршень 1 перемещается вниз и при небольшом дав­лении в надпоршневом пространстве воздействует на ступенчатый поршень 9 второй секции Тормозного крана. Перемещаясь вниз, поршень 9 сжимает пружину 10, закрывает выпускное окно при­ касании клапана 11 и разобщает вывод / с атмосферой, а затем от­рывает клапан 11 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу /К, через открытый клапан // поступает к выводу/н далее в тормозные камеры передних колес. С повышением давления в выводе / возрастает давление в полости под поршнями 1 и 9, уравновешиваю­щее усилие, действующее на поршень 9 сверху. Вследствие этого в выводе / также устанавливается давление, соответствующее уси­лию на рычаге тормозного крана, т. е. следящее действие осуще­ствляется и в нижней секции тормозного крана.

При отказе в работе верхней секции тормозного крана (от­сутствует давление в выводе //) нижняя секция управляется механи­чески через упорный болт 7 (рис, 7-7, г) и толкатель 12, полностью сохраняя свою работоспособность. При этом следящее действие осуществляется уравновешиванием усилия, приложенного к рычагу 5 сверху, давлением воздуха и пружины 10 на малый ступенчатый поршень 9 снизу. Выход из строя нижней секции крана (отсутствует давление в выводе /) на работу верхней секции не влияет.

При снятии усилия с тормозной педали рычаг 5 тормозного крана под действием упругого элемента 4 возвращается в исходное положение. Ступенчатый поршень 3 усилием сжатой пружины 8 перемещается вверх, клапан 2 садится в седло и доступ воздуха из воздушного баллона к выводу // прекращается. При дальнейшем перемещении поршня 3 вверх открывается выпускное окно и сооб­щает вывод // с атмосферой через окно 13. Давление в выводе //, а следовательно, и в полости А надпоршневого пространства уско­рительного поршня 1 падает, поршни 1 и 9 под действием пружины 10 перемещаются вверх, клапан 11 садится в седло и доступ воздуха из воздушного баллона к выводу / прекращается. При дальнейшем перемещении поршней 1 и 9 вверх открывается выпускное окно и сообщает вывод / с атмос­ферой через окно 13.

 

Тормозная камера типа 24 предназначена для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля.

Полость над диафрагмой через штуцер 5 (рис. 7.9) соединена с подводящей магистралью контура привода тормозов колес перед­ней оси рабочей тормозной системы, полость под диафрагмой — с атмосферой через дренажные отверстия в корпусе 3.

При торможении (рис. 7.9, б) сжатый воздух через штуцер 5 в крышке 4 подводится в поддиафрагменную полость камеры. Диаф­рагма 6 прогибаясь перемещает шток 2 и поворачивает регулиро­вочный рычаг тормоза с разжимным кулаком. Последний прижи­мает колодки к тормозному барабану с усилием пропорциональным давлению подведенного в тормозную камеру сжатого воздуха.

При оттормаживании (сброс давления в тормозной камере (рис. 7.9, а), шток с диском под действием возвратной пружины 8 возвращается в исходное положение и поворачивает регулировоч­ный рычаг с разжимным кулаком, освобождая тормозные колодки. Последние под действием стяжных пружин отходят от тормозного барабана.

 

 

 

 

Тормозная камера типа 20 с пружинным энергоаккумулятором предназначена для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки автомобиля при включении рабочей, запасной и стояночной тормозных систем. Она состоит из (рис. 7.16) двух основных частей; тормозной камеры типа 20 и цилиндра с пружинным эиергоаккумулятором, надстроенным над тормозной камерой.

Тормозная камера типа 20 является составной частью контур пневматического привода тормозов колес задней тележки стояноч­ной и запасной тормозных систем и приводится в действие при подаче сжатого воздуха. Пружинный энергоаккумулятор является составной частью контура пневматического привода тормозов колес задней тележки стояночной и запасной тормозных систем н приво­дится в действие при выпуске сжатого воздуха.

В исходном положении (без торможения, рис. 7.16, б) сжатый воздух находится только в полости цилиндра энергоаккумулятора.

При торможении автомобиля рабочей тормозной системой (ра­бочее торможение, (рис. 7.16, в) сжатый воздух от тормозного кран' подается в наддиафрагменную полость корпуса тормозной камеры Диафрагма Р, прогибаясь, перемещает шток, поворачивает регулировочный рычаг с разжимным кулаком и прижимает колодки к тормозному барабану с усилием, пропорциональным давлению воздуха, подведенного в наддиафрагменную полость.

 

При оттормаживании автомобиля рабочей тормозной системой сжатый воздух через тормозной кран удаляется из наддиафрагменной полости в атмосферу, детали тормозной камеры занимают исходное положение, а тормозные колодки под действием стяжных пружин отходят от тормозного барабана.

Включение стояночной тормозной системы для удержания авто­мобиля на стоянке производится полным выпуском сжатого воздуха в атмосферу из полости цилиндра энергоаккумулятора через уско­рительный клапан, управляемый ручным тормозным краном. При снижении давления воздуха в полости цилиндра энергоаккумулято­ра поршень под действием сжатой пружины 5 перемещается и через толкатель воздействует иа диафрагму 9 и шток //. Последний, пере­мещаясь, поворачивает регулировочный рычаге разжимным кула­ком, прижимая тормозные колодкн к барабану.

Выключение стояночной тормозной системы производится по­дачей сжатого воздуха в полость цилиндра энергоаккумулятора под поршень 3, который, перемещаясь вместе с толкателем 2, сжимает пружину 5 и дает возможность штоку // тормозной камеры под действием возвратной пружины 12 вернуться в исходное положение.

В случае торможения или оттормаживаиня автомобиля запас­ной тормозной системой (рис. 7.16, г) сжатый воздух частично вы­пускается из цилиндров или впускается в цилиндры энергоакку­муляторов. Количество воздуха, выпускаемого из цилиндров или впускаемого в цилиндры, зависит от положения рукоятки тормоз­ного крана.

При нарушении герметичности в контуре пневматического при­вода тормозов стояночной (запасной) тормозной системы или при снижении давления в баллоне этого контура произойдет автомати­ческое затормаживание тормозных механизмов колес задней тележ­ки автомобиля пружинными энергоаккумуляторами. Движение ав­томобиля в этом случае обеспечивается растормаживанием тормоз­ных механизмов колес задней тележки устройствами пневматиче­ского или механического растормажнваиня.

Устройство для механического растормажнвания — винт в с упорным подшипником 8 — смонтировано в трубе толкателя 2 пружинного энергоаккумулятора. При вращении винта 6 (рис. 7.16, д) перемещается поршень 3 вместе с толкателем 2 в сторону сжатия пружины, при этом освобождается шток //, который под действием возвратной пружины 12 возвращает регулировочный ры­чаг с разжимным кулаком в отторможенное положение.

 


Тормозной кран обратного дейст­вия. Предназначен для управления пневматическими приборами, рабо­тающими при выпуске сжатого воз­духа. Используется для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тор­мозных систем.

При движении автомобиля рукоят­ка крана 6 (рис. 11.12) находится в крайнем переднем положении и сжа­тый воздух подводится к выводу IIL Под действием пружин 3 и 5 шток на­ходится в крайнем нижнем поло­жении, а клапан 10 пружиной / при­жат к выпускному седлу 9 на штоке 7, Сжатый воздух через отверстия в поршне 11 впускное седло клапана 10 (выполненное на дне поршня 11) проходит к выводу / и далее к пру­жинным энергоаккумуляторам.

При повороте рукоятки поворачи­вается вместе с крышкой направляю­щий кулачок 4. Скользя по винтовым поверхностям, кулачок поднимается вверх, увлекая за собой шток 7. Сед­ло в штоке отрывается от клапана 10* и клапан под действием пружины I поднимается до упора в седло порш­ня 1L Вследствие этого прекраща­ется прохождение сжатого воздуха от вывода /// к выводу L Через от­крытое выпускное седло на штоке 7 сжатый воздух сквозь клапан 10 вы­ходит из вывода / в атмосферный вы­вод /7 до тех пор, пока давление воз­духа под поршнем // не преодолеет усилие уравновешивающей пружины 2 и давления воздуха над поршнем Преодолевая усилие пружины 2, поршень 11 вместе с клапаном 10 под­нимается вверх до соприкосновения клапана с выпускным седлом 9 што­ка 7, после чего выпуск воздуха пре­кращается. Таким образом осуществ­ляется следящее действие. Если ру коятку отпустить, что она из любого промежуточного положения автома­тически возвращается в переднее Только в крайнем заднем положе­нии фиксатор 8 рукоятки входит в специальный вырез и удерживает ру­коятку. При этом воздух из вывода / полностью выходит в атмосферный вывод //, так как поршень // упи­рается в тарелку пружины 2 и кла­пан 10 не доходит до выпускного сед­ла. Для растормаживания пружинных энергоаккумуляторов рукоятку не­обходимо вытянуть в радиальном на­правлении. При этом фиксатор вы­ходит из паза стопора и рукоятка свободно возвращается в переднее положение.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: